15.02.2024

Зарождение психологии как науки. Интроспективное направление в истории психологии: структурализм и функционализм. Курсовая работа функционализм и структурализм в психологии Функционализм и структурализм в психологии


Страница 21 из 30

Структурализм и функционализм в американской психологии

Структурализм - течение в американской пси­хологии, цель его - найти психический первоэле­ мент и структуру, которую составляют перво­элементы в определенном психическом процессе. Это направление продолжало развитие психологии в рамках вундтовской концепции психического, его лидером был единственный верный ученик Вундта Эдвард Титченер (1867-1927). Англичанин по национальности, он получил филологическое об­разование в Оксфорде, но не смог продолжить об­разование в области психологии, которая его интересовала, так как в английских университетах экс­периментальные исследования «души» были за­прещены религиозными университетскими деяте­лями. В течение 2 лет он учился у Бундта, затем переехал в США, где проработал в Корнельском университете 35 лет.

В 1896 и 1905 гг. Титченер выпустил две наибо­лее значительные работы - «Очерки психологии» и «Экспериментальная психология», в которых обосновывал свои научные взгляды. Он считал, что перед психологией стоят 3 извечных вопроса («что?», «как?» и «почему?»): 1 - из каких элемен­тов построено сознание; 2 - как эти элементы ком­бинируются и каковы устойчивые регулярные свя­зи между ними; 3 - каким образом нервная ткань и физиологические процессы в ней порождают пси­хические процессы. Титченер полагал, что психо­логия - это наука об опыте, переживаемом субъек­том, значит, предметом психологии является сознание, как сумма переживаний субъекта в дан­ный момент времени, методом - интроспекция. Со­держание сознания - это не те банальные самоот­четы, которые дают наивные испытуемые, сознание имеет свой собственный строй и материал, скры­тый от субъекта так же, как скрыты процессы, изу­чающиеся в химии и физике. Чтобы получить в опы­те материал чистого сознания, испытуемый должен быть специально подготовлен. Он должен научить­ся отделять в опыте те составляющие, которые идут от объекта (наблюдаемого предмета), от собствен ных состояний в момент наблюдения. Именно соб­ственные состояния субъекта являются предметом исследования в структурной школе психологии. Описание опыта в терминах объекта Титченер на­зывал ошибкой стимула. Если испытуемый, на­блюдая яблоко, описывает его как яблоко, то он со­вершает ошибку стимула, он должен описывать свой опыт в терминах текущего восприятия (описывать цвет, форму, блеск поверхности, переходы света, тени и др.)- Стоит упомянуть, что Титченер назы­вал своих испытуемых реагентами (химический тер­мин); реагент - это вещество, которое добавляется в основное, чтобы свойства основного вещества проявились. Итогом работы Титченера и его со­трудников явилось описание примерно 44 000 эле­ментарных ощущений, из которых 32 820 зритель­ных и 11 600 слуховых. Каждый элемент мог объединяться с другими для образования более сложных психических феноменов. Эти элементы (подобно химическим) являются базовыми и ха­рактеризуются свойствами: качеством (модальность ощущения - «красный», «горячий» и др.), интен­сивностью (сила, яркость, громкость), длитель­ностью (продолжительностью во времени), отчет­ливостью (включенностью внимания) (Шульц Д., Шульц С., 1998).

Структурализм фактически прекратил свое су­ществование со смертью своего лидера в 1927 г. Основной причиной неудачи этого направления явился избранный метод - метод интроспекции.

Результаты, полученные с его помощью, невоспро­изводимы у одного и того же человека при отдель­ных пробах и крайне вариативны у разных людей. Функционализм возник в американской пси­хологии в начале XX в. параллельно со структура­лизмом, но существовал более длительное время. Теоретической основой функционализма стала эволюционная теория Ч. Дарвина, значение кото­рой было расширено за пределы описаний законо­мерностей жизни живой природы и распростране­но на область социальной жизни человека. Такое обобщение принадлежит английскому философу, современнику Дарвина Герберту Спенсеру (1820-1903); его теория получила название социального дарвинизма. Согласно ей, не только биологичес­кие виды, человек, социальные институты и систе­мы, но и вся Вселенная подчиняются закону выжи­вания сильнейших. Если не мешать действию этого закона, то выживут лучшие индивиды и социальные системы, будет осуществляться последовательное совершенствование человека и видов социальных сообществ. Соответственно субсидии на образова­ние и программы государственной поддержки со­циально незащищенных слоев -^ это порочная прак­тика, которая сводит на нет естественные процессы в человеческом сообществе («Следует дать уйти со сцены тем, кто не может выживать»), Социальный дарвинизм соответствовал ценностям протестантиз­ма, духу индивидуализма и свободного предприни­мательства, царившего в США на рубеже XIX-XX вв, и был принят как национальная идея (Шульц Д., Шульц С., 1998).

Наиболее известным представителем функцио­нализма был Уильям Джеймс (1842-1910), ученый, обладавший глубоким видением человеческой на­туры, но не вполне последовательный как в науч­ных интересах, так и в человеческих отношениях. Первоначальное образование получил как медик, в течение непродолжительного времени обучался психологии в Лейпциге у Вундта; в целом не имел систематического психологического образования. Первый лекционный курс, который он читал в Гар­варде в 1875-1876 гг., назывался так: «Об отноше­нии между физиологией и психологией». Фило­софскую основу концепции Джеймса составлял прагматизм Ч. Пирса: ч...истинно то, что дает результат». Основная работа - «Основы психо­логии» в 2 т. (1890), где Джеймс критиковал струк­турную психологию Вундта и Титченера и сформу­лировал новую концепцию сознания и новое понимание целей психологии. Он полагал, что цель психологии - не выявление элементов и структу­ры, а ответ на вопрос, как сознание способствует росту адаптивных возможностей человека. Созна­ние, как полагал Джеймс, - это жизненно важная функция высокоорганизованных существ, живущих в сложной среде. Таким образом, и сознание, и все другие психические процессы порождены эволю­цией и их значение - повысить приспособитель­ные функции организмов, в том числе человека. Джеймс считал, что искусственно раскладывать со­знание на элементы и искать в них структуру бес­смысленно, психическая жизнь человека целостна, непрерывна, изменчива, существует в виде потока сознания, носит необратимый направленный харак­тер и обладает свойством кумулятивное™. Две наи­более поэтичные метафоры Джеймса звучат так: «...сознание представляет поток, членить кото­рый так же бессмысленно, как резать ножни­цами води», «...сознание подобно полету птицы». Обычно в психологии отмечаются только «останов­ки в полете» (Ярошевский М. Г., 1985). Такое пони­мание сознания как непосредственно текущего субъективного переживания сближает Джеймса с экзистенциальными философами и психологами. Естественно, что при таком подходе наиболее при­емлемым методом психологии может быть только самонаблюдение, эксперимент можно использо­вать только при исследовании порогов чувствитель­ности, процессов восприятия и памяти. Интерес к субъективному привел Джеймса к попытке ана­лиза структуры личности. Он предлагал четыре «формы Я»: материальное Я (тело, одежда, имуще­ство субъекта); социальное Я (все, что относится к притязаниям на престиж, дружбу, к потребности в положительной оценке со стороны других); ду­ховное Я (процессы сознания, психические спо­собности); чистое Я, или личная идентичность, основой которого являются органические (висце­ральные и мышечные) ощущения. Наибольшее признание в психологии получили идеи относитель­но социального и чистого Я. Социальное Я - ком­понент структуры личности, в котором отражается осознание значимости личности в представлениях других, и, поскольку человек является членом не­скольких социальных групп, у него есть несколько социальных Я. Самооценка личности является не­ким суммарным результатом социального опыта человека. Согласно Джеймсу, самооценку (чувство собственного достоинства, самоуважение, удовле­творенность жизнью) можно представить в виде дроби, в числителе которой находится успех, а в знаменателе - притязания личности. Следова­тельно, уровень самоуважения можно повысить, либо повышая успех (числитель дроби), либо по­нижая притязания (знаменатель). Джеймс отдавал предпочтение второму пути, полагая, «что всякое расширение нашего Я составляет лишнее бремя и лишнее притязание» (Ярошевский М. Г., 1976). Представления Джеймса об идентичности оказали влияние на концепцию эго-идептичности Э. Эрик-сона. Б последние годы своей жизни Джеймс об­ратился к исследованиям религиозного опыта че­ловека - «Многообразие религиозного опыта» (1902) и философскому обоснованию прагма­тизма - «Прагматизм» (1907) (Ярошевский М. Г., 1976).

Дальнейшее развитие функционализма связано с работами Чикагской школы Джона Дьюи (1859-1952), Джеймса Энджела (1869-1949) и ученого Колумбийской школы Роберта Вудвортса (1873-1954).

К 70-м годам XIX века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможным потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В. Вундт (1832 – 1920 гг.) и Ф. Брентано (1838 – 1917 гг.).

В. Вундт организовал в Лейпциге первый психологический институт (1875 г.). В связи с этим очень важным был выход в свет его труда "Основы физиологической психологии". В нём предметом психологии был признан "непосредственный опыт" - содержание сознания; главным методом - интроспекция (наблюдение субъекта за процессами в своём сознании, что требовало специальной длительной тренировки).

Одновременно с В. Вундтом философ Ф. Брентано изложил программу изучения психологии в работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874 г.). Согласно Ф. Брентано, область психологии - это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства), а его акты, психические действия, благодаря которым оно появляется. Например, одно явление - свет, другое - акт видения света. По мышлению философа, изучение актов и есть уникальная сфера психологии.

В научных разработках уровень теоретических представлений о предмете психологии отличался от уровня конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадал всё более широкий круг явлений.

Методы экспериментальной психологии начал разрабатывать немецкий психолог Г. Эббингауз (1850 – 1909 гг.).

Структурная психология Э.Титченера .

Э.Титченер (1867-1927) развивал вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией. Ее задачи: 1) разложить душевное состояние на простейшие составные части; 2) найти законы соединения этих частей; 3) привести эти законы в связь с физиологической организацией.

Основоположником функционализма выступает У.Джемс (1842-1910). Джемс приходит к выводу, что психическая жизнь есть постоянная смена качественностей. В сознании нет связок. Оно течет непрерывно. Постоянная смена качественностей составляет поток сознания . В его не­прерывном потоке выделяются некоторые переходные состояния. Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, неопределенных образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание отличается селективностью, т.е. избирательностью: в нем всегда одно состояние выдвигается вперед, другое, наоборот, отходит на задний план в соответствии с тем, что нужно, важно, интересно данному индивиду.

Все душевные процессы являются функцией мозговой деятельности.

Идеи Джемса дали начало новому направлению американской психологии - функционализму.

Наиболее ярко и последовательно это широко рас­пространенное в США в начале XX в. направление представлено психологами Чикагской школы (Дж. Дьюи, Дж.Р. Энджелл, А.У. Мур, Дж.Г. Кэрр и др.). Существовало до 1916 г., после чего перешло в бихевиоризм.

Функционализм вместо анализа сознания со сто­роны содержания требовал рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении. Предметом изучения объявляется функция, т.е. операция. Изучить функцию - значит раскрыть ее ко­ординацию, с одной стороны, с организмом, с состоя­нием потребности, которую она удовлетворяет, и с внешней средой, на которую эта функция направлена. Психическая функция, рассматриваемая со стороны ее полезности в практических ситуациях, является инст­рументом приспособления к окружению.

Основателем структурализма является ученик В. Вундта Э. Титченер.
Он родился в Англии, получил философское образование в Оксфордском университете. Затем переехал в Лейпциг, чтобы заняться экспериментальной психологией под руководством Вундта, и стал самым верным и последовательным его учеником. Через два года Титченер переехал в США, где создал крупнейшую в этой стране психологическую школу.
Титченер называл свою теорию структурализмом, так как главной задачей психологии считал экспериментальное исследование структуры сознания.
Для того чтобы выделить и описать элементы этой структуры, Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции, проводя специальную тренировку испытуемых. Он считал, что сочетание самонаблюдения с экспериментом и математикой сможет приблизить психологию к стандартам естественных наук.
Функционализм берет свое начало в Европе с работ австрийского профессора философии Ф. Брентано. В этих работах Брентано предложил новую концепцию развития психологии, противопоставив ее программе Вундта. Основной задачей психологии он считал описание работы сознания, состоящей из интенционалъных (направленных) актов. Брентано решительно отвергал методы Вундта, так как они позволяли изучить лишь результат, но не сам психический акт.
Взгляды Брентано нашли продолжение в работах К. Штумпфа — профессора философии, основавшего в Берлинском университете психологическую лабораторию. Он также считал, что предметом психологии должно стать изучение психологических функций (актов). Темой большинства экспериментальных работ Штумпфа явилось изучение восприятия музыкальных тонов. Эти работы внесли самый крупный после Гельмгольца вклад в исследование психологической акустики.
Хотя многие европейские ученые проявляли интерес к трудам Брентано и Штумпфа, настоящий расцвет функционализма связан с его американской школой, и прежде всего с работами У. Джемса. Джемс окончил Гарвардский университет, получив медицинское и художественное образование. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, основателем первой в США психологической лаборатории, президентом Американской
психологической ассоциации. Благодаря Джемсу психология стала одной из самых популярных наук в Америке.
В своих психологических работах Джемс не столько представил целостную систему взглядов, сколько предложил набор концепций, которые послужили основой самых различных подходов — от бихевиоризма до гуманистической психологии. Одним из основных направлений исследований Джемса было изучение сознания, в котором он выделил такие свойства, как непрерывность, динамизм, избирательность.
Значительное внимание Джемс уделял проблеме личности, рассматривая ее как интегративное целое, что было принципиально новым для того периода. Джемс первым заговорил о роли самооценки и вывел формулу самоуважения. Ему принадлежит одна из самых известных теорий эмоций. Джемс по праву считается выдающимся американским ученым, внесшим большой вклад в развитие психологии, философии и педагогики.
Идеи, заложенные Джемсом, были развиты Д. Дьюи. Известный философ и педагог начинал свою карьеру в качестве психолога. Он основал в Чикагском университете школу, из которой вышли десятки американских психологов. В качестве предмета новой психологии Дьюи предлагал признать целостный организм, обладающий активностью по отношению к среде.
Чикагская школа функционализма представлена также именами Д. Энджелла и Г. Кэрра.
Наряду с Чикагской школой к функционализму примыкала Колумбийская школа, возглавляемая Р. Вудвортсом. Вудвортс изучал поведение, выделив важную роль мотивации и установки, что делает его работы актуальными и сегодня. В Колумбийской школе работали Д. Кеттелл и Э. Торндайк, создавшие предпосылки для развития дифференциальной психологии и бихевиоризма.
Вклад функционализма в развитие психологии очень важен, так как именно его представители показали значение поведения, которое наравне с сознанием должно быть включено в предмет психологии. Не менее важной была идея о целостности человека и социальной среды. Именно эти положения определили путь дальнейшего развития психологии.

1. Структурализм, функционализм. Интроспективная психология.

2. Бихевиоризм.

3. Психоаналитический подход.

4. Гештальтпсихология

5. Когнитивная психология

6. Гуманистическая психология.

7. Деятельний подход.

Структурализм, функционализм. Интроспективная психология.

Кризис интроспективной психологии сознания. Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений, тем стремительнее росла неудовлетворенность версий о том, что уникальным предметом этой науки служит сознание, а методом - интроспекция. Это усугублялось успехами новой биологии. Она изменила взгляд на все жизненные функции, в том числе - психические. Восприятие и память, навыки и мышление, установки и чувства трактуются отныне как своего рода «инструменты», работающие на решение организмом задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации.

Рушилось воззрение на сознание как замкнутый в себе внутренний мир. Влияние дарвинистской биологии сказалось и в том, что психические процессы стали исследоваться с точки зрения развития.

На заре психологии главным источником сведений об этих процессах служил взрослый индивид, способный в лаборатории, следуя инструкции экспериментатора, сосредоточить свой «внутренний взор» на фактах «непосредственного опыта». Но стимулированное идеей развития расширение зоны познания ввело в психологию особые объекты. К ним невозможно было применить метод интроспективного анализа. Таковыми являлись факты поведения животных, детей, психически больных.

Новые объекты требовали и новых объективных методов. Только они могли обнажить те уровни развития психики, которые предшествовали процессам, изучаемым в лабораториях. Отныне уже невозможно было относить эти процессы к разряду первичных фактов сознания. За ними ветвилось великое древо сменяющих друг друга психических форм. Научные сведения о них позволили психологам перейти из университетской лаборатории в детский сад, школу, психиатрическую клинику.

Практика реальной исследовательской работы до основания расшатала взгляд на психологию как науку о сознании. Созревало новое понимание ее предмета. Оно по-разному преломилось в теоретических воззрениях и системах.

В любой области знания имеются конкурирующие концепции и школы. Такое положение нормально для роста науки. Однако при всех разногласиях эти направления скрепляют общие воззрения на исследуемый предмет. В психологии же в начале XX столетия расхождение и столкновение позиций определялись тем, что каждая из школ отстаивала отличный от других собственный предмет. Психологи, по свидетельству одного из них, почувствовали себя «в положении Приама на развалинах Трои». Между тем, за видимым распадом шли процессы более углубленного, чем в прежние времена, освоения реальной психической жизни, различные стороны которой отразились в новых теоретических конструктах. С их разработкой сопряжены революционные сдвиги по всему фронту психологических исследований.

Функционализм. В начале XX века прежний образ предмета психологии, каким он сложился в период ее самоутверждения в семье других наук, сильно потускнел. Хотя по-прежнему большинство психологов считало, что они изучают сознание и его явления, эти явления все теснее соотносились с жизнедеятельностью организма, с его двигательной активностью. Лишь очень немногие продолжали вслед за Вундтом считать, что они призваны заниматься поисками строительного материала непосредственного опыта и его структурами.

Такому подходу, названному структурализмом, противостоял функционализм . Это направление, отвергая анализ внутреннего опыта и его структур, считало главным делом психологии выяснение того, как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей. Тем самым предметная область психологии расширялась, охватывая психические функции (а не элементы) как внутренние операции, которые производятся не бестелесным субъектом, а организмом с целью удовлетворить его потребность в приспособлении к среде.

У истоков функционализма в США стоял Вильям Джемс (1842-1910 ). Он известен также как лидер философии прагматизма (от греч. «прагма» - действие), которая оценивает идеи и теории исходя из того, как они работают на практике, принося пользу индивиду.

В своих «Основах психологии» (1890) Джемс писал, что внутренний опыт человека - это не «цепочка элементов», а «поток сознания». Его отличают личностная (в смысле выражения интересов личности) избирательность (способность постоянно производить выбор).

Обсуждая проблему эмоций, Джемс (одновременно с датским врачом Карлом Ланге) предложил парадоксальную, вызвавшую острые споры концепцию, согласно которой первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах организма (т.е. изменения вегетативных функций), вторичными - вызванные ими эмоциональные состояния . «Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого».

Хотя Джемс не создал ни целостной системы, ни школы, его взгляды на служебную роль сознания во взаимодействии организма со средой, взывающей к практическим решениям и действиям, прочно вошли в идейную ткань американской психологии. До недавних пор по блестяще написанной в конце XIX века книге Джемса учились в американских колледжах.

Бихевиоризм.

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон (1913г) видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психологию были введены совершенно новые факты - факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии.

В психологии под поведением понимают внешние проявления психической

деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие - путем самонаблюдения.

Справедливости ради надо отметить то, что помимо практической направленности, обусловленной бурным экономическим ростом, стремительное развитие бихевиоризма определяли и другие причины, первой из которых можно назвать здравый смысл. Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. И он был прав, потому что в конечном счете наши переживания, особенности нашего сознания и мышления, т. е. наша психическая индивидуальность, в качестве внешнего проявления отражается в наших поступках и поведении. Но в чем нельзя согласиться с Уотсоном, так это в том, что он, доказывая необходимость заниматься изучением поведения, отрицал необходимость изучения сознания. Тем самым Уотсон разделил психическое и его внешнее проявление - поведение.

Вторая причина кроется в том, что, по мнению Уотсона, психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологию объективной и естественнонаучной дисциплиной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.

Как вы уже поняли, основная идея бихевиоризма основывалась на утверждении значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необходимости его изучения. Уотсон писал: «Бихевиорист...ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющего потока поведения». С точки зрения Уотсона, поведение - это система реакций. Реакция - это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Поскольку Уотсон стремился сделать психологию естественнонаучной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека.

Таким образом, все человеческие действия, по мнению Уотсона, представляют собой сложные цепи, или комплексы, реакций. Следует подчеркнуть, что на первый взгляд умозаключения Уотсона кажутся верными и не вызывающими сомнения. Определенное внешнее воздействие вызывает у человека определенную ответную безусловную (врожденную) реакцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций, но это только на первый взгляд. В жизни мы сталкиваемся с явлениями, которые не могут быть объяснены с этой точки зрения. Например, как объяснить катание медведя на велосипеде в цирке? Ни один безусловный или условный стимул не может вызвать подобную реакцию или комплекс реакций, поскольку катание на велосипеде не может быть отнесено к разряду безусловных

(врожденных) реакций. Безусловной реакций на свет может быть мигание, на звук -вздрагивание, на пищевой раздражитель - слюноотделение. Но никакое сочетание подобных безусловных реакций не приведет к тому, что медведь будет кататься на велосипеде.

Не менее значимым для бихевиористов было проведение экспериментов, с помощью которых они стремились доказать правоту своих теоретических выводов. В этой связи стали широко известны эксперименты Уотсона по исследованию причин возникновения страха. Он пытался выяснить, какие стимулы вызывают у ребенка реакцию страха. Например, Уотсон наблюдал за реакцией ребенка при его контакте с мышью и кроликом. Мышь не вызвала реакции страха, а по отношению к кролику у ребенка проявлялось любопытство, он стремился с ним играть, брать на руки. В конце концов было установлено, что если очень близко от ребенка ударить молотком по железному брусу, то он резко всхлипывает, а затем разражается криком. Итак, установлено, что резкий удар молотком вызывает у ребенка реакцию страха. Затем эксперимент продолжается. Теперь экспериментатор ударяет по железному брусу в тот момент, когда ребенок берет кролика на руки. Че-

рез некоторое время ребенок приходит в состояние беспокойства лишь при одном появлении кролика. По мнению Уотсона, появилась условная реакция страха. В заключение Дж. Уотсон показывает, как можно излечить ребенка от этого страха. Он сажает за стол голодного ребенка, который уже очень боится кролика, и дает ему есть. Как только ребенок прикасается к еде, ему показывают кролика, но только издалека, через открытую дверь из другой комнаты, - ребенок продолжает есть. В следующий раз показывают кролика, также во время еды, немного ближе. Через несколько дней ребенок уже ест с кроликом на коленях.

Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы

«S-R» для объяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» - V, в результате схема приобрела вид: «S-V-R». Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. К ним относились такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций). И хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, выводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по особенностям поведения, и тем самым существование сознания по-прежнему игнорировалось.

Другим значимым шагом в развитии бихевиоризма было изучение особого типа условных реакций, которые получили название инструментальных, или оперантных. Явление инструментального, или оперантного, обуславливания состоит в том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью. Например, если какое-либо определенное действие постоянно подкреплять, т. е. поощрять или вознаграждать кусочком сахара, колбасы, мяса и т. п., то очень скоро животное будет выполнять это действие при одном лишь виде поощрительного стимула.

Согласно теории бихевиоризма, классическое (т. е. павловское) и оперантное обуславливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека. При этом процесс научения представлялся как вполне автоматический, не требующий проявления активности человека. Достаточно использовать одно лишь подкрепление для того, чтобы «закрепить» в нервной системе успешные реакции независимо от воли или желаний самого человека. Отсюда бихевиористы делали выводы о том, что с помощью стимулов и подкрепления можно буквально «лепить» любое поведение человека, «манипулировать» им, что поведение человека жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.

Как мы видим, и в данном случае игнорируется существование сознания, т. е. игнорируется существование внутреннего психического мира человека, что само по себе, с нашей точки зрения, лишено здравого смысла. С течением времени это стало понятно и представителям бихевиористского направления, и с конца 60-х гг. даже на родине бихевиоризма, в Америке, наблюдается постепенное возвращение к изучению сознания - высшей формы психического отражения объективной действительности.

Тем не менее заслуги бихевиоризма в развитии психологии весьма значимы. Во-первых, он привнес в психологию дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естественнонаучных дисциплин. Во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений.

Психоаналитический подход

Наряду с бихевиоризмом и в те же самые времена до основания подорвал психологию сознания психоанализ. Он обнажил за покровом сознания мощные пласты не осознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Мнение о том, что область психического простирается за пределами тех испытываемых субъектом явлений, о которых он способен дать отчет, высказывалось и до того, как психология приобрела статус опытной науки.

В предмет науки область бессознательного превратил психоанализ. Так назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939). Как и многие другие классики современной психологии, он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в этой области. Став врачом и занявшись лечением больных психическими расстройствами, он на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов (используя, в частности, сеченовское понятие о торможении). Однако, чем больше он углублялся в эту область, тем острее испытывал неудовлетворенность. Ни в нейрофизиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств, позволяющих объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов. А не зная причин, приходилось действовать вслепую, ибо только устранив их, можно было надеяться на терапевтический эффект.

В поисках выхода он обратился от анализа сознания к анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности. До Фрейда они не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью.

Первый импульс к их изучению придало применение гипноза. Внушив загипнотизированному человеку какое-либо действие с тем, чтобы он его выполнил после пробуждения, можно наблюдать, как он, хотя и совершает его будучи в полном сознании, но истинной причины не знает и начинает придумывать для него мотивы, чтобы оправдать свой поступок. Истинные причины от сознания скрыты, но именно они правят поведением. Анализом этих сил и занялись Фрейд и его последователи. Они создали одно из самых мощных и влиятельных направлений в современной науке о человеке. Используя различные методики истолкования психических проявлений (свободный ассоциативный поток мыслей у пациентов, образы их сновидений, ошибки памяти, оговорки, перенос пациентом своих чувств на врача и др.), они разработали сложную и разветвленную сеть понятий, оперируя которой, уловили глубинные «вулканические» процессы, скрытые за осознанными явлениями в «зеркале» самонаблюдения.

Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения. Ее назвали словом «либидо». Со времен детства в условиях семейной жизни она определяет мотивационный ресурс личности. Испытывая различные трансформации, она подавляется, вытесняется и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям, разряжаясь в различных симптомах, в том числе патологических (расстройства движений, восприятия, памяти и т.д.).

Этот взгляд привел к пересмотру прежней трактовки сознания. Его активная роль в поведении не отвергалась, но представлялась существенно другой, чем в традиционной психологии. Его отношение к бессознательной психике мыслилось неизбывно конфликтным. В то же время только благодаря осознанию причин подавленных влечений и потаенных комплексов удается (с помощью техники психоанализа) избавиться от душевной травмы, которую они нанесли личности.

Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и множеством его последователей психотерапевтическая работа обнажила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения и, стало быть, не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания».

Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них, создавшими собственные направления, были Карл Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937).

Первый назвал свою психологию аналитической, второй - индивидуальной. Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если в бессознательную психику индивида могут, по Фрейду, войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами.

Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело разделение Юнгом человеческих типов на экстравертированный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертированный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг вслед за Фрейдом дал имя «либидо», однако считал неправомерным отождествлять с сексуальным инстинктом).

Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.

Психоаналитическое движение широко распространилось в различных странах. Возникали новые варианты объяснения и лечения неврозов динамикой неосознаваемых влечений, комплексов, психических травм. Менялись и представления самого Фрейда на структуру и динамику личности. Ее организация выступила в виде модели, компонентами которой являются: Оно (слепые иррациональные влечения), Я (эго) и Сверх-Я (уровень моральных норм и запретов, возникающих в силу того, что в первые же годы жизни ребенок идентифицирует себя с родителями).

Гештальтизм.

При всех преобразованиях, которые испытывала психология, понятие о сознании сохраняло в основном прежние признаки. Изменялись взгляды на его отношение к поведению, неосознаваемым психическим явлениям, социальным влияниям. Но новые представления о том, как само это сознание организовано, впервые сложилось с появлением на научной сцене школы, кредо которой выразило понятие о гештальте (динамической форме, структуре). В противовес трактовке сознания как «сооружения из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)» утверждался приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Согласно системному подходу, любая функционирующая система приобретает свойства, не присущие ее компонентам, так называемые системные или эмерджентные свойства , исчезающие при разложении системы на элементы. С позиций нового философского учения, именуемого эмерджентным материализмом (Марголис, 1986), сознание рассматривается как эмерджентное свойство мозговых процессов, находящееся в сложной взаимосвязи с этими процессами.

Возникая как эмерджентное свойство мозговых систем, начиная с некоторого (пока неизвестного) уровня их консолидации, сознание приобретает уникальную способность выполнять функцию нисходящего контроля над нейронными процессами более низкого уровня, подчиняя их работу задачам психической деятельности и поведения.

Сама по себе мысль о том, что целое не сводится к образующим его частям, являлась очень древней. С ней можно было столкнуться также в работах некоторых психологов - экспериментаторов. Указывалось, в частности, что одна и та же мелодия, которую играют в различном ключе, воспринимается как та же самая, вопреки тому, что ощущения в этом случае совершенно различны. Стало быть, ее звуковой образ представляет собой особую целостность. Важные факты, касающиеся целостности восприятия, его несводимости к ощущениям, стекались из различных лабораторий.

Датский психолог Э. Рубин изучил интересный феномен «фигуры и фона». Фигура объекта воспринимается как замкнутое целое, а фон простирается позади. При так называемых «двойственных изображениях» в одном и том же рисунке различаются либо ваза, либо два профиля. Эти и множество аналогичных фактов говорили о целостности восприятия.

Идея о том, что здесь действует общая закономерность, требующая нового стиля психологического мышления, объединила группу молодых ученых. В нее входили М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941), ставшие лидерами направления, названного гештальт-психологией . Оно подвергло критике не только старую интроспективную психологию, занятую поиском исходных элементов сознания, но и молодой бихевиоризм. Критика последнего представляет особый интерес.

В опытах над животными гештальтисты показали, что, игнорируя психические образы - гештальты, нельзя объяснить их двигательное поведение. Об этом говорил, например, феномен «транспозиции». У кур вырабатывалась дифференцировка двух оттенков серого цвета. Вначале они учились клевать зерна, разбросанные на сером квадрате, отличая его от находившегося рядом черного. В контрольном опыте тот квадрат, который первоначально служил положительным раздражителем, оказывался рядом с квадратом еще более светлым. Куры выбирали именно этот последний, а не тот, на котором они привыкли клевать, следовательно, они реагировали не на стимул, а на соотношение стимулов (на «более светлое»).

Критике гештальтистов подвергалась и бихевиористская формула «проб и ошибок». В противовес ей в опытах над человекообразными обезьянами выявилось, что они способны найти выход из проблемной ситуации не путем случайных проб, а мгновенно уловив отношения между вещами. Такое восприятие отношений было названо «инсайтом» (усмотрением, озарением). Оно возникает благодаря построению нового гештальта, который не является результатом научения и не может быть выведен из прежнего опыта.

В частности, широкий интерес вызвала ставшая классической работа В. Келера «Исследование интеллекта у антропоидов». Один из его подопытных шимпанзе (Келер назвал его «Аристотелем среди обезьян») справлялся с задачей доставания приманки (банана) путем мгновенного схватывания отношений между разбросанными предметами (ящиками, палками), оперируя которыми, он достигал цели. У него наблюдалось нечто подобное «озарению», названному одним психологом «ага-переживанием» (аналогичным Архимедову возгласу «эврика!» - «нашел!»).

Изучая мышление человека, гештальт-психологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.

Итак, сознание было представлено в гешталът-теории как целостность, созидаемая динамикой познавательных (когнитивных) структур, которые преобразуются по психологическим законам.

Теорию, близкую к гештальтизму, но применительно к мотивам поведения, а не психическим образам (чувственным и умственным) развивал К. Левин (1890-1947).

Он назвал ее «теорией поля». Понятие о «поле» было заимствовано им, как и другими гештальтистами, из физики и использовалось в качестве аналога гештальта. Личность изображалась как «система напряжений». Она перемещается в среде (жизненном пространстве), одни районы которой ее притягивают, другие - отталкивают. Следуя этой модели, Левин совместно с учениками провел множество экспериментов по изучению динамики мотивов. Один из них выполнила приехавшая с мужем из России Б.В. Зейгарник. Испытуемым предлагался ряд заданий. Одни задания они завершали, тогда, как выполнение других под различными предлогами прерывалось. Затем испытуемых просили вспомнить, что они делали во время опытов. Оказывалось, что память на прерванное действие - значительно лучше, чем на завершенное. Этот феномен, получивший имя «эффекта Зейгарник», говорил, что энергия мотива, созданная заданием, не исчерпав себя (из-за того, что оно было прервано), сохранилась и перешла в память о нем. Другим направлением стало изучение уровня притязаний . Это понятие обозначало степень трудности цели, к которой стремится субъект. Ему предъявлялась шкала заданий различной степени трудности. После того как он выбрал и выполнил (или не выполнил) одно из них, у него спрашивали: задачу какой степени трудности он выберет следующей. Этот выбор после предшествующего успеха (или неуспеха) фиксировал уровень притязаний. За выбранным уровнем скрывалось множество жизненных проблем, с которыми повседневно сталкивается личность, - переживаемые ею успех или неуспех, надежды, ожидания, конфликты, притязания и др.

Когнитивная психология.

В середине XX века появились особые машины – компьютеры. Во всей предшествующей истории человечества машины являлись устройствами, которые перерабатывают либо материал (вещество), либо энергию. Компьютеры же являются носителями и преобразователями информации, иначе говоря, сигналов, передающих сообщения о чем-либо.

Процессы передачи информации, управляющей поведением живых систем, происходят в различных формах с момента появления этих систем на Земле. Генетическая информация, определяющая характер наследственности, переходит от одного организма к другому. Животные общаются со средой и между собой посредством первой сигнальной системы (по И.П. Павлову). С появлением человека в недрах созидаемой обществом культуры возникают и развиваются язык и другие знаковые системы. Научно-технический прогресс привел к изобретению информационных машин. Тогда и сложилась наука (ее «отец» - Н. Винер), которая стала рассматривать все формы сигнальной регуляции с единой точки зрения как средства связи и управления в любых системах - технических, органических, психологических, социальных. Она была названа кибернетикой (от греч. «кибернетике» - искусство управления). Ею разработаны специальные методы, позволившие создать для компьютеров множество программ по восприятию, запоминанию и переработке информации, а также обмену ею. Это привело к настоящей революции в общественном производстве как материальном, так и духовном.

Появление информационных машин, способных с огромной быстротой и точностью выполнять операции, считавшиеся уникальным преимуществом человеческого мозга, оказало существенное влияние и на психологию. Возникли дискуссии относительно того, не является ли работа компьютера подобием работы человеческого мозга, а тем самым и его умственной организации. Ведь информация, перерабатываемая компьютером, может рассматриваться как знание. А в запечатлении, хранении и преобразовании знания состоит важнейшая ипостась психической активности. Образ компьютера («компьютерная метафора») изменил научное видение этой активности. В результате произошли коренные изменения в американской психологии, где десятилетиями господствовал бихевиоризм.

Бихевиоризм, как отмечалось, притязал на строгую объективность своих теорий и методов. Считалось, что психология может быть точной наукой, подобной физике, пока она ограничивается объективно наблюдаемым внешним поведением организма. Отвергалось любое обращение к тому, что, говоря языком И.М. Сеченова, «нашептывает обманчивый голос самосознания» (интроспекции), любые показания субъекта о своих переживаниях. Признавались фактами науки только те, которые можно измерить в сантиметрах, граммах и секундах.

Предмет, достойный имени научной психологии, сводился к отношению «стимул - реакция». В то же время в необихевиоризме сложилось представление о том, что в промежутке между этими двумя главными переменными действуют и другие переменные. Толмен назвал их «промежуточными». Одна из промежуточных переменных была названа «когнитивной картой», создавая и используя которую, организм ориентируется в проблемной ситуации. Это подрывало главный постулат бихевиоризма. Сокрушительный удар по нему нанесло возникшее в середине XX века, под впечатлением компьютерной революции, новое направление, названное когнитивной психологией (от лат. «когнитио» - знание, познание) . Во главу угла когнитивная психология поставила изучение зависимости поведения субъекта от внутренних, познавательных (информационных) вопросов и структур (схем; «сценариев»), сквозь призму которых он воспринимает свое жизненное пространство и действует в нем, то, в чем классический бихевиоризм отказывал человеку (восприятие, запоминание, внутреннее преобразование информации), оказалось делом объективно, независимо от человека, работающего компьютера. В свете этого рухнуло представление о том, что извне незримые познавательные (когнитивные) процессы недоступны объективному, строго научному исследованию.

Разрабатываются различные теории организации и преобразования знания - от мгновенно воспринимаемых и сохраняемых чувственных образов до сложной многоуровневой семантической (смысловой) структуры человеческого сознания (У. Найссер).


Похожая информация.


Критерии сравнения Структурализм Функционализм
Психология Учение о психических элементах Учение о психических операциях
Основоположник Вундт Брентано
Разработчики Тетченер Э. Штумпф К., Джемс В.
Предмет Непосредственный опыт Психологические функции, акты
Задача - определение тех элементов, из которых складывается сознание, - определение законов, по которым из элементов образуются психологические структуры. Главная задача: исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение
Методы Аналитическая интроспекция – описание переживаний в категориях элементов сознания. Метод «внутреннего восприятия» актов в их единстве (целостности).

Характеристики структурной школы

Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь , поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования.

Эдвард Титченер . Перед психологией, по Титченеру, как и перед любой другой наукой, стоят три вопроса: "что?" "как?", "почему?".

Ответ на первый вопрос – это решение задачи аналитического порядка: требуется выяснить, из каких элементов построен исследуемый предмет. Рассматривая, как эти элементы комбинируются, наука решает задачу синтеза. Применительно к психологии это означало поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаниях (например, закона слияния тонов или контраста цветов). Титченер говорил, что на вопрос "почему?" психолог отвечает, объясняя психические процессы в терминах параллельных им процессов в нервной системе.

Под сознанием нужно понимать совсем не то, о чем сообщает самонаблюдение, свойственное каждому человеку . Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй, испытуемый должен справиться с "ошибкой стимула" . Она выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым внешним объектом (стимулом этого процесса). Знание о внешнем мире оттесняет и затемняет "материю" сознания, "непосредственный опыт". Это знание оседает в языке. Поэтому вербальные отчеты испытуемых насыщены информацией о событиях и предметах внешнего мира. (Например, о стакане, а не о светлоте, о пространственных ощущениях и других психических компонентах, сопряженных с его воздействием на субъекта.) Научно-психологический анализ следует очистить от предметной направленности сознания . Нужен такой язык, который позволил бы говорить о психической "материи" в ее непосредственной данности.

В этой материи различались три категории элементов : ощущение (как простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью), образ и чувство . Никаких "надстроек" над ними не признавалось. Представление о каком-либо объекте строится из совокупности чувственных элементов. Значительная их часть может покидать сознание, в котором остается лишь сенсорная сердцевина, достаточная, чтобы воспроизвести всю совокупность.

Ее задача – изучать структуры сознания, расчленять любые душевное явление на составляющие его элементы, не поддающиеся дальнейшему анализу, выяснять законы объединения тих составных частей и раскрывать связь психологической структуры с физиологической организацией.

Методом СП служит аналитическая интроспекция – описание переживаний в категориях элементов сознания. В положении о возможности непосредственного познания психики реализуется позитивистский принцип о совпадении сущности и явления.

Характеристика функционализма

Ф. Брентано (1838-1917). проблему сознания . Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин "интенция ". представление .

Описывая и классифицируя формы этих актов, Брентано приходил к выводу о том, что существует три основных формы :

Вне акта объект не существует, но и акт, в свою очередь, возникает только при направленности на объект. Брентано .

Идеи Брентано повлияли . Идеи активности и предметности сознания, хотя в идеалистической интерпретации, утвердились благодаря Брентано в западноевропейской психологии.

Психология акта – психологическая концепция Брентано. У Брентано душа рассматривается как субстанциональный носитель духовных актов (среди которых выделяются акты представления, суждения и чувствования). Метод изучения - «внутреннего восприятия» актов в их единстве (целостности.

Карл Штумпф . Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты). Среди функций Штумпф различал две категории : интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание. Эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, которые были названы "чувственными ощущениями".

Его программа, в противовес структурализму с его стерильным анализом сознания, ставила задачей изучать, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде.

Вильям Джемс . Джемсу принадлежит идея о "потоке сознания" , . Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему "не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он". Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит . С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии . В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его . Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант – внимания и привычки.

Джеме уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым , полагая, что познаваемый элемент - наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент - наше чистое Я. Большое значение имело и .

Джемс вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь: Самоуважение = успех/притязания

Джона Дьюи требовал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности . Сознание один из моментов в этом континууме. Оно возникает, когда координация между организмом и средой нарушается, и организм, чтобы выжить, стремится приспособиться к новым обстоятельствам.

Функциональная психология определялась как учение о психических (mental) операциях в противовес структуралистскому учению о психических элементах . Операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой. Главное назначение сознания – "аккомодация к новому ". Организм действует как психофизическое целое , и поэтому психология не может ограничиться областью сознания.

Но в целом функционализм оказался теоретически несостоятельным . Понятие "функция" в психологии не было продуктивным. Оно не являлось ни теоретически продуманным, ни экспериментально обоснованным и справедливо отвергалось.

Вундт.

1. Два определения понятия психологии:

· психология есть "наука о душе": психические процессы трактуются как явления, из рассмотрения которых можно делать выводы о сущности лежащей в их основе метафизической душевной субстанции.

· психология есть "наука внутреннего опыта": психические процессы принадлежать особого рода опыту, который отличается прежде всего тем, что его предметы даны "самонаблюдению".

Однако ни одно из этих определений не удовлетворяет современной научной точки зрения. Первое определение соответствует тому состоянию, в котором психология находилась долее, чем другие области человеческого знания, но которое и для нее отошло теперь окончательно в прошлое, после того как она развилась в эмпирическую дисциплину.

Второе, эмпирическое определение недостаточно потому, что оно может поддерживать то ошибочное мнение, будто бы этот внутренний опыт имеет дело с предметами, во всем отличными от предметов так называемого "внешнего опыта". Однако, с одной стороны, существуют действительно содержания опыта, которые, составляя предмет психологического исследования. Но, с другой стороны, нет ни одного явления природы, которое с нисколько измененной точки зрения не могло бы быть предметом психологического исследования.

2. Отсюда следует, что выражение внешний и внутренний опыт означает не различные предметы, а различные точки зрения, применяемые нами в рассмотрении и научной обработке единого самого по себе опыта. Каждый опыт расчленяется на два фактора:

· на способ нашего восприятия этого содержания: испытующий субъект.

Отсюда получаются два направления в обработке опыта. Первое – то, которому следует естествознание: естественные науки рассматривают объекты опыта в их свойствах, мыслимых независимо от субъекта. Второму направлению следует психология: она рассматривает совокупное содержание опыта в его отношениях к субъекту и в тех свойствах, которые ему приписываются непосредственно субъектом. Поэтому естественнонаучная точка зрения, поскольку она возможна лишь благодаря отвлечению от субъективного фактора, содержащегося во всяком действительном опыте, может быть названа точкой зрения опосредствованного опыта , а психологическая точка зрения, которая снова устраняет это отвлечете и все, проистекающие отсюда, следствия, точкой зрения непосредственного опыта .

3. Задача психологии : находить свое подтверждение в способе рассмотрения всех наук о духе, основой которых служит психология. "Все эти науки имеют своим содержанием непосредственный опыт, поскольку он определяется взаимодействием объектов и познающих и действующих субъектов. Поэтому ни одна из наук о духе не прибегает к помощи отвлечений и гипотетических вспомогательных понятий естествознания; объекты-представления и сопровождающие их субъективные движения почитаются в них непосредственною действительностью, и они стараются объяснять отдельные составные части этой действительности из их взаимной связи.

3а. Задача психологии определялась иногда как "самопознание субъекта". Внешний опыт всегда связан с функциям восприятия и познания субъекта, а внутренний опыт содержит в себе представление о внешнем мире, как свою неотъемлемую составную часть. И это взаимоотношение проистекает с необходимостью из того, что в действительности опыт не есть несвязанная сумма отдельных различных областей, а образует единое связное целое, предполагающее в каждой своей составной части как субъект, воспринимающий содержание опыта, так и объекты, даваемые субъекту; в качестве содержания опыта. Психология имеет своим предметом совокупное содержание опыта в его непосредственных свойствах .

Психология исследует содержание опыта в полной его действительности, представления, относимые к объектам, вместе со всеми субъективными движениями, примыкающими к ним, и поэтому способ ее познания есть непосредственный или воззрительный: воззрительный в том более широком значений. Связь содержаний опыта, как она дана действительно субъекту, может быть установлена психологией только в том случае, если она, со своей стороны, будет совершенно воздерживаться от этих отвлечении и гипотетических вспомогательных поняли естествознания. Если, следовательно, и естествознание и психология суть эмпирические науки, так как они имеют своей задачей объяснение опыта с различных точек зрения, то все-таки психология должна быть названа более строго эмпирической наукой в виду своеобразных особенностей, присущих ее задаче.

Учение Брентано об интенциональных актах сознания

У истоков функционализма стоял австрийский психолог Франц Брентано .

Первый труд Брентано был посвящен психологии Аристотеля: понятие об интенции как особой направленности мысли .

Главной для новой психологии он считал проблему сознания . Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? Только ответив на этот вопрос, можно определить область психологии. Вундт: сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений как особых, сменяющих друг друга процессов. С помощью эксперимента их можно выделить, подвергнуть анализу, найти те элементы или нити, из которых сплетается эта особая "ткань" внутреннего субъекта. Такое воззрение, утверждал Брентано, совершенно ложно, ибо оно игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект . Для обозначения этого непременного признака со знания Брентано предложил термин "интенция ". Она изначально присуща каждому психическому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Интенция – не просто активность . В ней совместно с актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Психология использует, в частности, слово "представление ", понимая под ним восстановление в памяти отпечатков виденного или слышанного. Согласно же Брентано следует говорить не о представлении, а о представливании, то есть о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ . Это же относится и к другим психическим феноменам. Говоря, допустим, о восприятии, забывают, что в этом случае не просто происходит "всплывание" чувственного образа, а совершается акт воспринимания этого содержания. Следует решительно разграничить акт и содержание, не смешивать их, и тогда станет совершенно ясно, что психология является наукой об актах сознания.

Существует три основных формы :

*акты представливания чего-либо

*акты суждения о чем-либо как истинном или ложном

*акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого

Вне акта объект не существует, но и акт, в свою очередь, возникает только при направленности на объект. Когда человек слышит слово, то его сознание устремляется сквозь звуковую, материальную оболочку к предмету, о котором идет речь. Понимание значения слова есть акт, и потому это психический феномен. Он разрушается, если брать порознь акустический раздражитель (звук) и обозначаемую им физическую вещь.

Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру анализа . Он считал, что она извращает реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением .

Психологические работы Брентано: "Исследования по психологии чувств" и "О классификации психических феноменов".

Идеи Брентано повлияли на Кюльпе и его вюрцбургскую школу . Значительное влияние на понимание мышления в процессуальном аспекте в Вюрц. школе, на идеи Австр. школы, развитие метода феноменологического самонаблюдения в гештальтпсихологии и Лейпцигской школе, развитие функционализма. В числе обучавшихся философии в Вене у Брентано был З. Фрейд . В его учении понятие Брентано об интенции преобразовалось в версию "прикованности" психической энергии к внешним объектам (включая собственное тело индивида).

Идеи активности и предметности сознания, хотя в идеалистической интерпретации, утвердились благодаря Брентано в западноевропейской психологии.

Интенция : от лат. внимание, стремление, имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. И. является основным св-вом психических феноменов, выступая как их предметная отнесенность в сознании и направленность сознания на предметное содержание.

Психология акта: у Брентано душа рассматривается как субстанциональный носитель духовных актов (среди которых выделяются акты представления, суждения и чувствования). Метод изучения так понимаемого сознания у Брентано был метод «внутреннего восприятия» актов в их единстве (целостности), который противопоставлял методу «внешнего восприятия « в науках о физическом мире как методу расчленения изучаемого на элементы.

Джемс .

Джемс занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания .

Идея о "потоке сознания " , т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами . Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему "не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он"J. Джемс подчеркивает динамизм , постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется .

Сознание селективно , избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других . С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии .

В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность . При этом Джеме подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант – внимания и привычки .

Говоря об активности человека , ученый подчеркивал, что психика помогает в его практической деятельности, оптимизирует процесс социальной адаптации, повышает шансы на успех в любой деятельности .

Во главу угла ставит прагматизм . Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой. Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов "Беседы с учителями о психологии", в которой доказывал огромные возможности воспитания и самовоспитания, важность формирования у детей правильных привычек.

Проблема личности : как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы , полагая, что познаваемый элемент - наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент - наше чистое Я. Большое значение имело и выделение нескольких частей в структуре эмпирической личности – физической, социальной и духовной личности .

Описание тех чувств и эмоций, которые вызывают разные структуры и части личности, – прежде всего описание самооценки (самодовольства и недовольства собой). Джемс вывел формулу самоуважения: Самоуважение = успех/притязания

Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремления к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций.

Джемс разработал одну из самых известных теорий эмоций (одновременно с датским психологом К. Ланге). Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями.

Джемс определял эмоцию как восприятие телесных изменений (в основном висцеральной природы), производимых стимульной ситуацией. Так, он рассматривал эмоцию как индивидуальное сознание ощущений, вызываемых такими феноменами, как сердцебиение и прерывистое или быстрое дыхание. Даже когда нет изменений.., ее внутреннее напряжение меняется, удовлетворяя требованиям каждого появляющегося настроения, и ощущается как разница напряжения. Ланге же полагал, что эмоция состоит из вазомоторных изменений во внутренних и железистых органах и что секреторные, моторные, когнитивные и переживаемые феномены лишь вторичные аффекты.

Джемс предвосхитил некоторые идеи вюрц. школы и гештальтпсихологии его идеи согласуются с терминологией Брентано, но Джемс говорит не об акте, для него состояние сознание является функцией . «Они дают нам знания о вещах, которые являются которые являются либо объектами и физическими феноменами, либо другими состояниями сознания». «Сознание развивается как другая функция потому, что оно полезно» - знаковая для американской психологии фраза.

Вопрос 39: Вюрцбурская школа психологии

Освальда Кюльпе : идеи, близкие к вундтовским.

В наборе экспериментальных схем вюрцбургской лаборатории определялись пороги чувствительности, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза широко распространенным ассоциативный эксперимент.

Все началось с небольшого, на первый взгляд, изменения инструкции испытуемому (в роли испытуемых обычно выступали попеременно сами экспериментаторы). От него требовалось не только, например, сказать, какой из поочередно взвешиваемых предметов тяжелее (в психофизиологических опытах), но и сообщить, какие именно процессы протекали в его сознании перед тем, как он выносил суждение о весе предмета, или перед тем, как он про износил требуемое слово. Раньше экспериментатора интересовало только одно – психические образы (хотя бы в виде наиболее элементарных качеств ощущений), т.е. эффекты действий испытуемого, а не сами эти действия (психические акты) . Эффекты, в свою очередь, считались отражающими структуру интрапсихической сферы.

В поисках новых детерминант вюрцбургцы вышли за пределы принятой тогда экспериментальной модели . Эта модель ограничивала опыт двумя переменными: раздражителем, воздействующим на испытуемого, и его ответной реакцией. Теперь была введена еще одна особая переменная: состояние , в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя .

Различные варианты экспериментов показывали, что в подготовительный период, когда испытуемый получает инструкцию, у него установка – направленность на решение задачи. Перед восприятием раздражителя (например, слово, на которое нужно ответить другим) эта установка регулирует ход процесса, но не осознается. Что касается функции чувственных образов в этом процессе, то они если и возникают, то сколько-нибудь существенного значения для решения задачи не имеют.

К важным достижениям вюрцбургской школы следует отнести то, что изучение мышления стало приобретать психологические контуры . Прежде считалось, что законы мышления – это законы логики, выполняемые в индивидуальном сознании согласно правилам образования ассоциаций.

Особое строение процесса мышления объяснялось тем, что ассоциации в этом случае подчинялись детерминирующим тенденциям, источником которых служила принятая испытуемым задача.

Вюрцбургская школа вводила в психологическое мышление новые переменные : *установку (мотивационную переменную), возникающую при принятии задачи

*задачу (цель), от которой исходят детерминирующие тенденции

*процесс как смену поисковых операций, иногда приобретающих аффективную напряженность

*несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы).

Эта схема противостояла традиционной, согласно которой детерминантой процесса служит внешний раздражитель, а сам процесс – "плетение" ассоциативных сеток, узелками которых служат чувственные образы (первичные – ощущения, вторичные – представления).

Наиболее существенным моментом у школы явилась разработка категории психического действия как акта, имеющего свою детерминацию (мотив и цель) , операционально-аффективную динамику и состав . Они вводили эту категорию "сверху", отправляясь от высших форм интеллектуального поведения. Но параллельно шел процесс внедрения этой категории "снизу", на уровне исследования элементарного приспособительного поведения живых существ. И здесь дарвиновская революция вела к новой трактовке интеллекта, для которой детерминантой является проблема, а не сам по себе раздражитель . Эта проблема возникает лишь при наличии у организма потребности . Что касается вопроса, возможно ли мышление без образов, то он имел значение не столько в позитивном плане, сколько в плане разрушения той картины сознания, которую предлагал структурализм.

Нарцисс Ах (1871-1946) реализовал в эксперименте предположение Кюльпе о том, что испытуемый "преднастроен" на выполнение задачи. Такую "преднастройку" он обозначил термином "детерминирующая тенденция", или "установка сознания ". Последний термин звучал парадоксально, поскольку из опытов следовало, что эта тенденция (или установка) не осознается. Вскоре Ах внес в лексикон школы еще один термин – "сознанность ", чтобы обозначить особое (несенсорное) содержание сознания. "О волевой деятельности и мышлении" (1905).

Карл Бюлер (1879-1963). Он внес в экспериментальную практику школы новую ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики со стороны Вундта. Методика заключалась в том, что перед испытуемым ставилась сложная проблема и он должен был, не используя хроноскопа, возможно более тщательно описать, что происходит в его сознании в процессе решения. В исторической литературе высказывается мнение, что "Бюлер, сделал очевидным, что в опыте существуют данные, которые не являются сенсорными".

Отто Зельц (1881-1944?). Ему принадлежит заслуга экспериментального анализа зависимости этого процесса от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие об "антиципаторной схеме", которое обогатило прежние данные о роли установки и задачи.