28.04.2024

Подготовка к подробному изложению. Ребятам о зверятах: Рассказы русских писателей Бобренок весной снег быстро растаял


Бобр – полуводное млекопитающее, принадлежит отряду грызунов и семейству бобровых. Впервые бобры появились в Азии. Место обитания - Европа, Азия, Северная Америка. В прошлом эти бедные животные чуть совсем не исчезли с лица земли. Естественно, по вине человека, потому что из красивых шкур бобров шили множество шуб и шапок.

Длина тела бобра достигает до 1,2 м. Весить могут около 30 кг. На природе бобр живёт до 17 лет. Бобр имеет сильные и уплощенные когти. Широкие, короткие уши, маленькие глаза, короткие ноги, забавный круглый хвост. Цвет меха может варьироваться от светло-каштанового до чёрного.

Селятся бобры возле озера, пруда, ручья, водохранилища, реки, иногда выкапывают себе норку. Бобры являются травоядными животными, питаются побегами деревьев, корой, разными травянистыми растениями. У бобров очень хорошие зубы, поэтому иногда они валят деревья, подпиливая их у основания. Их зубы и челюсть можно сравнить с пилой.

Из грязи и веток бобры строят себе норы. Дом получается наполовину погруженным под воду, в норке есть главная камера, расположенная наверху. Вход и «кладовая» используются для хранения запасов пищи, они находятся под землёй. Бобры обгрызают деревья у основания, чтобы заострить их, разделяют их на разные куски и получают нужный им материал. Грязь, камни и деревья нужны бобрам для строительства плотин, так они изолируют свои норы, вокруг они образуют что-то вроде небольшого пруда, уровень воды остается всегда одинаковым. Когда холодно, зимой, бобры вынуждены плавать под водой, чтобы добраться до своих запасов с пищей, ведь поверхность покрывается льдом.

Главными врагами являются лисы, волки, бурые медведи и человек.
Брачный сезон у бобров начинается в январе и закачивается в конце февраля. В воде происходит спаривание. Своих детёнышей самки вынашивают 105 дней. Маленькие бобры рождаются примерно в апреле, мае. Рождаются опушённые, полузрячие, весят 500 г. Примерно через 2 дня бобры могут начинать плавать. Помогает бобрятам мама. Листьями начинают питаться через 3-4 месяца, но мама всё же кормит их молоком. Уже через 2 года бобры отселяются.

Бобр - трудолюбивое и упорное животное, которое многому научило людей. Даже люди кое-что позаимствовали у этих умных животных. Например, некоторые инженерные решения и приёмы в строительстве плотин.

Подборка фото бобров

Все знают об интересных и необычных животных – бобрах. Об этих зверьках известно много удивительного. С древности у человечества с бобрами связана куча домыслов и обычаев. Так, например, католическая церковь долгое время была уверенна, что бобры – это рыбы! По этой причине мясо бедных животных считалось постным и без угрызений совести употреблялось во время поста.

Православные люди, наоборот, считали бобров совершенно непригодными для пропитания, отчего в 14 в. у каждого на исповеди спрашивали, не ел ли он конины или бобрятины (в добавок ко всему, за кражу этого зверька на Руси облагали штрафом в 12 гривен, ведь бобры были собственностью, что четко прописано в своде законов «Русская правда») .

Индейцы Северной Америки совершали молитву, обращенную к Великому Бобру (вождю бобров) , для удачной охоты.

В Канаде в свое время эти животные использовались как валюта, были даже специальные форты-магазинов, где за одну бобровую шкурку можно было приобрести на свое усмотрение - четыре ложки, два ножа, ботинки, носовой платок, галлон бренди или полтора фунта пороха. В 1756-1763 годах бобровые угодья стали причиной англо-французской войны за право обладания Канадой.

Бобровая струя (маслянистая водоотталкивающая жидкость из желез) применялась для излечения головных болей еще царём Соломоном. Вероятно, что она помогала, так как в ней содержится большое количество аспирина. Затем бобровая струя использовалась в парфюмерии.

Естественно, в наши дни такие домыслы и обычаи вызывают улыбку или недоумение, к тому же животное это достаточно изучено, но это вовсе не исключает невероятные факты о бобрах!

Так, например, бобер бьет все рекорды среди полуводных млекопитающих по удержке дыхания. Закрывая ушные и ноздревые клапаны, они целых 10, а то и 15 минут не всплывают на поверхность! Это удается благодаря большим лёгким и печени. При этом скорость плавания этого животного также поражает – 700 метров за одну удержку дыхания под водой.

Канадские бобры выстроили свою плотину на реке Джефферсон (в шатате Монтана) , ее длина составила 700 м, но бобры штата Нью-Хэмпшир побили и этот рекорд со своей плотиной протяженностью в 1,2 км. Надо сказать, что на постройку 10 м плотины у одной семьи этих животных уходит в среднем 7 дней.

Для лучшей ориентации у бобра в глазах есть третье веко, используемое только для подводного передвижения. Глубина погружения и направление регулируются с помощью хвоста, покрытого жесткими волосками и чешуйками.

Информация о бобрах собирается с давних времен: существуют находки останков этих зверьков еще эпохи плейстоцена. Это останки двух разных видов – сибирского бобра и североамериканского. По черепу учёные узнали, что рост древних бобров составлял - 165 см, а вес - 60 кг!

Интересные факты о бобрах неизменно поражают: за ночь это животное может переработать 25 кубических сантиметров мягкого типа дерева (ивы, осины, тополя или ольхи) . Небольшие ветви перегрызаются за два укуса. В «бобровой практике» свалить дерево диаметром 96 сантиметров – не проблема, такой случай уже был зафиксирован.

Семейная характеристика бобра безукоризненна: сообщество таких животных состоит из 5-8 особей, семейной пары и их детей с прошлого и текущего года. Молодые бобрята, покинувшие семью, могут какое-то время жить в одиночку.

Территория, которую занимает семья, закрепляется за ней на многие поколения. Так, например, маленький водоем становится домом для одной семьи или холостого бобренка. На больших водоёмах длина участка одной семьи составляет - 0,3 - 2,9 км. Эти необычные животное практически никогда не отлучаются от воды более чем на 200 м.

Естественно, жизнь бобров невозможно представить без строительства их знаменитых плотин. Конечно же, здесь существуют свои рекорды!

Бобер - это самый крупный грызун Европы, а в мире – второй после капибары. Удивительно, но взрослый самец может весить как восьмилетний мальчик! Такого грызуна еще поискать! А если добавить к этому еще и общий добродушный внешний вид зверька, то получится самое очаровательное существо!

Плотины этих зверьков являются единственным сооружением, построенным животными, которое видно из космоса!

Современные сведения о бобрах очень обширны, об этих зверьках постоянно узнают что-то новое!

Уже давно известно, что в неволе бобер живёт до 35 лет, а в природе до 17. Интересно, что второй самой распространенной причиной их смертности является придавливание деревьями. Такова оборотная сторона медали их природной деятельности. Как и любой строитель, они подвергают свою жизнь определенным рискам.

Самое интересное о бобрах относится, пожалуй, к их повседневной жизни. Так, например, в случае опасности животное быстро ныряет и с силой ударяет по воде своим широким хвостом, что производит громкий «сигнал опасности» для всех домочадцев. Такой звук бобры могут услышать на огромном расстоянии выше или ниже уровня воды. Как только один зверек «посигналит», остальные, в том числе и соседи, занырнут и, возможно, не выйдут из дома в течение некоторого времени. Сильно напуганный бобер может быть очень смелым и способен, в случае чего, напасть на человека.

На зиму семейство бобров делает заготовки из веточек. Для одной такой ячейки бобриного «сообщества» размеры запасов могут составлять 70 кубометров в объеме. Семье не придется голодать с таким количеством еды, а значит зима пройдет незаметно!

Бобры не похожи на людей, все, что им нужно для жизни, они уже знают с рождения, а потому абсолютно не учатся. Тем не менее, детеныши живут с родителями не меньше двух лет (для безопасности и достижения половозрелого возраста) .

Одним словом, эти животные – удивительны! Несколько интересных фактов о бобрах обязательно останутся в памяти, ведь их природа, хоть и известна человеку, но остается непостижимой! Чем больше узнаешь, тем больше эти необычные зверята нравятся.

Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.
Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.
Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть.
Я заметил его и вытащил из воды. Думал, водяная крыса, а потом вижу - хвост лопаточкой, и догадался, что это бобрёнок.
Дома он долго чистился и сушился, потом нашёл веник за печкой, уселся на задние лапки, передними взял прутик от веника и стал его грызть.
После еды бобрёнок собрал все палочки и листики, подгрёб под себя и уснул.
Послушал я, как бобрёнок во сне сопит. «Вот, - думаю, - какой спокойный зверёк - можно его одного оставить, ничего не случится!»
Запер бобрёнка в избе и пошёл в лес.
Всю ночь я бродил по лесу с ружьём, а утром вернулся домой, открыл дверь, и...
Что же это такое? Как будто я в столярную мастерскую попал!
По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая: бобрёнок её со всех сторон подгрыз. А сам спрятался за печку.
За ночь вода спала. Посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.
С тех пор как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу вспоминаю про бобрёнка, который подгрыз мой стол.

Бобрёнок

Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.

Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.

Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть.

Я заметил его и вытащил из воды. Думал, водяная крыса, а потом вижу – хвост лопаточкой, и догадался, что это бобрёнок.

Дома он долго чистился и сушился, потом нашёл веник за печкой, уселся на задние лапки, передними взял прутик от веника и стал его грызть.

После еды бобрёнок собрал все палочки и листики, подгрёб их под себя и уснул.
Послушал я, как бобрёнок во сне сопит. “Вот, – думаю, – какой спокойный зверёк – можно его одного оставить, ничего не случится!”

Запер бобрёнка в избе и пошёл в лес.

Всю ночь я бродил по лесу с ружьём, а утром вернулся домой, открыл дверь и…

Что же это такое? Как будто я в столярную мастерскую попал!

По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая: бобрёнок её со всех сторон подгрыз. А сам спрятался за печку.

За ночь вода спала. Посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.

С тех пор как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу подумаю про бобрёнка, который подгрыз мой стол. (203 слова.)

Выполняя задания 1–9, отметь √ номер правильного ответа.

1. В тексте в основном говорится о том, что

1. Бобрёнок подгрыз ножку стола в доме героя.

2. Весной вода затопила бобровую хатку.

3. Бобрёнок в неволе ведёт себя как в природе.

4. Бобрёнок – очень спокойный зверёк.

2. Из текста понятно, что в ситуации с ножкой стола бобрёнок проявил себя как

1. глупое животное

2. неблагодарное животное

3. дикое животное

4. прожорливое животное

1. нельзя оставлять бобрёнка одного дома

2. бобрёнок всегда подчиняется инстинктам

3. бобрёнок может подгрызть ножку стола

4. не надо брать спасённого бобрёнка домой

4. Герой отнёс детёныша бобра к реке, потому что

1. обиделся на глупого бобрёнка

2. бобрёнок должен жить на воле

3. пожалел маленького бобрёнка

4. глупый бобрёнок ему надоел

5. Почему бобрёнку нужна была помощь героя?

1. бобрёнка бросили родители

2. бобрёнок был самым маленьким

3. бобрёнок был непослушным

4. вода затопила бобровую хатку

6. В каком выражении рассказчик выказывает своё отношение к бобрёнку?

1. вот какой спокойный зверёк – можно одного оставить

2. самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть

3. после еды бобрёнок собрал все палочки и листики

4. посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке

7. Определи верную последовательность событий.

А. бобрёнок “напроказничал”

Б. герой спас бобрёнка

В. бобрёнок поел и уснул

Г. герой отпустил бобрёнка

Д. бобрёнок в беде.

1. АБВГД

2. ВДБАГ

3. БВАГД

4. ДБВАГ

8. В каком выражении автор описывает повадки животного?

1. Бобрёнок выбился из сил и стал тонуть.

2. Бобрёнок спокойно спал и сопел во сне.

3. Бобрёнок сел на задние лапки и стал грызть прутик.

4. Бобрёнок подгрыз ножку стола и спрятался за печку.

9. Как ты думаешь, из какой книги взят текст?

1. Рассказы о животных.

2. Стихотворения о природе.

3. сказки о животных.

4. Энциклопедия животных.

10. Вставь недостающее слово.

Думал, водяная крыса, а потом вижу – хвост ________________ , и догадался, что это бобрёнок.

Дополни предложение.

11. Бобрёнок уселся на задние лапки, передними взял прутик от веника и ___________________________________________________________________ .

Выполняя задание 12, напиши развёрнутый ответ на вопрос.

12. Почему Г.Я. Снегирёв так назвал рассказ?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

III Часть: оценочная таблица с критериями оценивания (для учителя). Буквой “П” отмечены задания повышенного уровня сложности.

№ задания.

Правильный ответ или критерии оценивания.

1 балл – выбран верный ответ (тема текста) 3) бобрёнок в неволе ведёт себя как в природе.

0 баллов

1 балл – выбран верный ответ 3) дикое животное.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – выбран верный ответ 2) бобрёнок всегда подчиняется инстинктам.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – выбран верный ответ 2) бобрёнок должен жить на воле.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – выбран верный ответ. 2) бобрёнок был самым маленьким.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – выбран верный ответ. 1) вот какой спокойный зверёк – можно одного оставить.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

7 – П

1 балл – выбран верный ответ. 4) ДБВАГ.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – выбран верный ответ. 3) бобрёнок сел на задние лапки и стал грызть прутик.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

9 – П

1 балл – выбран верный ответ. 3) БАД.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – выбран верный ответ. 1) рассказы о животных.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – в предложение вписано слово лопаточкой .

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – предложение продолжено словами: стал его грызть.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

13 – П

2 балла – дано связное монологическое высказывание, содержащее ответ на поставленный вопрос.

1 балл – обоснование верное, но высказывание содержит речевые ошибки.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1–2 балла.

14–11 баллов – высокий уровень.

10–7 баллов – базовый уровень.

6 баллов и меньше – низкий уровень.

© 2003–2015 ИД «Первое сентября»

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Задачи урока:

  • Образовательные: совершенствовать знания учащихся по изучаемой теме, развивать речь учащихся.
  • Воспитательные: продолжить формирование у учащихся уважительного отношения к природе и к “братьям нашим меньшим”.

Коррекционные: совершенствовать методы написания учащимися подробного изложения.

Оборудование урока:

  • Классная доска
  • Раздаточный материал для учащихся
  • Различные виды лингвистических словарей
  • Картинки с изображением элементов рассказа (охотник, бобренок, плотина на реке)

Ход урока

1. Оргмомент. Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся.

Проверка домашнего задания у учащихся осуществляется на протяжении всего урока.

2. Вступительное слово с учащимися (в форме беседы)

Основные моменты беседы:

  • о весенних разливах рек;
  • о бедствиях, которые терпят животные в это время;
  • о том, как на помощь им приходят люди.

3. Первичное ознакомление учащихся с текстом для изложения (первое прочтение текста учителем)

Текст изложения:

БОБРЕНОК.

Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.

Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. Я заметил его и вытащил из воды. Вижу – хвост лопаточкой, и догадался, что это бобренок.

Дома он долго чистился и сушился. Потом нашел веник за печкой, уселся на задние лапы, передними взял прутик от веника и стал грызть.

Всю ночь я бродил по лесу с ружьем, а утром вернулся домой. По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая. Бобренок ее со всех сторон подгрыз, а сам спрятался за печку.

За ночь вода спала. Посадил я бобренка в мешок и поскорее отнес к реке. (124 сл.) (По Г.Снегиреву)

4. Проверка первичного восприятия учащимися текстового материала (устная работа на уроке с текстом изложения):

Ответьте на вопросы:

  1. Что произошло весной с бобровой хаткой?
  2. Почему охотник решил, что это бобренок?
  3. Что вы можете еще сказать о внешнем виде бобра?
  4. Где живут бобры?
  5. Чем питаются?
  6. Зачем строят плотины?
  7. Какую картину увидел охотник по возвращении домой?
  8. Какое предложение в тексте свидетельствует о том, что охотник стремился расстаться с бобренком? (Посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.)

5. Второе прочтение текста для изложения.

6. Составление плана изложения.

Какие части можно выделить в тексте? Как их озаглавить?

План изложения:

(Составляется вместе с учащимися и записывается учителем на доске).

  1. Половодье.
  2. Маленький бобренок.
  3. В избе у охотника.
  4. Ночная работа бобренка.
  5. Скорей к реке.

7. Словарная работа.

На доске записываются словарные слова и объясняется их написание: Бобренок, подобралась, расплываться, лопаточкой, тонкая-тонкая, поскорее.

8. Устные и письменные задание на развитие речи учащихся и предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок в тексте изложения.

1. Какие близкие по смыслу слова и выражения можно подобрать к данным словам и словосочетаниям:

  • вода поднялась – прибыла
  • бобровая хатка – домик бобра
  • вода подобралась еще выше – подошла
  • хвост лопаточкой – клиновидный
  • бродил по лесу с ружьем – ходил
  • валяются – лежат
  • подгрыз – подпилил

– Каким из этих слов следует отдать предпочтение и почему?

2. Подберите синонимы к словам:

  • строят – создают
  • растаял – поплыл
  • маленький – мелкий
  • чистился – отряхивался

3. Объясните правописание согласных в корне слов:

  • грызть
  • стружки.

4. Объясните (устно) орфограммы в словах:

  • поднялась
  • затопила
  • расплываться
  • бродил
  • валяются
  • посадил

5. Разберите предложения по членам, объясните расстановку знаков препинания.

Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.

Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть.

Бобренок ее со всех сторон подгрыз, а сам спрятался за печку.

9. Заключительное прочтение текста для изложения (непосредственно перед написанием)

10. Объяснение нового домашнего задания (учащимся необходимо повторить материал по изучаемой теме).

Итог урока подводится после проверки работ учащихся.