30.03.2024

Повторительные упражнения на правописание приставок. Правописание приставок Упражнение на правописание приставок


Правописание приставок
Упражнения
I . Вставьте пропущенные буквы.
З..бежать, в..одушевлять, п..ехать, о..да­ча, по..тянуть, р..счет, н..блюдать, подорож­ник, подойти, об..рвать, н..друбить, п..друбить, н...драть, над..рвать, преддве­рие, о..ветшалый. и..дарить. з..ананаться, вооружение, з..рядка. ..тпирать, пр..делки, пр..ветрить, о...делка, п..спешность, пр..бег, пр..бабка, пр..смотр, пр...извол, пр..будить, пр..водник, пр..ступок, п..вздорить, в..сход.
II.Вставьте пропущенные буквы.
Пр..мочить, пр..внук, пр..катить, пр..родина, пр..пр..внучка, пр..писка, пр..дух, пр.тур, пр..езд, пр..ем (в стене), пр..от­цовский, пр..зелень, пр..иски, пр..кол, пр..лет, пр..лог, пр..история, пр..образ, пр..матерь, пр..рыв, пр..славянский, пр..ток, прародитель, пр..язык.
Ш. Перепишите слова, вставляя про­пущенные буквы. Поставьте ударение. Ус­тановите зависимость написания гласной от ударения.
Рассказать, р..ссказни, р..зыграть, р..зыгрыш, р.звалить, р.звалины, р..ссы­пать, р..ссыпь, р..списать, р..спись, р..спу­стить, р..спуск, р..зыскать, р..зыск. р. зли­вать, р..злив, р..зыскной.
IV. Вставьте пропущенные буквы.
1. Ра..делать, растревожить, ..делать, и.дать, и. держать, и..дание, бе..заботный, ни... вергнуть, ни..падать, ра..жать, ..жать, сни..ходительный, ...шить, ра.шить, че­ре..чур, чре.вычайно, ра.делить, ра.трево­жить, ..десъ, ..дача, бе..радостный, ра.счи­тывать, ..доровье, ..доба, и..чадье.
2. Бе.чувственный, бе..вкусный. бе..жизненный, бе..словесный, ра..сердить, и..пить, и..подтишка, бе..печно, бе..церемонный, бе..ценный, бе..людный, бе.форменный, ра..крыть, бе..предельный, во..делать, во..наградить, во..клицать, и..мучить, и.бить, и.ведать, и. .черпать, и..пробовать, мирово.зрение.
V. Выберите правильное написание
Бе(с,сс)мысленный; ра(с,сс)чет; ра(с,сс)таться пред ра(с,сс)ветом; ра(с,сс)читывать бе(с,сс)полезно; бе(с,сс)конечные ра(с,сс)просы; во(с,сс)тановить ра(с,сс)ледование; бе(с,сс)трашные во(с,сс)тавших; неи(с,сс)ледованный и(с,сс)точник; предра(с,сс)ветные звезды; бе(с,сс)причинная, безра(с,сс)удная (с,сс)ора; ра(с,сс)четливый ра(с,сс)клад; ра(с,сс)елины гор; бе(с,сс)пощадная ра(с,се)права; ра(с,сс)читывать ра(с,сс)тояние; бе(с,сс)мысленно ра(с,сс)траченное время; ра(с,сс)чистить место ра(с,сс)копок; бе(с,сс)четный.
VI. Вставьте пропущенные буквы.
Пр..следовать противника, пр..рвать раз­говор, пр..двинуть стул, пр..открыть окно, пр...высить скорость, пр..вокзальная пло­щадь, пр.ступить к работе, пр..одолеть пр..пятствие, пр.неприятное известие, пр.градить дорогу, пр..шить пуговицу, пр..спокойно спать, пр..ломленне лучей, пр..амурский регион, пр..встать со стула, пр..вратиться в лед, сердечная пр..вязанность, пр..вышение полномочий, пр..водной ремень, пр..важный вид, пр..морский кли­мат, пр..мкнуть к движению, пр..мирить спорящих, пр..мерзкая погода, пр..небречь опасностью, пр..наряженный гость, пр..не­сти плоды, пр..опасная ситуация, пр..обре­сти билет, пр..ображенный край, пр.остановиться на полпути, пр. образователь тока.
VII. Вставьте пропущенные буквы.
1. Пр..вращать, (знаки) пр..пинания, пр..звание, пр..зидиум, пр...урочить, пр..мьера, пр..неприятный, пр..тязание, пр..ступление, пр..града, пр..внесение, Пр..морье, пр..сыщение, пр..ставиться, пр..рваться, пр..личный, пр..мерный, пр..старелый.
2. Пр..подавать, (власть) пр..держащее, пр..ход, пр..оритет, пр..вратность, беспр..дельный, пр.украшивать, пр.сяжный, пр..спустить, пр.обладать, пр..брежный, пр.амбула, пр..цедент, пр..стиж, пр..позиция, пр..беречь.
3. Пр..горье, пр..успевать, пр..вилегия, пр.одолевать, пр..передливый, пр..мьер, пр..пятствовать, пр..красный, пр..мадонна, пр..мешать, пр.словутый, пр..смыкаться, пр.забавный, пр.спешник, не пр.минул (воспользоваться)
VIII. Вставьте пропущенные буквы.
1. Пр..бывать к станции, пр..бывать в ре­зиденции, пр..давать силы, пр..давать со­ратника, пр..зирать труса, пр..зреть сиро­ту, пр..клоняться перед талантом, пр..кло­ниться к земле, пр..клонный возраст, пр..ходящий успех, пр..ходящая уборщица, пр..ступить закон, пр..ступить к работе, пр..даное невесты, старинное пр..дание.

Упражнение 1.

Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с приставкой при- , во вторую - с приставкой пре- .

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.

Упражнение 2.

Запишите и запомните эти слова иноязычного проис­хождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

Упражнение 3.

Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.

Обманчивый лес

Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние.

Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу.

(По А. Куприну)

Упражнение 4.

Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок пре- и при- .

Превратить, презирать, преодолеть, претворить, привыкнуть, пригласить, приготовить, приостановить, превзойти, превратиться.

Упражнение 5.

Замените обороты словами с приставками пре- и при- .

Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.

Упражнение 6.

Напишите текст под диктовку. Подчеркните приставки пре- и при- , объясните их написание.

Хитрая мангуста

Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст.

Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на пояку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стейу, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия.

(По Б. Житкову)

Упражнение 7.

Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам (пре- , при- )

Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию; пр_емник традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты – пр_зор; пр_зирать угрозы – пр_зирать детей, потерявших родителей; пр_ображенный – пр_обретенный; пр_творить в жизнь – пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень – пр_ткнуться в уголок; пр_увеличивать – пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент – пр_ходящий медработник; пр_дел в храме – пр_дел всему; пр_клонить ветви – пр_клонить колена; пр_падать к земле – пр_подать урок; пр_скорбный факт – пр_светлый образ.

Тест по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

1. В каком слове пишется приставка пре- ?

1) Пр_брежный;
2) пр_остановиться;
3) пр_прятать;
4) пр_увеличить.

2. В каком слове пишется приставка при- ?

1) Пр_успеть;
2) пр_вращать;
3) пр…жать;
4) пр_провождать.

3. Найдите вариант с орфографической ошибкой.

1) Президент

2) презирать

3) преоритет

4) президиум

4. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…морский

2) пр…землиться

3) пр…пятствие

4) пр…сесть

5. В каком слове пишется приставка при-?

1) Пр…умолкла

2) пр…рвали

3) пр…лестный

4) пр…клонить колени

6. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…бирать

2) пр…растать

3) пр…влекательный

4) пр…большой

7. В каком слове пишется приставка при-?

1) пр…возносить

2) пр…вратиться

3) пр…сесть

4) пр…уменьшить

8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?

1) Пр…хорошенький

2) пр…брежный

3) пр…стегнуть

4) пр…открыть

9. В каком слове приставка обозначает «приближение»?

1) Пр…хлынут

2) пр…лечь

3) пр..милый

4) пр…пятствие

10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?

1) Пр…слушиваться

2) пр…нахмурилась

Разделы: Русский язык

Цели:

  • знакомство с правописанием приставок, оканчивающихся на З и С;
  • формирование умения находить слова с орфограммами в тексте;
  • формирование умения самостоя­тельно размышлять, решать проблемы; анализировать, делать выводы;
  • развитие устной и письменной речи, активизация словарного запаса;
  • воспитание внимания к окружающим.

ХОД УРОКА

1. Постановка целей и задач урока

а) Повторим правописание приставок.
б) Познакомимся с написанием новых приставок.
в) Выполним ряд упражнений.
г) Поиграем.

2. Чтение эпиграфа к уроку в рабочей карточке и работа с ним

3. Повторение предыдущего материала (домашнее задание)

– Назвать приставки "цепочкой"
– Может ли приставка оказаться в середине слова?

Игра: "Найти в словах спрятавшиеся приставки" (в рабочей карточке)

4. Записать данные слова под диктовку (один у доски)

Надстроить, подставить, отделать, предписать, отдалиться, предсказать, подтаять, надпилить, вкладывать.

– Выделить приставки.
– Что вы можете сказать о правописании этих приставок?

5. Работа над новым материалом

– По сравнению с приставками о которых мы сейчас говорили, новые приставки, о которых мы сегодня узнаем, "живут" как будто в другом царстве: у них все наоборот. Те пишутся всегда одинаково, а новые"подлаживаются" к соседним буквам и не подчиняются правилу правописания.
– Посмотрите на рисунок 1 и рисунок 2 и попробуйте сами сделать вывод..
– Чтение приставок хором (в рабочей карточке).
– Возвращение к эпиграфу.

6. Тренировочные упражнения

а) № 1 (в карточке)
б) № 2 (в карточке)
в) № 3 (в карточке)
г) Игра "Приставка или нет?"
д) Игра "Прятки с приставками"

7. Сегодня мы поговорим еще об одной очень коварной приставке с-,

– Посмотрите на рисунок 3 и рисунок 4 и скажите, почему она "коварная"?
– Назовите слова с этой приставкой.

(сбить, сбегать, сгиб, сговорчивый, сгоряча, сдвинуть, сделать, сдача, сжечь, сшить.)

Игра "Коварная приставка" (в рабочей карточке)

8. Творческая работа

– Можно ли подобрать слова соответствующие данным схемам?
– Доказать правильность своего ответа примерами.
.с б… .с д… .з п… ый.с п…

9. Работа по учебнику

10. Проверочная работа

Цель: проверка усвоенности нового материала.

Уч-ся пишут только букву из приставки (первый столбик – первая строчка и т.д.), а затем проверяется по контрольной карточке на доске:

безболезненный бесцельный избежать
вздыхать сбить испортить
безжалостный вскрикнуть вздернуть
бесшумный разносить расписание
бесчувственный разбить возгордиться
искусать раздвинуть беспечный
развалиться вспорхнуть безграничный
разжимать рассмотреть сдать
разгадать бесконечный издалека

Ответ: ззз ссс ззз
ссс ззз ссс
зс зс зс зс з

11. Вывод, итог урока

12. Домашнее задание

Разноуровневые упражнения. Выучить правило.

Рабочая карточка ученика

"Буквы 3 и С на конце приставок."

Пойдет вам впрок нехитрая наука
О тех, кто буквам роли раздает!
"3" или "С"? Зависит всё от звука,
Который за приставками поет!

Игра: "Найти в словах спрятавшиеся приставки."

Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, мясоперерабатывающий завод, сногсшибательная новость, деревообделочный комбинат.

1. Знакомство с новой темой:

без- (бес-) низ- (нис-)
вз- (зс-) раз- (рас-)
воз- (вое-) лоз- (рос-)
из- (ис-) через- (черес-)

2. Тренировочные упражнения

1. Подберите к каждой части слова подходящую для него приставку.

Запишите полученные слова.

Цветающий, ...мерить, ...делъник, ...ведчик, ...лететь, ...ложение, ...править, ...порядок, ...пытывать, ...кипеть, ...петь, ...биратъся, ...трепенуться, ...пахать, ...вестия, ...шумный, ...брежный.

2. Выписать из текста слова с изученными приставками.

Стали у меня исчезать вещи. То носок пропадет, то перчатки. Мама говорила, что я растяпа и всюду разбрасываю свои вещи. Но пропадали и те вещи, которые я клал на место. Однажды исчезли мои тапочки и кроссовки. Я беспокоился и долго искал их. Оказалось, что их наш щенок по разным укромным уголкам растащил.

3. Выписать из данных слов только те, в которых есть новые приставки.

Вспахать, здоровье, спешить, разведка, здоровенный, преследовать рассматривать, издавать, бессмертник, здешний.

4. Игра: "Приставка или нет?"

а) разбитый, разваленный, разный;
6) расписание, растение, расколоть;
в) воспринимающий, восковой;
г) роскошь, росчерк;
д) исследовать, история.

5. Игра: "Прятки с приставками."

– Выделить изучаемые приставки.

Водоразборная колонка, перераспределение, нераспустившийся цветок, невосполнимый, неиспользованный, заблагорассудится, происшествие, безрассудство.

6. Коварная приставка.

С + хвойный лес =
С + спрятанные ценности =
С + сражение =
С + дом отдыха =

Упражнение 138. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и выбирая одно из предложенных в скобках написаний.

1. П…слано в Черкасск повеление (с, з)жечь дом и имущество Пугачева. (П.) 2. (З, с)десь прекращаются записки Петра Андреевича Гринева. (П.) 3. Лагерная жизнь очень мне нравилась. Пушка под…мала нас на заре. Сон в палатке удивительно (з, с)доров. (П.) 4. Р…скололи мещане маленькие души свои на мелкие куски и все более р…скалывают их и - живут в р…зницу. (Горьк.) 5. Я не только каждую колхозную семью до третьего поколений знаю, а и каждого колхозного коня со всеми его пр…родителями. (Ник.) 6. Я пер…дам кратко о пер…петиях жизни п…сынка сцены - моего отца, когда-то заметного деятеля театра. (Алт.) 7. Ванин сел в углу и стал настраивать старенький пр…емник. (Сам.) 8. И. Андроников, изучающий жизнь и творчество Лермонтова, написал не и…ледование и не р…з…скание, а р…сказы о том, как он охотился за портретом Лермонтова, за р…гадкой инициалов. (Павл.) 9. Каждый считал за правило п…дражать балтийцам, их самозабвенной ярости в бою, их пр…бауткам на р…здыхе, даже их манере носить бескозырку. (Фед.) 10. Пр…гнув голову, Феня не спускала с Михаила ненавидящих глаз. Волосы у нее ра..пустились еще больше, и это предавало девушке особенно суровый вид. (Сарт.) 11. Феня презрительно усмехнулась и п…вернула в глубь тайги. (Сарт.) 12. Феня пр…близилась к самой круче. И вдруг ее словно кто п…тянул за собой: скользко потек снег, а дыхание сразу стало тугое, как через вату; Феня ни…ко пр…гнулась, почти села на лыжи и р…скинула палки, тормозя. (Сарт.) 13. Щеки у Феки горели, ресницы, выбившаяся прядь волос, платок у по…бородка - все сплошь покрылось тонким игольчатым инеем. Недурно бы пр…сесть и о…дохнуть.(Сарт.) 14. Было решено об…скать на р…свете весь лес и в случае вражеской облавы огня не о…крывать. (Кул.) 15. Коля Бабушкин задумался, (в, ф)перив в…гляд в черную точку на белой стене, что напротив него. Черная точка … Вот бывает же: найдут глаза какую-нибудь совершенно бе…мысленную точку, (в, ф)перятся в нее, и уже никак не оторвать их от этой неподвижной точки, будто они к ней пр…росли. (Рек.)

Упражнение 139. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и выбирая одно из предложенных в скобках написаний. Объясните правописание выделенных слов.

Как-то шли толпой из леса, и опять по дороге (в, ф)встретился инженер. Он остановился и, не по(з, с)доровавшись, глядя сердито то на одного, то на другого, начал:

Я просил не с…бирать грибов у меня в парке и около двора, оставлять моей жене и детям, но ваши девушки пр…ходят чуть свет, и потом не остается ни одного гриба. Проси вас или не проси,- это все равно. Просьба, и ласки, и убеждение, вижу, все бе…полезно.

Он остановил свой негодующий в…гляд на Родионе и пр…должал:

Я и жена относились к вам, как к людям, как к равным, а вы? Э, да что говорить! Кончится, вероятно, тем, что мы будем вас презирать. Больше ничего не остается!

И, (с, з)делав над собой усилие, (с, з)держивая свой гнев, чтобы не сказать еще чего-нибудь лишнего, он п…вернул и п…шел дальше.

Придя домой, Родион п…молился, р…зулся и сел на лавку рядом с женой.

Да … - начал он, о…дохнув.- Идем сейчас, а барин Кучеров на (в, ф)стречу … Да … Девок чуть свет видел … Отчего, говорит, грибов не несут … жене, говорит, и детям. А потом глядит на меня и говорит: я, говорит, с женой тебя призирать буду. Хотел я ему в ноги п…клониться, да сробел … Дай бог (с, з)доровья … П…шли им господи …

Степанида пер…крестилась и в…дохнула.

Господа добрые, простоватые … - пр…должал Родион.- «Призирать будем …» - при всех обещал. На старости лет и … оно бы ничего … Вечно бы за них бога молил …

(А. П. Чехов)

Упражнение 140. Подберите или самостоятельно составьте предложения с приведенными словами, объясните правописание приставок и гласных после приставок в этих словах, укажите, каково значение каждого слова.

Надеть - одеть, обсудить - осудить, обыграть - обставить, освоить - усвоить, оценить - расценить, поступок - проступок, праформа - проформа, предоставить - представить, преемник - приемник, разбить - распить, снискать - сыскать.

Упражнение 141. Выпишите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2-3 примера (в предложениях) на основные правила правописания приставок.

Упражнение 142. Подберите по 2-3 примера на каждое правило правописания приставок и составьте с ними предложения.

Упражнение 143. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и выбирая одно из двух написаний, приведенных в скобках.

I.1. Потемкин (с, з)бросил с себя туфли и босой прошел в переднюю тихон…ко, чтоб не р…будить молодого офицера. (П.) 2. Несмотря на то, что всем окружающим нас строго было запреще…о пугать нас вед…мами, лешими, домовыми, нян…ки все-таки иногда говорили о них между собой, и эти р…сказни сильно на меня подействовали. (С, 3)десь-то, я полагаю, корень скло…ости моей к мистицизму и ко всему чрезвычайному. (П.) 3. За столом с…дели коми…ар и ад…ютант, пер…б…рая какие-то стра…ые рисунки и чертежи, напом…нающие стари…ые могильные плиты, с…рк…фаг и склеп. (Куч.) 4. Молчаливая женщина уже успела и…топить печ…, пр…готовить пищу и, по обыкновению, куда-то бе…шумно и…чезла … (Полев.) 5. А того я к тебе пр…цепился, друг ты мой дорогой, что я вчера на совещании слышал эту бл…стящую мысль, чтобы сегодня ноч…ю пошуметь, немцам (н, Н)овый (г, Г)о и…портить. А заодно - и себе. Слышал и в…ражал. Высказал точку зрения, что если всер…ез во…пользоваться (н, Н)овогодней ноч…ю для наступления,- это резон. А если просто пошуметь, так надо и себя и солдат пожалеть, не портить им такой ночи. Немцы, кстати, не столько (н, Н)овый (г, Г)од, сколько (р, Р)ождество праз…нуют. В (р, Р)ождество надо было шуметь. Спасибо, член (в, В)ое…ого (с, С)овета по…держал. Только сверху о…бился, а ты уже снизу жмеш… (Сим.)

II. Эх, (к, К)убань, (к, К)убань! Край родимый, сторона речная, пр…вольная! Помню тебя, с твоими станицами и хуторами, с твоими буйными садами, когда ветви, кл…няясь тебе, роняют краснобокие яблоки, и они пл…вут, краснея и подпрыгивая на бурунах. На что ни в…гляни, о чем ни подумай, и уже роят…ся мысли и встают перед глазами картины, люди, словно бы виде…ые только вчера… Прошумели, как ветры, годы, и твое пр…шлое см…шалось с настоящим, ра…творилось в нем, и к…зач…я старина-старинушка лиш… в песнях, что звенели в станицах тихими вечерами. Не узнать к…зач…и поселения, разр…елись и обзавелись то заводом, сахарным или консервным, то парком на площади, где в пра…ничные вечера играет самодеятельный духовой оркестр, то (д, Д)омом (к, К)ультуры и библиотекой, то ф…нарями и тр…туарами на улицах. Посмотри на иную станицу - не станица, а город в степи! Щедра (к, К)убань дарами земли, а еще более щедра люд…ми. Куда ни заявись, в какое о…дале…ое местечко ни загляни, и всюду встретиш… такие удивительные характеры, таких старател…ных да пр…лежных в труде молодц…в, что диву даеш…ся, откуда они появились на (к, К)убанской (з, 3)емле! И ничего, что не встретиш… ни всадника, гарцующего на коне, ни к…зач…его бешмета со строчкой пуговиц на груди, ни кинжала на поясе в ножнах чека…ого серебра.

Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; обозначьте приставки.

П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.

Упражнение 2. Обозначьте приставки у прилагательных и подчеркнуть сходные предлоги у существительных; объяснить правописание.

1) В приоткрытой шкатулке я заметил письмо. Мы спим при открытой форточке. 2) На этот раз обошлись без толкового словаря. Я не встречал такого бестолкового человека. 3) Без посадочного талона в вагон не пустили. Совершен беспосадочный перелет. 4) Здесь не чувствуется придорожной пыли. Он состоит рабочим при дорожной мастерской. 5) Декорации меняли при поднятом занавесе. Находился в приподнятом настроении.

Упражнение 3. Составить предложения со словами.

Бессодержательного - без содержательного, без сильного - бессильного, без защитных - беззащитных, без полезного - бесполезного, без характерной - бесхарактерной.

Упражнение 4. Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставку с-.

...борник песен, ...жатое изложение, старинное...дание, ...дать в аренду, ...жечь обломки, ...густить краски, ...беречь энергию, ...гладить противоречия, ...гинуть навсегда, ...дешний климат, ...дравые мысли, провозгласить...дравицу, путевка в...дравницу, ...дельная оплата.

Упражнение 6. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.

Без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);

раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);

воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);

из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы в приставках и распределите слова по трем группам: 1) с приставками, не меняющимися на письме; 2) с приставками, оканчивающимися на , ; 3) с приставкой с- .

По...твержденные факты, бе...следно и...чезнуть, ...держать слово, точный ра...чет, странное пр...исшествие, министерство пр...свещения, явное пре...почтение, короткое пер...мирие, д...веренное лицо, по...ставить под удар, п...слать заявку, ...становить машину, чере...чур ра...горячиться, ...делать заявление, бе...причинно обидеться, ...бережения населения, провести ра...следование, и...дательская деятельность, и...бирательная кампания, ра...считать доходы, чре...вычайное происшествие, ра...следовать причины аварии, ...жатое изложение, ...густить краски, ...шитое платье.

Упражнение 8. Составьте словосочетания или предложения с данными словами.

Роспись, роспуск, розыгрыш, розыск, розлив (спец.), разлив, расписка, расписание, распускать, разыграть, разыскать, разлить.

Упражнение 9. Вставьте пропущенные буквы.

Без...дейность, вз...мать дез...нформация, небез...звестный, пост...мпрессионистский, вз...скать, пред...дущий, сверх...зысканный, спорт...гра, с...здавна, с...змала, фин...нспектор, без...нициативный, об...гранный, дез...нфекция, спорт...нвентарь.

Упражнение 10. К данным глаголам добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный. Запишите словосочетания с этими глаголами.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Упражнение 11. К данным прилагательным добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный, которая изменила бы значение слова на противоположное. Запишите словосочетания с полученными словами.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция, итоговый отчет.