22.09.2019

Замки, вампиры и околдовывающая красота румынии. Румыния и вампиры


Румыния известна своими поверьями в вампиров и других потусторонних существ. Однако для большинства из нас знания о румынских вампирах ограничиваются культовым персонажем книг и фильмов — Дракулой. Стоит отметить, что Дракула вовсе не является персонажем народной мифологии Румынии, а всего лишь плод вымысла талантливого писателя Брэма Стокера, который одемонизировал князя Валахии Влада III Цепеша. Настоящие вампиры Румынии — это стригои и морои.

Стригои — вампиры в румынской мифологии. Стригоями также называли и , ставших вампирами ещё при жизни. Стригой — вампир, в которого превращаются повешенные люди, а также те, кто умер не своей смертью. Стоит здесь отметить, что во многих древних культурах сохранилось поверие в так называемых заложных покойников, которые умерли не своей смертью и вынуждены доживать свой век на земле в виде тех или иных существ — русалок, привидений, вампиров-стригоев и так далее. Стригои также присутствуют и в молдавской мифологии, где их называют — стриги.

В некоторых областях Румынии стригоев называют мороями . Женщина стригой называется стригоайка. Женщина морой — мороайка. Разницы между стригоями и мороями практически нет, за исключением некоторых особенностей, которыми их наделили в той или иной местности Румынии. Стригоев представляют рыжеволосыми и голубоглазыми. Также по поверьям у них сразу два сердца. Стригоев и мороев часто сопоставляют с оборотнями (волколаками), которых в румынской мифологии называют — приколич. Согласно поверьям, стригои способны превращаться в любого зверя или даже в любого человека.

Этимология слова «стригой» происходит от румынского слова «striga». Этимология слова «морой» до конца не выяснена, но некоторые исследователи связывают его со словом «mor» (мор), которое есть во многих культурах и всегда обозначает что-то негативное, смертельное: mare (инкуб, англ.), nightmare (кошмар, англ.), morbus (болезнь, лат.), mors (смерть, лат), мор (эпидемия, болезнь, рус.), кошмар, мрак, марево, смерть, Мара (богиня смерти, слав.). По всей вероятности, изначальное название этих существ именно «морои», потому что «стригой» произошло от латинского слова «strix», которое обозначает сову-сипуху, по поверьям римлян выпивающую кровь у детей.

Образ стригоя очень похож на образы вампиров других стран. Стригои — это заложные покойники, злые люди, либо одержимые нечистой силой, которые после смерти встают из могил, насылают кошмары, пьют кровь людей. Стригои не разлагаются в могилах, поэтому считается, что вампир, даже спустя много лет, лежит в гробу словно живой. Чтобы убить стригоя-вампира, ему втыкали деревянный кол в сердце, а также отрезали голову и клали её лицом вниз (иногда в ногах). Ещё одним верным способом является сжигание покойника. В гроб тем покойникам, которые вызывали подозрение, могли класть чеснок, или ветки розы, которые губительны для вампиров. Также могли положить горсть проса, которое, по поверьям, вампир обязательно должен пересчитать, прежде чем покинуть могилу, на что у него уйдёт вся ночь. Ещё одним интересным обычаем является серп, который устанавливали прямо над шеей покойника. Таким образом, если умерший окажется стригоем и попытается встать, он обезглавит сам себя. Чтобы найти могилу стригоя на кладбище, древние жители Румынии и Молдавии приводили лошадь и заставляли её перешагивать через могилы. Если лошадь начинала сопротивляться, упираться, вставать на дыбы, не желая перешагнуть через могилу, то это указывало на тот факт, что под землёй живёт стригой.

Особенно опасны стригои для его родных. Поднявшись из могилы, вампир в первую очередь идёт домой, где и начинает вредить, насылать кошмары, пугать, мучить людей, а также нападать на живых, чтобы выпить кровь.

Стригои под похожими именами существуют в мифологиях и других стран. В Словакии, Польше, Словении, Хорватии и Албании — это Штрига — ведьма, которая отбирает молоко у коров, насылает болезни и пьёт кровь у спящих детей. На Западной Украине и в Словакии штрига — душа ведьмы в виде ночной бабочки, которая является вампиром. На Русском Севере и Поволжье сохранилось поверие в «стриг» — колдуньи, которые состригают колосья в чужом поле в ночь на Ивана Купалу.

Конечно же, стригои, морои, штриги, стриги — это лишь позднейшая демонизация духов предков. В языческих культурах духи предков в определённые дни или по необходимости могли приходить к людям. Для них устраивались праздники и даже ставились отдельные блюда на обеденном или праздничном столе. Тоже самое произошло и в Древней Руси. Современный термин «вампир» произошёл от древнерусского слова «упырь», который в глубокой древности означал дух предка и никак не был связан с кровопийцами и злобными сущностями.

Образы румынских стригоев были использованы в литературе и кинематографе. Стригой или Стрыга присутствует в культовом романе Анджея Сапковского «Ведьмак». Ольга Громыко задействовала стригоев в цикле романов «Ведьма». Румынский писатель Мирча Элиаде сделал стригоем главного героя книги «Девица Кристина».

Самыми известными фильмами, которые основаны на легендах о мифологических стригоях, являются: Фильм 2009 года «Стригой», а также сериал «Штамм» Гильермо дель Торо, который стал настолько популярным, что в 2016 году выйдет уже третий сезон.

Сериал « Штамм» трейлер

Румынские вампиры Предания о вампирических существах были также обнаружены у древних римлян и у обращённых в католичество жителей Восточной Европы, румын. Румыния окружена славянскими странами, так что не удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры называются стригои. Существуют различные типы стригоев. Живые Стригои - это живые ведьмы, которые становятся вампирами после смерти. Ночью они могут посылать свои души на встречи с другими ведьмами или с стригоями, которые являются ожившими телами, возвращающимися, чтобы сосать кровь членов своей семьи, домашнего скота и соседей. Другие виды вампиров в румынском фольклоре включают мороев и приколичей. Рождённые в «рубашке», с лишним соском, лишними волосами, рождённые слишком рано, рождённые у матери, которой перешла дорогу чёрная кошка, рождённые с хвостом, внебрачные дети, а также умершие неестественной смертью или умершие до крещения были обречены стать вампирами, так же как и седьмой ребёнок того же пола в семье, ребёнок беременной женщины, которая не ела соль или на которую посмотрел вампир или ведьма. Более того, быть укушенным вампиром означало несомненный приговор к вампирскому существованию после смерти. Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия, в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе. Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за тем кто его не ел. Могилы часто были открыты три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего на вампиризм. Меры, помогающие предотвратить превращение в вампира включали снятие «рубашки» с новорождённого и уничтожение её до того как младенец мог съесть хотя бы малую её часть, бережную подготовку к похоронам мёртвых тел, включая недопущение того чтобы животные переступали через труп. Иногда в могилу клали тернистый стебель дикой розы, а чтобы защититься от вампира, на окна клали чеснок и натирали чесноком скот, особенно в день Св. Георга и Св. Андрея. Чтобы уничтожить вампира, его обезглавливали, клали чеснок ему в рот, а затем в его тело вбивали кол. К 19 веку некоторые также простреливали гроб пулей. Если пуля не проходила насквозь, тело расчленяли, сжигали части, смешивали с водой и давали членам семьи как лекарство.

Румыния - одна из немногих стран Европы, которая еще может похвастаться «неисхоженностью» своих туристических троп и, как следствие, оригинальностью туристических маршрутов. В массовом же сознании образ этой страны неразрывно связан со всевозможными вампирскими историями, коих в румынском фольклоре великое множество.

Не последнюю роль в популяризации вампирской темы сыграл и ирландский писатель Брэм Стокер, который в конце XIX века грозным вихрем ворвался в мировую литературу с романом «Дракула», основанном на многочисленных румынских народных сюжетах о вампирах. И с тех пор, так уж повелось, говорим «Румыния» – подразумеваем вампиров, говорим «вампиры» – подразумеваем Румынию.


Конечно, можно посетить эту восточноевропейскую страну в исключительно ознакомительных целях: взять билет до Бухареста, посмотреть на наследие Чаушеску в духе соцреализма, пообедать разок-другой в каком-нибудь ресторане национальной кухни – и поехать домой в полной уверенности, что теперь вы знаете Румынию. Но если это не ваш метод, то лучшим способом почувствовать дух страны будет знакомство с ее народным творчеством. Так что забиваем в Google «вампиры Румынии», изучаем страшные истории о восстающих из могил мертвецах, читаем роман Стокера – и в путь! Чем сильнее вы проникнетесь атмосферой вампирских легенд, тем больший выброс адреналина вам обеспечен во время пребывания в Румынии. А законченным прагматикам и циникам просто напомним: Румыния – страна с красивейшей средневековой архитектурой, старинными замками и исключительной карпатской природой. Так что если уж не ради вампиров, то хотя бы для удовлетворения эстетических исканий стоит однажды побывать там. Итак, предлагаем немного отвлечься от повседневной суеты и пролистать вместе с нами страницы вампирской саги о Румынии.


Заезжаем в Румынию с запада, или Легенда о сербском крестьянине-вампире


В книге «Сто великих тайн» Николая Непомнящего и Андрея Низовского (в разделе «Правда и мифы о вампирах») упоминается некий сербский крестьянин Петар Благоевич, он же Петер Плогоевиц (серб. Петар Благојевић, нем. Peter Plogojowitz), который имел несчастье жить и умереть в начале XVIII века. Это было время, когда люди по-настоящему верили в вампиров. Так вот, за его смертью последовало несколько смертей его родственников, которые, прежде чем отойти в мир иной, свидетельствовали, что по ночам к ним являлся Благоевич и пил их кровь. В результате, с телом бедного крестьянина расправились, что называется, по полной программе: и эксгумировали, и осиновый кол воткнули, и чесноком «накормили» – в общем, как положено, в лучших традициях жанра.


Все мы знаем, как выглядят настоящие вампиры – спасибо литературе и кинематографу. Это существа с бледным цветом кожи, которые не переносят солнечный свет, у которых сильно выступают вперед клыки и которые питаются кровью. По одной из версий, прообразом вампиров стали люди с редким генетическим заболеванием – порфирией. Больным порфирией нельзя долго находиться на солнце, их кожа очень бледная, генетические изменения сказываются на форме челюсти. И, как говорят, при употреблении чеснока у таких людей начинаются сильнейшие боли в животе. Тут прослеживается явная параллель с вампирами, не правда ли?


Вот так сербы и отметились в вампирской истории. Поэтому справедливо будет начать знакомство с Румынией со стороны Сербии – с города Тимишоара, расположенного недалеко от сербско-румынской границы.

Сегодня Тимишоара – это небольшой и очень уютный городок, иногда его даже называют «маленькой Веной». Связано это, скорее всего, с тем, что Австро-Венгрия оставила в архитектуре города свой очевидный и внушительный след. В XVIII веке австро-венгры прогнали с этих территорий турок и начали активно перестраивать города, в том числе и Тимишоару: мечети разрушали, на их месте строили характерные европейские здания в стиле барокко. Кульминацией погружения в атмосферу старой Европы, щедрой на краску и узоры, станет прогулка по площади Объединения, наверное, одной из самых красивых в городе.

А где же готика? Где будоражащие кровь истории? В современном городе их найти довольно сложно. Но нет ничего невозможного – стоит лишь настроиться на нужный лад. Например, прогуляйтесь по площади Победы, где находится Национальный театр и опера. В солнечный день здесь весело и оживленно. Изучите чудесные узоры на сводах тимишоарского Кафедрального собора, самого большого православного храма Румынии, который в буквальном смысле нависает над центральной частью города.

А теперь включите воображение и представьте себе его очертания, скажем, в полнолуние! Разумеется, самое страшное, что угрожает туристу, оказавшемуся в одиночестве в Тимишоаре после полуночи – это какие-нибудь местные хулиганы или воришки (что тоже крайне неприятно, поэтому без надобности разгуливать по ночам по румынским, как и по любым другим улицам не стоит). И все-таки, с такой картинкой перед глазами поверить можно во что угодно, даже и в восстающих из могил вампиров. И это в наш век высоких технологий, когда человечество нашло ответы на очень многие вопросы. Так что же взять с родственников того несчастного крестьянина Благоевича? С такими пейзажами и осинового кола с чесноком будет мало…

Впрочем, не стоит топтаться на одном месте. Двигаемся дальше на восток, ближе к графу Дракуле.


Крепость Влада Цепеша в Бухаресте


Прототипом стокеровского графа Дракулы, как известно, был румынский господарь Влад III Цепеш, живший в XV веке. Прозвище Цепеш, которое можно перевести с румынского как «колосажатель», связано с жестокими расправами, которые чинил Влад III над своими противниками. А вот Дракулой Влад Цепеш стал благодаря своему отцу. Тут есть две версии: либо у Влада II было прозвище «Дракула» (что в переводе означает «дьявол») из-за его храбрости и неустрашимости, либо он просто-напросто состоял в Ордене Дракона (дракон в то время в Румынии был синонимом дьявола). Как бы то ни было, Влад Цепеш унаследовал от отца и это прозвище.

Цепеш родился в Трансильвании, в городе Сигишоара. Позднее для защиты Валахии, соседней с Трансильванией области, от турецких набегов он построил там большую крепость, которая впоследствии стала городом. Угадаете, каким? Правильно, Бухарестом! Так что, в некотором смысле, именно Цепешу Румыния должна быть благодарна за свою нынешнюю столицу.

Итак, Бухарест. Известен он, в первую очередь, своей монументальной социалистической архитектурой эпохи Николае Чаушеску. Поговаривают, что за годы его правления значительно пострадал исторический центр Бухареста. До Второй мировой войны этот город часто сравнивали с Парижем, видимо, из-за особенностей застройки и архитектуры, а также из-за расположения широких зеленых бульваров. Сходство с французской столицей стало просматриваться во второй половине XIX века, когда Бухарест восстанавливали после сильного пожара. Архитекторы сделали определенный акцент на стиле боз-ар (франц. beaux-arts – «изящные искусства»), в духе которого застроен и Париж. Но социалистический период изменил облик исторического центра Бухареста. Например, во время строительства монументального Дворца парламента в восьмидесятых годах прошлого века были разрушены многие исторические постройки и старые улицы. Более того, когда строился этот дворец, в стране случился дефицит мрамора: даже надгробные камни делали из каких-то других материалов – все шло на дворец. Количество мрамора, потраченного на его строительство, исчисляется миллионами тонн!

Но какая-то часть старого города все-таки сохранилась. Одна из его достопримечательностей, мимо которой вряд ли пройдет любой российский турист (коих тут, правда, не так уж и много) – русская православная церковь Николая Чудотворца. Ее построили в начале ХХ века на «инвестиции», поступившие из России – примерно шестьсот тысяч золотых монет.

Центральная улица старого Бухареста – Липскани. По ней можно прогуляться или посидеть с чашкой кофе в одном из многочисленных кафе. Но расслабляться не будем. Цель приезда в Бухарест совсем другая: мы направляется к Старому двору, Куртя-Веке (Curtea Veche), знакомиться с наследием Влада Цепеша.

Ради исторической справедливости стоит отметить, что застройка на этом месте появилась еще до Дракулы – в XIV веке. Однако до прихода к власти Цепеша все здесь было в глубоком упадке. Влад III привел это место в порядок, основал на руинах упомянутую выше крепость. В XVI крепость значительно увеличивается в размерах, на ее территории появляется храм, который сегодня считается самым старым зданием в Бухаресте. Однако в XVIII веке землю крепости стали распродавать под строительство домов. Лишь в середине ХХ века археологи провели раскопки на этой территории и обнаружили остатки старой крепости и дворца. Так что сегодня Куртя-Веке – это исключительно яркий и живописный исторический памятник.

Давайте вновь включим воображение: вспомним сюжеты Стокера, придем сюда глубокой ночью и посмотрим Цепешу в глаза. Конечно, ничего страшного не случится. Но что-то подсказывает, что доза адреналина такому смельчаку обеспечена совершенно точно!

А встречает нас бюст Влада Цепеша. Подобно хранителю территорий, он внимательно следит за всеми проходящими мимо туристами. В свете дня все выглядит весьма невинно: старые развалины, симпатичные керамические вазы, аккуратный бюст одной из самых ярких фигур румынской истории. А теперь давайте вновь включим воображение: вспомним сюжеты Стокера, придем сюда глубокой ночью и посмотрим Цепешу в глаза. Конечно, ничего страшного не случится. Но что-то подсказывает, что доза адреналина такому смельчаку обеспечена совершенно точно!

Перед отъездом из Бухареста обязательно посетите парк Херестреу. Бухарест вообще славится обилием зеленых территорий и всевозможных парков. В жаркий летний день любой желающий найдет здесь маленький кусочек тени. Но Херестреу интересен еще и тем, что на его территории находится Музей села под открытым небом. На огромной площади представлены румынские деревенские домики с полным внутренним убранством, все они настоящие. И кто знает, может именно их, лет эдак триста назад, посещали вампиры, попивая кровушку своих несчастных родственников. Ради интереса стоит обратить внимание, во всех ли домиках висит на дверях засушенный чеснок?..

Историческая область Румынии, Трансильвания, пользуется большой популярностью у туристов. И не мудрено: здесь очень много замечательных образцов средневековой европейской архитектуры – и Сибиу, и Сигишоара, и Клуж-Напока, и Алба Юлия, и, разумеется, Брашов. В каком бы из этих городов вы ни оказались – всюду вас ждет непередаваемая атмосфера старой, таинственной Европы: узкие улицы, шпили соборов, черепичные крыши домов. Сразу понимаешь, почему именно в Трансильванию поместил Стокер своих героев. Пожалуй, это одно из самых готичных мест Старого Света.

Здесь, кстати, в пору немного отвлечься и сказать несколько слов о реальной, жизненной подоплеке вампирской истории, объяснить, так сказать, на пальцах, откуда что берется. Все мы знаем, как выглядят настоящие вампиры – спасибо литературе и кинематографу. Это существа с бледным цветом кожи, которые не переносят солнечный свет, у которых сильно выступают вперед клыки и которые питаются кровью. По одной из версий, прообразом вампиров стали люди с редким генетическим заболеванием – порфирией. Больным порфирией нельзя долго находиться на солнце, их кожа очень бледная, генетические изменения сказываются на форме челюсти. И, как говорят, при употреблении чеснока у таких людей начинаются сильнейшие боли в животе. Тут прослеживается явная параллель с вампирами, не правда ли?

Трансильвания в средние века была одной из европейских территорий, где были очень распространены кровосмесительные браки. Порфирия как раз и является одним из следствий этого кровосмешения. Отсюда и стали появляться мифы о вампирах. О живых вампирах. Но ведь были еще и мертвые, как мы помним, которые восставали из могил и нападали на своих родственников по ночам. И при вскрытии могил действительно обнаруживалось, что тела лежали не в том положении, в котором их хоронили. Естественное объяснение нашлось и этому, правда, довольно жуткое. В те времена уровень развития медицины был достаточно невысоким, и многие симптомы, такие как глубокие комы, летаргические сны и тому подобное диагностировать не умели. В результате нередко людей хоронили заживо. Почему при эксгумации положения тела менялось – рассказывать не надо, визуализировать тоже не стоит. Тем не менее, факт остается фактом: истории про вампиров появлялись в Трансильвании не на пустом месте.

Правда, Трансильвания известна не только мифами о кровососущих оборотнях, но и более мирными вещами: горнолыжными курортами, здравницами, упомянутыми выше прекрасными образцами средневековой архитектуры. Для желающих проникнуться аутентичной атмосферой вампирской саги и одновременно насладиться чистым горным воздухом и радующими глаз пейзажами – лучшего место отдыха, чем Брашов, наверное, не найти.

Добраться до Брашова можно на поезде или на автобусе из Бухареста. Первые несколько глотков воздуха в этом городе опьяняют ощущением сказочности и необычности. Каждую минуту кажется, что вот сейчас вы повернете за угол – а там море. Брашов – очень пестрый, почти пряничный городок. На его центральной площади Советов возвышается башня Дома Советов, возле которой ежедневно проводится смена караула, собирающая толпу зевак. Военные в традиционной одежде сменяются у стен башни и степенно отправляются восвояси, по центральной пешеходной улице старого Брашова – улице Республики. Именно на ней мог бы быть променад, если бы в Брашове было море. Улица тонет в разнообразии столиков всевозможных кафе, магазинах, сувенирных лавках, витринах с мороженным и калачами. Ведет улица Республики к площади Революции с барочным зданием местной префектуры.

Прогулявшись по расслабленному туристическому Брашову, возвращаемся к площади Советов, располагаемся поудобнее в одном из здешних кафе, обязательно пробуем местный десерт – пончики «папанаши» с мороженым и вареньем – и замечаем внушительный готичный штрих на разноцветной праздничной панораме города: лютеранскую Черную церковь. На румынском ее название звучит как «Бисэрика Нэгра» (Biserica Neagră). Высоченные кирпичные стены церкви, построенной, предположительно, еще в XIV веке, увенчаны остроконечными башнями. Кстати, это самое большое готическое здание на территории Румынии. «Почернела» церковь в XVII веке, во время Великой турецкой войны. Тогда в город вошли австрийцы и произошел сильнейший пожар, значительно «закоптивший» стены церкви. Несмотря на последующие реконструкции, она сохранила свое случайное название, хотя на самом деле это церковь Святой Марии.

Какими бы циниками все мы ни были, где-то на уровне подсознания у каждого живут все те же средневековые страхи: вот зайдешь ты в темные покои замка с подсвечником, а на дубовой кровати лежит он, убийца-кровосос Дракула.

С историей Черной церкви связана одна кровавая легенда, не совсем вампирская, конечно, но тоже леденящая кровь. В книге про жизнь трансильванских болгар («Трансилванските (седмиградските) българи. Етнос. Език. Етнонимия. Ономастика. Просопографии») автор, Тодор Балкански, рассказывает о том, что церковь в конце XIV века строили болгарские рабочие. Около них постоянно крутился какой-то немецкий мальчик, которому казалось, что стена церкви неровная. В конце концов, одному из строителей это надоело – и он скинул бедолагу с башни, а труп замуровал в стене церкви, дабы скрыть преступление. Достоверно неизвестно, правда это или очередная байка в духе времени и места – но определенный «шарм» Бисэрике Нэгре она явно придает. Брашов как центр Трансильвании в буквальном смысле слова завален всевозможными сувенирами с вампирской тематикой: магнитами, футболками, открытками, масками. В какой-то момент этой навязчивой вампирской истории становится настолько много, что от нее хочется сбежать куда-нибудь. Лучший способ – подняться на гору Тампа, у подножия который стоит Брашов, и полюбоваться на город с высоты. Кстати, на этой горе красуется огромная надпись с названием города – BRAŞOV. Аналогичная «фишка» есть и в соседнем с Брашовом Рышнове. Амбициозные ассоциации с Голливудом напрашиваются сами собой. Так вот, именно возле надписи BRAŞOV и находится смотровая площадка над городом. Оттуда, к счастью, никаких вампиров не видно – зато видны узкие улочки, черепичные крыши, причудливые архитектурные узоры. С такой высоты город кажется почти игрушечным.

На гору Тампа туристов везет фуникулер. Помимо праздного созерцания окрестностей с высоты птичьего полета, на горе можно просто погулять в тени деревьев, подышать свежим горным воздухом, пообедать в кафе или поискать тишины и одиночества (если получится, конечно, потому как на горе полным-полно любопытных туристов).

Однако через пару часов прогулки по горе есть шанс снова заскучать по румынской мистике и сказочности. Поэтому, спустившись вниз, стоит полюбоваться еще раз на готическую Черную церковь и постараться найти на карте там же, поблизости, знаменитую Страду Сфории (Strada sforii), в переводе – улицу Нити. Некогда, веке в XVI-XVII, ее построили как проход для пожарных. Но выглядит она как настоящая улица – на нее выходят окна, она освещена. Ее характерная особенность (и главная причина того, что она стала по-настоящему знаменитым туристическим объектом) заключается в том, что она очень узкая – примерно около метра. Многие говорят, что это самая узкая улица в Европе, что не известно доподлинно, но что это самая узкая улица Брашова – факт. Вечером улица Нити выглядит более чем колоритно: как не вспомнить о наших пресловутых вампирах, прогуливаясь тут в одиночестве в темное время суток!

И, несмотря на все вышесказанное и вышеописанное, сердце вампирской саги о Румынии бьется не совсем в Брашове, а в соседнем с ним местечке Бран. Ведь именно там поселили народные легенды кровососущего героя Дракулу, так удачно «раскрученного» впоследствии Брэмом Стокером.

К графу Дракуле на огонек

Эффект от посещения замка Бран может оказаться двояким: либо человек окончательно проникается верой в то, что вампиры существовали и существуют, причем Трансильвания – это чуть ли не единственное место на земле, где они могли появиться; либо он окончательно уверяется в «попсовости» всей этой вампирской истории. Ибо если Брашов, как мы помним, был завален вампирской атрибутикой, то Бран в ней просто утопает. Хотя местных жителей, так активно эксплуатирующих эту тему, тоже можно понять: вампирский туристический бренд приносит неплохой доход, количество индивидуальных путешественников и экскурсионных автобусов у входа в замок не дает в этом усомниться ни на минуту. Здесь есть кинотеатр ужасов, куда нельзя заходить беременным и людям со слабым сердцем. Не оставляет равнодушным и огромный рынок сувениров с Дракулой в самых разных ипостасях: на рюмках и кружках, полотенцах и зажигалках, в виде резиновых масок, деревянных и керамических статуэток, на магнитах, марках, открытках, футболках, календарях, флажках, салфетках, тетрадках, карандашах и ручках, чехлах для телефонов, сумках, зонтах…

Но долой эти ехидные наблюдения прожженных циников! Ведь мы добрались до самой кульминации нашей вампирской саги – стоим на пороге владений самого главного вампира всех времен и народов.

Замок был построен в XIV веке, им владели и румынский господарь Мирче Старый, и Габсбурги, и уроженцы Брашова. В ХХ веке замок Бран принадлежал румынской королеве Марии Эдинбургской. Сегодня внутри замка находится Музей истории и средневекового искусства. Здесь хранится огромная коллекция средневековой румынской мебели, оружия, представлено убранство румынского средневекового замка.

Так какое же отношение имеет замок Бран к Владу Цепешу? По одной из версий, Влад Цепеш останавливался здесь во время своих походов, по другой – он был пленен турками и заточен в подземелье замка. Видимо, все это и дало благодатную почву для зарождения легенды о том, что именно тут и жил кровавый мучитель граф Дракула.

Изнутри замок выглядит мрачновато, местами даже немного аскетично, особенно на узких лестничных переходах из одной башни в другую. Средневековая деревянная мебель, тяжелые кровати и столы, которые делали, что называется, «на века», персидские ковры и шкуры на полу, чугунная посуда, причудливые узоры туалетных столиков – все это создает необычную атмосферу и, разумеется, настраивает на определенный лад. Правда, настрой то и дело нарушается какой-нибудь шумной группой туристов из Китая или пожилой немецкой парой с видеокамерой. Остаться наедине со всей этой средневековой стариной не получится, посетителей тут все-таки слишком много в любое время года. Вполне возможно, что если бы получилось там оказаться вечером (в идеале – ночью), после закрытия музея, в полном одиночестве – настрой бы продержался намного дольше. Наверное, при желании можно было бы договориться с руководством музея и за определенную сумму попасть туда в какую-нибудь полночь, в пятницу, тринадцатого. Но толпы желающих сделать это не обнаружилось. Какими бы циниками все мы ни были, где-то на уровне подсознания у каждого живут все те же средневековые страхи: вот зайдешь ты в темные покои замка с подсвечником, а на дубовой кровати лежит он, убийца-кровосос Дракула.

Вместо заключения: там, где вампиров уже нет

После насыщенной впечатлениями поездки по следам румынских вампиров стоит немного расслабиться, вернуться в реальный мир и просто отдохнуть, побыть не охотником за вурдалаками, а простым смертным. Поэтому в завершении путешествия мы отправляемся на восток Румынии, к ее черноморскому побережью, в Констанцу.

Румыния не была бы Румынией, если бы и здесь в сувенирных лавках вам не улыбался кровавой улыбкой уже набивший оскомину Влад Цепеш Дракула! Но в приморской тишине, под лучами черноморского солнца, все это выглядит как отголоски популярной туристической шумихи, просто как слабое напоминание о том, что ты все еще в этой стране, на родине вампиров – и не более того. В Констанце и соседнем курорте Мамая сохранились уютные дикие и оборудованные пляжи, старые церкви (по большей части православные), есть даже мечеть и здание казино. Если повезет оказаться в Констанце не в самый сезон, ты вы сможете прогуляться по ее тихим улочкам или насладиться плеском морской воды, а еще вкусно покушать в каком-нибудь недорогом полупустом ресторанчике недалеко от моря или съездить на дегустацию румынского вина в соседний Мурфатлар.

Через пару дней пребывания на румынском море совсем забываешь и о готичных очертаниях тимишоарского собора в полнолуние, и о грозном взгляде бюста Влада Цепеша в Бухаресте, и о мрачной легенде Черной церкви в Брашове, и о колоритном «вампирском» замке Бран. Именно здесь, на полупустом берегу Черного моря, почему-то очень легко отделяется правда от вымысла, реальность от легенды, настоящее от прошлого. Под плеск весеннего моря и заканчивается наша вампирская сага о Румынии, которую лучше один раз «прожить», чем сто раз перечитать.


РУМЫНИЯ И ВАМПИРЫ

Ни одна страна так не ассоциируется с вампиризмом, как Румыния. Вампиры занимают важное место в фольклорных традициях этой земли. Ее репутация была установлена Брэмом Стокером. Действие его романа «Дракула» происходило в Трансильвании.

Хотя в то время Трансильнания была частью Венгрии, сейчас она часть Румынии. Современные ученые подтвердили, что одним из прототипов Дракулы был Влад-Протыкатель - князь Валахии (XV столетия), части современной Румынии, которая лежит к югу от Карпат.

Стокер получил большую часть своих знаний о Трансильвании, где он расположил замок Дракулы, из книги Эмилии Жерар «Страна за лесом» (1888). Жерар была шотландкой, которая вышла замуж за польского офицера, служившего в австрийской армии. Будучи бригадным командиром, он квартировал в Трансильвании в 1880 году. Пара проживала в Сибиу и Брасове. В описании нескольких сверхъестественных существ, встретившихся в ее исследовании ритуалов, связанных со смертью, она отмечала:

Наиболее явным злом является «носферату», или вампир, а которого верит каждый румынский крестьянин так же твердо, как в рай или ад. Существуют два вида вампиров - живые и мертвые. Живые вампиры - это в основном незаконнорожденные дети лиц, не состоящих в браке, но даже безупречная родословная не дает гарантии никому от вторжения вампира под семейный свод, так как каждый, кого убил носферату, становится подобным вампиру после смерти и будет продолжать пить кровь других невинных людей до тех пор, пока дух не будет изгнан путем открытия могилы подозреваемого человека и протыкания тела колом или не будет застрелен из пистолета прямо в гробу. Также считается эффективным для удержания в заточении вампира - ходить и курить вокруг могилы я каждую годовщину смерти, В наиболее сложных случаях вампиризма рекомендуется отрезать голову и положить ее в другое место в гробу, набив рот чесноком, или вынуть сердце, сжечь его и разброситъ пепел на могиле.

Румынские понятия о вампире в основном относились к народным верованиям о славянском вампире. Несмотря на то, что румыны, хотя и окружены со всех сторон славянскими народами, сами не являются славянами. Румыны берут свои корни из древней Дакии - римской провинции, возникшей в Трансильвании и на прилегающих территориях после захвата их Траяном во II веке нашей эры. Траян привел за собой тысячи колонистов в слабозаселенную местность,. Так как коренное население и колонисты вступали в смешанные браки, образовалась новая этническая общность. Языком этой новой общности была форма латинского - основа современного румынского языка. Их дальнейшая история, особенно на протяжении следующего столетия, является предметом крупного cnopа между румынами и их соседями, разрешить который пока невозможно в виду недостаточности археологического материала.

После того, как Трансильвания была заброшенной территорией в третьем веке, она вдруг становится объектом завоеваний для различных захватчиков, включая ранние славянские племена. В VII столетии она была поглощена империей булгар. Несмотря на то, что некоторые румыны стали христианами еще в IV веке, систематическое обращение в эту веру началось в IX веке, вскоре после прихода к булгарам братьев Кирилла и Мефодия. Румынская церковь в конечном итоге объединилась с восточным православием под главенством булгарского епископата.
Двор Влада-Протыкателя в Бухаресте

В конце Х столетия мадьяры, в настоящее время венгры, включили Трансильванию в свое разрастающееся королевство. Венгры были римскими католиками, и они насаждали свою веру в завоеванных землях. Они также поощряли переселение среди других народов - шекелесов, ветви мадьяр, и среди немцев. На протяжении XIII века» улучшив момент, когда ослабло венгерское могущество в Трансильвании, множество румын-трансильванцев мигрировало к югу и на восток через Карпаты, в королевства Молдавию и Валахию. Спустя век, в Валахии был посажен православный епископ, С того времени и по сей день Трансильвания является яблоком раздора между Венгрией и Валахией (которая разрослась до современной Румынии). В религиозном отношении, как римские католики, так и восточное православие продолжают бороться за веру людей.

Как только возникли Валахия и Молдавия, в этом регионе появилась и новая сила. Оттоманская империя распространила свое влияние на Балканы и начала свой марш по полуострову, который привел ее к самым воротам Вены в начале XVI века. В течение XIV века Венгрия и турки соперничали за господство в Валахии, создавая, таким образом, предлог для князя Валахии Влада приехать ко двору императора Сигизмунда, где он вступил в «Орден Дракона», принеся клятву защищать христианские земли от вторжения мусульман. Князь Валахии станет известен как Влад Дракул (1390?-1447). Его наследником станет его сын Влад-Протыкатель (1431?-1476), известный как Дракула. Сегодня в Румынии Влада-Протыкателя помнят как великого патриота и ключевую личность в развитии румынской нации. После смерти Влада Валахия в значительной мере попала под управление турок, а вскоре и Молдавия разделила ее участь. В 30-с годы турецкая армия прошла через Трансильванию, чтобы в 1541 году завоевать венгерскую столицу. Оставшиеся венгерские земли попали под управление Австрийской империи. Присоединение румынского королевства к турецкой империи дало некоторую степени религиозной свободы, и протестантизм приложил себе дорогу, особенно в Трансильвании. Современные ученые подчеркивали, что ни одна румынская легенда или легенда из прилегающих стран не изображала Влада-Протыкателя как вампира. В германских и некоторых славянских рукописях подчеркивалась жестокость Влада и его отождествление с Драконом или Дьяволом, однако Дракула в качестве вампира - это современное литературное творение.
В XVII веке Габсбурги начали изгонять турок-оттоманцев из Европы, а к концу века установили свое господство над Трансильванией и начали насаждать римский католицизм. Трансильвания оставалась полуавтономным регионом до 1863 года, когда она формально объединилась с Венгрией, Около столетия Молдавия выживала между русскими, греками и турками, соперничающими за господство, до тех пор пока не возникла объединенная Румыния в 1861 году. Посредством серии аннексий в начале и в конце Первой мировой войны, включая Трансильванию в 1920 году, возникла Румыния приблизительно в ее теперешних размерах. Румынское большинство существует бок и бок со значительным венгерским меньшинством Трансильвании, а румынская православная церковь соперничает с сильной римско-католической и постоянным присутствием протестантской веры.

Вампир в Румынии. Вампир в Румынии, несмотря на этническое происхождение румын, является разновидностью славянского вампира. Однако, как вампир в каждом отдельном славянском регионе, вампир Румынии приобрел некоторые отличительные черты. Отличие начинается с основного термина, употребляемого для обозначения вампира, как это было обнаружено Гэрри Сенном во время его работы в этом регионе в 70-е годы нашего века. Стригои (для женщины - стригоаика) родственнен румынскому слову стрига (штрига) - ведьма, которое, в свою очередь, произошло от латинского стрикс - слова, обозначающего кричащую сову, и которое расширилось для обозначения демона, нападавшего по ночам на детей. Второй термин морои (для женщины - мороаика), иногда пишется как мурони в более древних источниках, был обычным термином в Валахии, как стригои в Трансильвании. Румыны также различают стригои вии (множественное число стригои), или «живущий» вампир, а также стригои морт (множественное число - стригои морти), или «мертвый» вампир.

Стригои вии - ведьмы, которые должны стать вампирами после смерти, и которые могут направлять свои души и/или тела по ночам для встречи со стригои морт. Живые вампиры имеют склонность сливаться мыслями со стригами (ведьмами), которые обладают способностью направлять спои души и тела на встречу по ночам с другими ведьмами. Мертвые вампиры - это, конечно же, воскрешенные тела мертвых, которые возвращаются к жизни, чтобы беспокоить свои семьи, пить кровь членов семьи, скота и, если им не препятствовать, то и у соседей.

Стригои морт был разновидностью славянского вампира, хотя румыны не были славянами и использовали латинские слова, чтобы обозначать своих вампиров. Стригои обнаруживался по необычным обстоятельствам, сопровождающим его рождение или смерть, а живущий стригои был человеком, который родился либо с сальником (чепчиком) на голове, либо с маленьким хвостиком. Живой вампир мог стать мертвым вампиром, также как и другие люди, которые умерли в результате самоубийства или несчастного случая.

Румыны также использовали слово вриколак, но в основном для описания старого мифологического волкоподобного существа, которое пожирало солнце и луну. Родственные термины приколиси, или триколиси, были также для обозначения волков. Вриколак - зто вариант греческого вриколакос или сербско-хорватского вукодлак. Агнес Мургоси, которая работала в Румынии в 20-е годы нашего столетия, обнаружила, что этот термин все еще связывается с его же довампирическим мифологическим обозначением существа, которое пожирает солнце и луну. Временами, когда луна становилась красноватой, считали, что это кровь вриколака течет по лицу луны. Более определенная работа была проведена Гэрри Сенном в Трансильвании в 70-е годы. Он обнаружил, что популярное использование термина вриколак отличалось от термина стригои. Термин вриколак описывал человека, который периодически превращался в некоторых животных, обычно в свинью, собаку или волка. Как таковой он оказался ближе понятию оборотней, чем вампиров.

Носферату - это архаичный древнеславянский термин, явно произошедший от носуфурату, от греческого нософорос - «разносящий чуму». Из религиозного контекста это слово перешло в широкое использование. Оно широко и ошибочно трактовалось как румынское слово, обозначающее или «неупокоившегося» (Вольф) или дьявола (Сенн). В двадцатом веке, кажется, оно выпало из румынского языка. Стокер позаимствовал этот термин, а Жерард Фредерик Вильгельм Мурнау использовал его, чтобы фильм «Носферату, симфония ужаса» отличался бы от «Дракулы». Он связал историю с великой чумой, которая обрушилась на Бремен, Германию, в 1838 году.

В Румынии верили, что вампир возникает главным образом в результате необычного рождения и ряда условий, о которых говорилось, что они могут предрасположить человека к тому, чтобы он стал вампиром. Беременные женщины, которые не ели соль или которые позволяли взглянуть на себя вампиру, могли родить ребенка-вампира. Седьмой ребенок одного пола в семье наверняка мог иметь хвост и становился вампиром.

Хотя необычно родившиеся дети были главными кандидатами в вампиры, вампиром мог стать любой, кого укусит вампир. Потенциальными вампирами были также люди, которые жили неправедной жизнью (включая мужчин, которые давали ложные клятвы), ведьм (которые имели связь с дьяволом), тела, через которые перепрыгнула кошка, или люди, совершившие самоубийство.

Присутствие иамнира обычно впервые замечалось, когда происходило несколько неожиданных смертей и/или за смертью кого-то из членов семьи или подозреваемого вампира следовала смерть домашнего скота. Бывали случаи, когда вампиром становился один из членов семьи, а женщины-вампиры обычно возвращались к своим детям. Своими действиями вампир часто тревожил свой дом. Он или разбрасывал вещи (полтергейст), или же разорял запасы продовольствия. Обычно сначала вампир нападал на свою семью и домашних животных, а затем и на других жителей деревни. Если его не уничтожали, то он мог пойти в другие селения, и даже в другие страны, где мог вновь вернуться к жизни в общсстве.

Вампиры были особенно активны накануне дня Святого Георга (23 апреля, или 5 мая). В этот день ведьмы и вампиры собирались на околицах деревень, чтобы наметить свои черные дела на следующий год. В этот вечер жители деревень предпринимали ряд редосторожностей, чтобы обезопасить себя от козней нечистой силы. Персонаж Стокера Джонатан Харкер добрался до замка Дракулы как раз накануне дня Святого Георга. Вампиры и ведьмы также активны в день Святого Андрея, который был покровителем волков и подарил людям чеснок. Во многих областях Румынии верили, что вампиры становятся наиболее активны накануне дня Святого Андрея, активны всю зиму и затихают на Богоявление (в январе), Пасху или день Святого Георга.

День Святого Георга праздновался и празднуется в большей части Европы 23 апреля, следовательно, кануном дня Святого Георга является вечер 22 апреля. День Святого Андрея - 11 ноября. Румыния, которая использовала старый юлианский календарь, на 12 дней отставала от современного григорианского календаря. Так, по Стокеру, день Святого Георга праздновался в Румынии тогда, когда в западной Европе было 4-5 мая. Также канун дня Святого Андрея был вечером 23-24 ноября. Разрыв между юлианским и григорианским календарями увеличивается на один день каждые сто лет.
Могила подозреваемого вампира обследовалась на наличие выдающих его признаков. Часто в земле около надгробия находилось маленькое отверстие, через которое вампир мог входить или покидать гроб. Если было основание верить, что умерший был вампиром, тогда могила открывалась. Те, кто открывали гроб, ожидали найти краснолицего вампира.

Часто тело было перевернуто лицом вниз, на нем была свежая кровь, а иногда кукурузная мука. Одна стопа могла быть отведена в угол гроба. Сенн сообщал, что вампира в обществе можно было обнаружить, раздавая чеснок ц церкви и наблюдая за тем, кто будет есть чеснок, а кто нет.
Для румын было обычным открывать могилы умерших через три года после смерти ребенка, через четыре года или пять лет после смерти молодого человека и через семь лет после смерти взрослого человека. Нормально, если находили только скелет, который мыли и возвращали обратно в могилу. Однако, если тело не разложилось, то с ним обращались так, как будто это был вампир.
Было много предосторожностей, которые следовало предпринимать, чтобы не дать человеку стать вампиром, либо lie дать ему причинить вред, если он им уже стал. С головы и лица новорожденного снимался сальник и быстро уничтожался. Тщательное и точное приготовление тела недавно умершего также нс позволяло ему стать вампиром. В могилу клали колючую ветвь дикой розы. Чеснок был также полезен при изгнании вампиров. В кануны дней Святого Андрея и Георга окна (и другие отверстия в доме) смазывались чесноком, а коровам делалось чесночное обтирание. Когда вампир был в могиле, в землю над нею втыкали веретена (прялки), на которые бы наткнулся вампир, если бы ему надо было подняться. В годовщину смерти подозреваемого вампира, семья ходила вокруг могилы.

Когда вампир начинал нападать на общину и его опознавали, то надлежало его уничтожить. Эмилия Жерар, автор книги «Страна за лесом», обнаружила возникновение относительно новой традиции в сообщениях XIX века, в которых говорилось, что вампир может быть убит пулей, выпущенной прямо в гроб. Однако предпочтительным методом было протыкание тела колом, за которым следовало обезглавливание, помещение чеснока в рот, а затем повторное погребение.

Этот метод был принят Стокером в «Дракуле» как средство разрушения вампирической природы, которая овладела телом Люси Вестенр. В Румынии протыкание осуществлялось при помощи различных материалов, включая железо и дерево, а кол втыкали или в сердце, или в область пупка. Вместо обезглавливания тело могли повернуть в гробу лицом вниз, и наоборот. В гроб могли помещать семена проса, чтобы задержать вампира, который должен был сначала заняться длинным процессом поедания проса, прежде чем поднялся бы из могилы.

Этот процесс мог еще усложняться. Если вампир оказывался стойким к предпринятым мерам, тело могли вынуть из могилы, переложить на дрова и расчленить. Сначала вынимались сердце и печень, а затем сжигалось все тело по частям. Пепел потом смешивали с водой и его давали выпить пораженным членам семьи для исцеления после нападения вампира.

Народные сказки о вампире. Румынский вампир также стал предметом ряда народных сказок. Фольклористы обратили внимание, что многие передают случаи о семейных парах, где недавно кто-то один умер. Часто перепечатывающейся историей была «Девушка и вампир» (которая также существует в русском варианте). В ней молодой человек совершает самоубийство после того, как не смог получить благословения на свадьбу у родителей своей подруги. В результате смерти он становится вампиром и начинает приходить к девушке но ночам. Девушка говорит с мудрой пожилой женщиной, живущей в деревне, которая поучает ее прикрепить к его рубашке пить. Затем нить ведет на кладбище и исчезает в могиле ее бывшего друга.

Вампир продолжает приходить к девушке, у них продолжается сексуальная связь, но и когда ее родители умирают, она отказывается рассказать вампиру, чти она видела в ту ночь, когда последовала за ним на кладбище. Девушка вскоре тоже умирает. На ее могиле вырастает цветок, который увидел сын императора. Он приказал выкопать цветок и принести его ему в замок. Здесь, по ночам, цветок превращается в девушку. В конце концов она и сын императора поженились. Спустя некоторое время, она сопровождает своего мужа в церковь и встречает вампира. Он следует за ней в церковь, где она прячется за иконой, которая затем падает на вампира и убивает его.
История служила осуждением внебрачных сексуальных связей и в то же время утверждала мудрость старших и поддерживала церковь как бастион, сражающийся против сил зла. Подобные же ценности утверждались и в других историях. Было время, как говорит одна народная сказка, когда «вампиры были столь же обычны, как листая или трава, или ягоды в ведре». Однако они становились все более редкими и стали попадаться только в сильскои местности. В середине 70-х годов нашего иека Гэрри Сенна без проблем находил истории о вампирах в различных местах Румынии. Предположительно, вампиры пострадали в течение последних десятилетии под напором общестиенного образования, а также из-за враждебности со стороны правительства ко всем рассказам о сверхъестественном. Важное место вампиров и народных верованиях Румынии продемонстрировано в недавнем исследовании сообщества иммигрантов ив Валахии в Скандинавии.

Заключение.

Стригои мори, румынские вампиры, во многом согласуются с популярным образом вампира. Это вновь вернувшийся из мертвых. Он обладает способностью производить действия, подобные явлениям полтергейста, особенно приводить в движение предметы обихода. Его рассматривали как своенравного, непослушного и очень слабого. Однако нападение вампира редко рассматривали как роковое. И он также очень редко кусал в буквальном смысле и пил кровь своей жертвы (в глазах румынских фольклористов, в фильмах искажена сама суть вампиров). Стригои обычно истощал жизненную энергию жертвы в процессе психического вампиризма. Описание нападения стригои, переданное живым метафорическим языком, часто воспринималось в буквальном значении переводчиками неславянского происхождения, которые поэтому неправильно поняли природу славянского вампира.

Честно говоря, немного разочаровалась во всех рассказах и легендах о вампирах, после того, как побывала в Румынии. Как оказалось сплетни и не более того! Сейчас постараюсь рассказать поподробнее, так как сама ездила в Румынию как раз для посещения замка графа Дракулы (думаю, о нем слышали все).

Почему Румыния родина вампиров?

Часть Румынии, называемая Трансильванией лежит прямо таки у подножья Карпатских гор. Само по себе место роскошное: свежий воздух, леса, несколькими словами,- красота, да и только! Но в то же время, кто был в горах, знает, что места эти не только прекрасные, но и немного мистические. Именно там и расположился замок, который именуют Замком графа Дракулы (замок Бран).

Граф Дракула, он же Влад Цепеш, как нам объяснили, никакого отношения к вампиризму (с той стороны, с которой мы знакомы с таким явлением по фильмам ужасов), не имел вообще. Его бледность кожи, синеватость, красные белки глаз, все это, по утверждению современной медицины,- признаки порфирии, довольно редкой болезни, которая и воплотила образ киношных вампиров. Сам граф сумел не только внешним видом запомниться людям, но и своим поведением типичного маньяка. Как нам поведал экскурсовод, его любимым зрелищем за завтраком (вместе с малолетним ребенком, которого он заставлял наблюдать за подобными картинами) было смотреть, как очередную жертву сажали на кол. Причем это зверское пристрастие доходило до маразма, шла война с турками и Цепеш… думаю, вы догадались, что граф делал с пленными. Посаженные на кол вдоль дороги сотни людей, - зрелище, пугающее всех. Вот откуда взялся миф о кровожадности.

А потом появился Брам Стокер, который, думаю, даже не подозревал, когда писал свою книгу и делал из образа Влада Цепеша графа Дракулу, какими суммами он обогатит Румынию в сфере туризма.

Замок графа Дракулы

А что касается замка Графа Дракулы, куда мы так мечтали попасть… как оказалось, граф там даже и не жил, и не его это замок, просто перед казнью он провел там какой- то небольшой отрезок времени в заточении и ни о каком приведении там речи в принципе быть не может.

Вот так “благодаря” личности графа Влада Цепеша (которым румыны, между прочем, очень гордятся, он помимо своих кровавых пристрастий зарекомендовал себя как отличный хитрых главнокомандующий) и писателя Брэма Стокера (который взял для своего ВЫДУМАННОГО героя за основу личность графа), получилась родиной вампиров. А потом идею Стокера подхватили киношники… и понеслось. До этого здесь ходили мистические легенды лишь о кровожадных волках- оборотнях, что неудивительно, ведь вокруг леса.