19.07.2019

Разница между кровью лягушки и человека. Эритроциты лягушки: строение и функции Значение крови человека и лягушки


Кровь - соединительная ткань, выполняющая несколько жизненно-важных функций, одна из которых - перенос питательных веществ, продуктов обмена и газов. Мазок крови лягушки - препарат, который может изучаться при увеличении ок.15, иммерсионным методом.

Кровь состоит из плазмы и взвешенных в ней клеток - эритроцитов, содержащих гемоглобин и имеющих ядро, и лейкоцитов.

На микропрепарате мазка крови видна плазма и кровяные тельца: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

1. Эритроциты лягушки в отличие от эритроцитов человека, ядерные, кроме того, они имеют овальную форму. Данная особенность связана с количеством гемоглобина, переносимого эритроцитами человека - двояковогнутая поверхность и отсутствие ядра увеличивают площадь, которую могут занять молекулы кислорода.

Эритроциты лягушки довольно крупны - до 22,8 мкм в диаметре, окрашены на препарате в розовый цвет. При исследовании можно обнаружить, что общее количество этих кровяных телец невелико - в 1мм3 их содержится не более 0,33 - 0,38 млн. Сравнивая с содержанием эритроцитов в 1мм3 крови человека (около 5млн) видно, что земноводные нуждаются в кислороде в гораздо меньшей степени, чем млекопитающие. Причины этого - дополнительная возможность усвоения кислорода поверхностью кожи у земноводных и низкая потребностью в нем за счет пойкилотермии.

Поперечная ось эритроцитов лягушки равна 15,8 μ, продольная составляет 22,8 μ.

2. Лейкоциты в крови лягушки.

Лейкоциты делятся на гранулоциты, содержащие гранулы - зерно и агранулоциты. К гранулоцитам относят эозинофилы, нейтрофилы, базофилы, к агранулоцитам - моноциты и лимфоциты.

Общее количество лейкоцитов в 1мм3 крови составляет 6 - 25 тыс. Они имеют внешнее сходство с аналогичными клетками крови человека, курицы и лошади. Нейтрофилы имеют сегментированное ядро и бледно-розовую цитоплазму, в которой лежат мелкие розовые зерна. Нейтрофилы на препарате имеют заметное сегментированное ядро и цитоплазму светло-розового цвета. Их содержание от общего числа лейкоцитов - не более 17% .

Эозинофилы заметны крупными зернами яркого кирпичного цвета и небольшим ядром, разделенным на 2-3 сегмента. Общее количество эозинофилов - не более 7% от всех лейкоцитов.

Базофилы в препарате крови лягушки встречаются редко (не больше 2% от общего количества), отличаются крупными ярко-фиолетовыми зернами и большим ядром.Большее число из всех лейкоцитов принадлежит лимфоцитам (до 75,2%). На препарате их выделяют за счет крупного ядра и узкого слоя цитоплазмы, окрашенной в светло-голубой цвет. Характерной особенностью этих клеток крови являются ложноножки - выросты цитоплазмы, с помощью которых они передвигаются.

Моноциты лягушки имеют базофильную цитоплазму, окрашенную в неяркие серый или сиреневый цвета. Ядро может иметь выросты или, наоборот, вдавленные участки.

Тромбоциты - клетки с ядром, очень похожие на тромбоциты курицы.

Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме: «Кровь».

Оборудование:

  • микроскопы, пластилин;
  • микропрепараты крови человека и лягушки»;
  • листочки с анализом крови.

Каждый ученик, заходя в кабинет берет букву алфавита (магнитные буквы). Оставшиеся буквы на доске – для всех ребят класса.

Ход урока

Философы Древней Греции считали её носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости – ... (кровь).

Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви.

Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз: «кровь за кровь», «кровные братья», «кровная месть».

А сейчас мы проведем викторину «Алфавит».

Алфавит (по теме Кровь).

А Склеивание эритроцитов... (агглютинация).

Б Антиген, способный вызвать иммунную реакцию... (бактерии).

В Препарат из ослабленных микробов (или их ядов) называется... (вакцина).

Г Разрушение эритроцитов... (гемолиз).

Д Первую вакцину изобрел английский учёный... (Дженнер Эдуард).

Е Иммунитет может быть искусственный и... (естественный).

Ё (!) Жидкая часть крови, выполняющая роль межклеточного вещества... (плазма).

Ж Малокровие (анемия) может возникать у человека при недостатке в организме... (железа).

З (буква в слове есть) Этот белок, находящийся в эритроцитах, может быть как отрицательным так и положительным... (резус-фактор).

И Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является... (интерферон).

Й (!) Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию называются... (антигенами).

К Прибор для подачи жидких веществ в кровь... (капельница). Гемоглобин, несущий угарный газ... (карбоксигемоглобин).

Л Австрийский иммунолог, Нобелевский лауреат, открывший группы крови... (Ландштейнер Карл). Белые клетки крови... (лейкоциты).

М Иммунитет, являющийся неспецифическим и осуществляемый лейкоцитами путём фагоцитоза открыл... (И.И. Мечников).

Н Некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие люди. Это иммунитет... (наследственный).

О Гемоглобин соединенный с кислородом... (оксигемоглобин).

П Процедура введения вакцины называется... (прививка).

Р Человек, которому перелили кровь... (реципиент).

С Препарат с готовыми антителами называется... (сыворотка).

Т Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови... (тромбоциты). Компонент (один из видов) внутренней среды организма... (тканевая жидкость).

У (уравнение) Реакция образования оксигемоглобина в легких... (Hb + 4O2 = HbO8).

Ф Белок в плазме крови, участвующий в свертывании... (фибриноген).

Х (хороший витамин) Для образования тромба необходимо, чтобы в крови были соли кальция витамин... (К).

Ц (цифра) Физиологический раствор содержится в плазме крови и тканевых жидкостях организма и имеет концентрацию... (0,9 %).

Ч (буква в слове есть) Орган в котором разрушаются клетки крови... (печень).

Ш (шифр) Расшифруй СОЭ... (скорость оседания эритроцитов).

Щ (!) Инфекционные болезни, поражающие преимущественно детей... (корь, ветрянка, краснуха, свинка, коклюш).

Э Красные клетки крови... (эритроциты).

Ю (юмор) - Сестра, я Вам поручал взять кровь у Петрова из пятой палаты!
- Да, доктор! Я всё сделала!
- Результат готов?
- Готов! Ровно шесть литров!

Я Этого нет у эритроцитов, но есть у лейкоцитов... (ядро).

Медицинская консультация.

Ребята, у вас на столах лежат листочки с анализом крови Золушки, старухи из сказки А.С. Пушкина и Мальвины. Внимательно прочитайте и поставьте правильный диагноз героям любимых детских книг. (Приложение 1).
Диагноз:
1. Золушка – анемия. 4. Старуха – хронически протекающая инфекция. 5. Мальвина – ОРВИ, грипп?

Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

Цель работы:

  1. Изучить строение крови человека и лягушки.
  2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Порядок работы:

  1. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.
  2. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроците лейкоцитов в препарате.

Отчетное задание:

  1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
  2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
  3. Сделайте вывод из этого сравнения и заполните таблицу
Признаки Общее для 2-х организмов Характерные для человека Характерные для лягушки
Наличие клеточной мембраны
Наличие в цитоплазме клетки гемоглобина
Наличие ядра
Форма вогнутого диска
Форма выпуклого диска
Функция-перенос кислорода
  1. Эритроциты чьей крови – человека или лягушки способны переносить больше кислорода.
    Объясните ___________________________________________________________________
  2. Запишите вывод: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении
    _____________________________________________________________________________

Проблемные вопросы:

  1. Представьте, что в крови млекопитающего внезапно лопнули все эритроциты, к каким последствиям это приведет?
  2. Почему в крови эритроцитов намного больше, чем лейкоцитов?
  3. Почему в течение 3-4 ч после приема пищи содержание лейкоцитов в крови человека повышено?

Задание на моторику: из пластилина слепить эритроцит человека и лягушки.

«Ученые Грузии нашли золото в составе крови человека».
(Из журнальной статьи.)

Не так давно ученые открыли
Пусть небольшой, но золотой запас.
Они его не в рудниках отрыли,
Они его нашли в крови у нас.

И пусть всего-то малая частица,
Не в этом суть, а суть, наверно, в том,
Что в нашем сердце золото стучится,
И мы весь век живем, как говорится,
Согреты этим золотым огнем.

Мы знаем фразу: золотые руки!»
Иль, скажем: «Золотая россыпь слов!»
Теперь буквально с помощью науки
Сказать мы вправе: «Золотая кровь!»

И может быть, с момента первородства,
Чем было больше золота в крови,
Тем больше было в людях благородства,
И мужества, и чести, и любви.

И я уверен в том, что у Чапая,
У Фучика, у Зои, у таких,
Кто отдал жизнь, не дрогнув, за других,
Струилась кровь по жилам золотая!

И право, пусть отныне медицина,
Ребят готовя в трудные бои,
Глядит не на процент гемоглобина,
А на проценты золота в крови.

И нет верней проверки на любовь,
На мужество и стойкость до конца.
Где полыхает золотая кровь,
Там бьются настоящие сердца!

Решение задач на группы крови.

1. Было у фермера два сына...

У фермера было два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод. Первенец вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордился. Второй мальчик, родившийся намного позже, рос болезненным ребенком.

Соседи сплетничали о том, что второй мальчик не его сын и убеждали фермера подать в суд для установления отцовства. Основанием по мнению «добродетелей» был тот факт, что фермер, являясь отцом такого складного юноши, каким был его первый сын, не мог быть отцом такого болезненного и слабого мальчика как второй.

К тому же группы крови отца и первого сына совпадали, а вот второй мальчик имел группу крови отличную и от отца и от матери.
Группы крови в семье были следующие:
фермер – AB,
мать – 0,
первый сын – АВ,
второй сын – В.
Учитель естествознания сельской школы, посмотрев на данные групп крови, лукаво улыбнулся и... отсоветовал фермеру подавать в суд. Почему он так поступил и можно ли на основании этих данных считать, что оба юноши являются сыновьями этого фермера?

2. Переполох в родильном доме.

В родильном доме в одну ночь почти одновременно родилось четыре младенца. Принимала роды одна акушерка, а чем занимался остальной медперсонал науке неизвестно. Но как бы там ни было, все роды прошли хорошо, и всё было бы ничего, да уставшая акушерка забыла надеть бирки на малышей. Малышей унесли, но вот когда пришло время кормления дело начало принимать скандальный оборот. Какой маме и какого новорожденного нести?
Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Помогите акушерке развесить бирочки.

Младенцы обладают группами крови I, II, III, IV.

Группы крови родительских пар:
Первая пара – I и I.
Вторая пара – IV и I.
Третья пара – II и III.
Четвертая пара – III и III.

3. Судмедэкспертиза.

В семье, где отец имел IV группу крови, а мать II группу, родилось четверо детей, имеющих I, II, III и IV группы крови. Судмедэкспертиза установила, что один из детей внебрачный. Установите генотипы родителей и определите, ребенок с какой группой крови – внебрачный.

Кровь – это жидкость, циркулирующая во внутренней среде организмов. Сравнив ее у человека и животных, можно увидеть некоторую разницу. Рассмотрим, к примеру, чем отличается кровь лягушки и человека.

Общие сведения

Кровь необходима для поддержания жизни, и напротив, от ее значительной потери организм гибнет. Основная функция этой субстанции, в чьем бы теле она ни находилась, транспортная. Кровь распределяет в организме поступающий извне кислород. Она же разносит и питательные вещества, которые мы получаем с едой. Кровь выполняет и обратную функцию – она забирает продукты обмена и способствует их выведению.

Микроскопическое исследование столь важной жидкости дает представление о ее составе. Так, в крови условно можно выделить две части: текучую плазму и совокупность взвешенных в ней элементов. В числе последних присутствуют эритроциты. В основном благодаря этим особым клеткам и происходит газообмен. Каждая из них содержит гемоглобин, который активно притягивает к себе кислород, а на обратном пути – выводимые вещества.

Сравнение

Именно в эритроцитах наиболее заметно отличие крови лягушки и человека. Так выглядят эти частицы у животного:

Эритроциты в крови лягушки

А здесь изображены человеческие эритроциты:


Эритроциты в крови человека

Сравним названные кровяные тельца по нескольким критериям:

  1. Форма. Клетки подобного рода у лягушки овальные. У человека они имеют компактную круглую форму.
  2. Ядро. Оно есть только в частицах крови животного. Отсутствие этого компонента в эритроцитах человека способствует освобождению дополнительного места для гемоглобина, переносящего кислород.
  3. Размер. В реальности у животного эти тельца сравнительно крупные. У человека эритроциты характеризуются маленькими размерами. В определенном пространстве мелкие частицы размещаются в большем количестве и плотней, тем самым увеличивается дыхательная емкость крови.
  4. Поверхность. Очертания у эритроцитов лягушки простые. Между тем у человека эти клетки имеют вогнутости. Благодаря данной особенности газ поглощается максимально эффективно.

Выяснив, в чем разница между кровью лягушки и человека, сделаем вывод. Так, наша кровь справляется с поглощением и транспортировкой кислорода гораздо лучше. А это, наряду с другими преимуществами (четырехкамерным сердцем, разделением содержимого артерий и вен и прочим), объясняет теплокровность млекопитающих, к которым с позиции биологии относится и человек.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови; расширить знания учащихся о группах крови и их отличительных признаках; несовместимости крови по группам; значении переливания крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей.

Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника и дополнительным материалом, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: таблицы: «Кровь», «Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани». Микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы, компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Орг. момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы урока
  2. Изучение нового материала

1 этап - вызов к размышлению

Постановка учителем проблемного вопроса « Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?»

В ходе «Мозгового штурма» учитель получает от учащи хся ответы на поставленный в начале урока вопрос. Ответы могут быть следующими:

Анализ крови может дать сведения о состоянии здоровья человека;

Кровь выполняет в организме важные функции;

В крови есть гемоглобин;

Для выявления малокровия;

Кровь уничтожает микробы, имеющиеся в организме;

При наличии заболевания состав крови меняется;

Кровь – одна из важных тканей организма человека.

(все ответы, полученные во время «мозгового штурма» ,учитель фиксирует на доске).

2 этап - стадия осмысления

Перед классом ставится исследовательский вопрос: «Каков состав крови? Как проводят переливание крови?».

Для этого учащиеся объединяются в 4 группы.

Для работы в группах учащиеся получают рабочие листы, в которых приведены заранее составленные учителем задания, соответствующие поставленному исследовательскому вопросу.

Рабочий лист первой группы

Исследовательский вопрос: «Каково значение эритроцитов в организме?»

Задание 1.Охарактеризуйте состав крови.

Задание 2. Опишите строение эритроцитов. Какие функции они выполняют?

Задание 3. Нарисуйте схему строения эритроцита.

Рабочий лист второй группы

Исследовательский вопрос «Какое значение в жизнедеятельности организма имеет плазма крови, а также процесс свертывания крови?»

Задание 1. Охарактеризуйте состав плазмы крови. Какова роль плазмы крови в организме?

Задание 2. Опишите процесс свертывания крови.

Задание 3. Схематически зарисуйте этот процесс.

Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.

Рабочий лист третьей группы

Исследовательский вопрос «Человек, с какой группой крови может быть донором для человека с первой группой крови?»

Задание 1. Что такое малокровие, и какие причины его вызывают?

Задание 2. Объясните, по какому принципу проводят переливание крови? Зарисуйте в виде схемы возможные варианты переливания различных групп крови.

Задание 3. Закончите предложение: «Донором называют….2.

Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос

Рабочий лист четвертой группы

Исследовательский вопрос: «Могут ли лейкоциты крови заменить тромбоциты?». Ответ обоснуйте.

Задание 1. Дайте сравнительную характеристику строения и функций лейкоцитов и тромбоцитов.

Задание 2. Зарисуйте схему строения лейкоцита и тромбоцита.

Задание 3. Как вы считаете, о чем свидетельствует повышенное содержание лейкоцитов в составе крови?

Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.

На этот этап урока отводится 15 минут.

После выполнения заданий проводится презентация групповых работ. Соблюдается регламент - по 3 минуты на каждого выступающего от каждой группы

Затем учащимся предлагается заполнить схему «Состав крови»

Состав крови

_________________________/__________________________

/ / / / /

Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

Цель работы: познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки, найти черты сходства и различия, ответить на вопрос «Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?

Оборудование: готовые окрашенные препараты крови человека и лягушки, микроскопы, таблица «Кровь».

Ход работы.

1.Подготовить микроскоп к работе.

2 Установить под микроскопом микропрепарат крови человека

3. Рассмотреть микропрепарат. Найти эритроциты и зарисовать их.

4. Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.

5. Рассмотреть микропрепарат. Найти эритроциты лягушки и зарисовать их.

6. Сделать выводы:

Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?

Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?

Выводы:

Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму

Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое количество молекул кислорода.

Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее, хотя крупные размеры не позволяют им иметь большую поверхность.

Сообщение учащегося на тему «Дыхательная функция крови»

Работа в группах по решению биологических задач.

Задача «Смертельное лекарство» .

Первые водные растворы лекарств, которые врачи вводили больным прямо в кровь, приводили к смерти пациентов. Лекарства были в нормальной лечебной дозе, растворы были стерильными. Почему же наступала смерть?

Задание. В лаборатории забыли подписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определить, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите врачу. Свой выбор обоснуйте.

Пациент № 1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

Пациент № 2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.

Пациент № 3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение

Анализ № Х (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Поликлиника

Результат Норма
Гемоглобин 140 г/л 120 – 160 г/л
Эритроциты 4,3 млн/л 4 – 5 млн/л
Тромбоциты 247 тыс/л 180 – 320 тыс./л
Лейкоциты 12 тыс /л 4 – 9 тыс/л
10 мм/ч 2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________

Анализ № Z (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Поликлиника

Результат Норма
Гемоглобин 100 г/л 120 – 160 г/л
Эритроциты 3,2 млн /л 4 – 5 млн/л
Тромбоциты 247 тыс/л 180 – 320 тыс./л
Лейкоциты 4,5 тыс/л 4 – 9 тыс/л
Скорость оседания эритроцитов 7 мм /ч 2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________

Анализ № Y (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Поликлиника

Результат Норма
Гемоглобин 130 г/л 120 – 160 г/л
Эритроциты 4,3 млн/л 4 – 5 млн/л
Тромбоциты 410 тыс/л 180 – 320 тыс./л
Лейкоциты 5 тыс/л 4 – 9 тыс/л
Скорость оседания эритроцитов 7 мм/ч 2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________

Обсуждение итогов работы групп.

3 этап урока - стадия рефлексии.

Учащиеся анализируют версии ответов на проблемный вопрос, которые были предложены во время «мозгового штурма» в начале урока. В ходе обсуждения исключаются ошибочные версии, вносятся дополнения, формулируются выводы. Выводы:

По анализу крови можно поставить диагноз заболевания;

Определение количества эритроцитов и тромбоцитов в крови может дать информацию об отклонении их количества от нормы;

Можно установить, есть ли воспалительный процесс в организме;

Можно определить особенности свертывания крови;

Можно получить информацию о степени насыщения кислородом клеток и тканей организма;

Можно выявлять малокровие;

Можно определить группу крови (важное условие при переливании крови).

Учитель еще раз напоминает проблемный вопрос « Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?».

На завершающем этапе урока формулируется итоговый вывод:

Кровь – это жидкая соединительная ткань. Межклеточное вещество крови – кровяная плазма. В плазме во взвешенном состоянии находятся клетки крови – эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма составляет около 55 – 50 %. Каждая из составных частей крови выполняет важные функции: эритроциты переносят кислород ко всем тканям организма; лейкоциты выполняют защитную функцию; тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови. Кровь имеет относительно постоянный состав. Это обеспечивает динамическое равновесие внутренней среды организма, получившей название гомеостаз. Изменение состава крови может являться симптомом различных серьезных заболеваний. Поэтому очень важно регулярно проводить анализ крови. Результаты проведенного анализа помогают врачам вовремя поставить правильный диагноз и выбрать наиболее эффективный метод лечения установленного заболевания

Домашнее задание: Изучить текст учебника на с. 118 -119, 122 - 123. Подготовить сообщение «Защитные свойства крови» или презентацию «Кровь» (по желанию), включающую тесты для проверки знаний по теме.

М. А. Корикова, МКОУ Бобровская СОШ №2, г. Бобров, Воронежская область

Цель лабораторной работы № 2:
Научиться различать на мазках крови человека форменные элементы.

Оборудование и материалы: лабораторный микроскоп, гистологические препараты:
Мазок крови взрослого человека
Мазок крови лягушки
Мазок красного костного мозга

Лабораторная работа рассчитана на 2 аудиторных часа.

Ход работы:

1. Рассмотреть препарат 1. Мазок крови человека (рис. 2.4, 2.5). Окрашивание азуром П и эозином.
При малом увеличении обратить внимание на различную окраску эритроцитов и лейкоцитов. Эритроциты – самые многочисленные клетки крови и на мазке они составляют большинство.
При большом увеличении микроскопа найти эритроциты (рис. 2.4), окрашенные эозином в розовый цвет. Обратите внимание, у эритроцитов более интенсивно окрашена периферическая часть, а центральная область бледная. Связано это с тем, что эритроцит имеет форму двояковогнутого диска.
Найти в поле зрения нейтрофильный сегментоядерный лейкоцит (рис. 2.4). Цитоплазма нейтрофила имеет бледно сиреневую или голубую окраску, зернистая, содержит темные азурофильные гранулы, которые представляют собой первичные лизосомы. Ядро дольчатое (от 3 до 5 сегментов, соединенных тонкими «мостиками»), окрашено в фиолетовый цвет.
Найти на мазке эозинофильный лейкоцит (рис. 2.4). Ядро клетки обычно двудольчатое, а цитоплазма заполнена большими эозинофильными (темно-розовыми) специфическими гранулами одинакового размера.
Базофильные гранулоциты встречаются редко. Для них характерна крупная зернистость фиолетового цвета (рис. 2.4). Ядро базофила обычно почковидное, двудольчатое, часто его не заметно из-за обилия гранул и слабого окрашивания.
Найти в поле зрения лимфоцит и моноцит. Лимфоциты имеют округлое плотное ядро с узким ободком цитоплазмы (рис. 2.5). Моноциты легче найти на периферии мазка. Это крупные клетки с обширной цитоплазмой голубого цвета (рис. 2.6). Форма ядра подковообразная или двудольковая, окрашивается слабее, чем у лимфоцитов, поэтому в нем хорошо заметны ядрышки.
Кровяные пластинки небольшого размера (в 3 раза меньше эритроцитов), расположены небольшими группами между клетками и имеют слабо-фиолетовую окраску.
2. Зарисовать и обозначить: 1) эритроциты; 2) нейтрофильный сегментоядерный лейкоцит; 3) эозинофильный лейкоцит; 4) базофильный лейкоцит; 5) лимфоцит; 6) моноцит. Выделить в гранулоцитах ядро, цитоплазму, гранулы. В агранулоцитах обозначить ядро, цитоплазму.

3. Рассмотреть препарат 2. Мазок крови лягушки (рис. 2.7). Окрашивание азуром П и эозином.
В поле зрения видны ядерные эритроциты, характерные для всех классов позвоночных, исключая млекопитающих. Вместо кровяных пластинок в мазке крови лягушки видны тромбоциты – мелкие клетки, располагающиеся небольшими группами между другими клетками крови. Эритроциты имеют овальную форму. Цитоплазма их розового цвета. В центре клетки располагается овальное ядро темно-синего цвета.
Нейтрофилы мельче эритроцитов, гранулы в их цитоплазме палочковидной формы. Ядра сегментированные. Лимфоциты и моноциты существенных особенностей не имеют.
4. Зарисовать и обозначить: 1) эритроциты (выделить в них ядро, цитоплазму, плазмолемму); 2) нейтрофилы; 3) эозинофилы; 4) тромбоциты; 5) лимфоциты; 6) моноциты.

5. Рассмотреть препарат 3. Мазок красного костного мозга. Окраска по методу Романовского-Гимзы.
Мазок красного костного мозга (рис. 2.8. - 2.12) позволяет изучать в световом микроскопе различные стадии и виды гемопоэза, поскольку клетки после обработки антикоагулянтами и окраски располагаются не группами, а поодиночке и хорошо различимы.
6. Зарисовать и обозначить: 1) эритробласты (базофильные, полихроматофильные, оксифильные); 2) ретикулоциты; 3) эритроциты; 4) промиелоциты; 5) метамиелоциты; 6) палочкоядерные; 7) сегментоядерные гранулоциты (базофильные, нейтрофильные и эозинофильные); 8) промоноциты; 9) моноциты; 10) промегакариоциты; 11) мегакариоциты; 12) лимфоциты (большие, средние, малые).

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте кровь как ткань. 2. Состав и функции крови. 3. Дайте морфофункциональную характеристику эритроцитов и кровяных пластинок. 4. Лейкоциты – особенности классификации. 5. Дайте морфофункциональную характеристику гранулярным и агранулярным лейкоцитам. 6. Что обозначает понятие «лейкоцитарная формула»? 7. Из каких компонентов состоит лимфа? 8. Чем отличается эмбриональный гемоцитопоэз от постэмбрионального? 9. Объяснить эмбриональное кроветворение. 10. Охарактеризовать основные этапы постэмбрионального кроветворения. 11. Что такое стволовые, полустволовые и унипотентные клетки? 12. Объяснить этапы формирования эритроцита. 13. В чем заключаются основные процессы дифференцировки клеток гранулоцитарного ряда? 14. В каких органах и как происходит формирование Т- и В-лимфоцитов? 15. Где формируются моноциты? Какие стадии они проходят? 16. Как происходит образование тромбоцитов?