31.03.2024

Нюрнбергские законы - Записки пограничника — LiveJournal. Нюрнбергские законы Официальный комментатор воли Гитлера



Нюрнбергские, они же расовые законы (нем. Reichsbürgergesetz) - два закона, "Закон о гражданстве Рейха" (нем. Reichsbürgergesetz) и "Закон по защите германской крови и германской чести" (нем. Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre), провозглашенные в Нюрнберге на VII съезде НСДАП и единогласно принятые 15 сентября 1935 г. сессией рейхстага.

ЗАКОН O ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА от 15 сентября 1935 года
Рейхстаг единогласно принял закон, который в соответствии с этим публикуется:
§ 1
(1) Гражданином Германии считается тот, кто входит в Союз защиты германского рейха и берет перед ним на себя особые обязательства.
(2) Гражданство приобретается согласно предписаниям закона o германском гражданстве и гражданстве рейха.
§ 2
(1) Гражданином рейха является только гражданин, имеющий германскую или родственную ей кровь, который своим поведением доказывает, что он готов и может верой служить германскому народу и рейху.
(2) Право считать себя гражданином рейха дает удостоверение o принятии в гражданство.
(3) Гражданин рейха является единственным носителем всех политических прав, определяемых законом.
§ 3
Рейхсминистр внутренних дел издает по согласованию с заместителем фюрера правовые и административные предписания, необходимые для исполнения и дополнения закона.
Нюрнберг, 15 сентября 1935 г.

Фюрер и рехсканцлер Адольф Гитлер

ЗАКОН ПО ЗАЩИТЕ ГЕРМАНСКОЙ КРОВИ И ГЕРМАНСКОЙ ЧЕСТИ
от 15 сентября 1935 года
Преисполненный сознанием того, что чистота германской крови является предпосылкой для дальнейшего существования германского народа, и воодушевленный несгибаемой волей сохранить германскую нацию для будущего, рейхстаг единогласно принял следующий закон, который соответственно этому публикуется:
§ 1
(1) Заключение браков между евреями и гражданами немецкой или родственной ей крови запрещены. Заключенные вопреки этому браки являются недействительными, даже если они в обход закона заключены за рубежом.
(2) Иск o признании брака недействительным может возбудить только прокурор.
§ 2
Внебрачная связь между евреем и гражданкой немецкой или родственной ей крови запрещена.
§ 3
Евреи не имеют права использовать граждан немецкой или родственной ей крови на работе в своем домашнем хозяйстве.
§ 4
(1) Евреям запрещено поднимать государственный и национальный флаг и демонстрировать цвета рейха.
(2) Напротив, демонстрация еврейских цветов им разрешена. Пользование этим правом защищается государством.
§ 5
(1) Tot, kto нарушает запрет § 1, наказывается заключением в каторжную тюрьму.
(2) Человек, который нарушает запрет § 2, наказывается тюремным заключением или заключением в каторжную тюрьму.
(3) Tot, kto нарушает предписания § 3 и § 4, наказывается тюремным заключением сроком до одного года и денежным штрафом или одним из этих видов наказания.
§ 6
Рейхсминистр внутренних дел издает по согласованию с заместителем фюрера и рейхсминистром юстиции правовые и административные предписания, необходимые для исполнения и дополнения закона.
Закон вступает в силу после публикации, § 3, однако только 1 января 1936 года.
Нюрнберг, 15 сентября 1935 г.
на государственном партийном съезде свободы.

Рейхсминистр внутренних дел Фрик
Рейхсминистр юстиции д -р Гюртнер
Заместитель фюрера Р. Гесс Рейхсминистр без портфеля

В развитие этих законов были приняты различные распоряжения и толкования, последнее было принято в 1943 г. Всего было принято, кажется, двенадцать распоряжений, однако я, пока что, нашел только первые распоряжения к Закону о гражданстве и Закону о защите германской крови и германсокй чести от 14 ноября 1935 г. и Толкование §4 абзаца абзаца 1 Закона о защите германской крови и германской чести от 7 декабря 1936 г., и обзорные таблицы по этим законам.

ПЕРВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ К ЗАКОНУ O ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА от 14 ноября 1935 года
Ha основании § 3 закона o гражданстве рейха от 15 сентября 1935 года (Листок государственных законов I с. 1146) переписывается следующее:
§ 1
(1) До издания других предписаний, касающихся удостоверения o принятии в гражданство, гражданами рейха временно считаются подданные государства германской или родственной ей крови, которые при вступлении в силу закона o гражданстве рейха обладали правом голоса на выборах в рейхстаг, или которым рейхсминистр внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера предоставляет временное гражданство рейха.
(2) Рейхсминистр внутренних дел может по согласованию с заместителем фюрера лишить гражданства.
§ 2
(1) Предписания § 1 касаются также подданных государства с примесью еврейской крови.
(2) Лицом с примесью еврейской крови считается тот, кто происходит от одного или двух бабушек и дедушек еврейской расы, если оно не считается евреем согласно § 5 абзаца 2. Полными евреями однозначно считаются бабушка и дедушка, если они принадлежат к еврейской религиозной общине.
§ 3
Только гражданин рейха как носитель всех политических прав имеет право голосовать по политическим вопросам и занимать общественную должность. Рейхсминистр внутренних дел или уполномоченная им инстанция могут сделать исключение в отношении допуска к общественным должностям только в переходный период. Вопросы религиозных общин не затрагиваются.
(1) Еврей не может быть гражданином рейха. Он не имеет права голоса по политическим вопросам; он не имеет права занимать общественную должность.
(2) Служащие евреи после 31 декабря 1935 года уходят в отставку. Если эти служащие сражались во время мировой войны на фронте за германский рейх или за ero союзников, они сохраняют до достижения возрастной границы в качестве пенсии полностью свои последние оклады, учитываемые при начислении пенсии; но они не поднимаются по служебной лестнице. По достижении возрастной границы их пен-сия заново пересчитывается в соответствии с последними окладами, учитываемыми при начислении пенсии.
(3) Вопросы религиозных общин не затрагиваются.
(4) Служебные отношения учителей общественных еврейских школ остаются незатронутыми до нового урегулирования вопроса o еврейских школах.
§ 5
(1) Еврей - это тот, кто происходит по крайней мере от трех бабушек и дедушек, полностью принадлежащих к еврейской pace. Применяется § 2 абзац 2 предложение 2.
(2) Евреем считается также гражданин с примесью еврейской крови, который произошел от двух бабушек или дедушек, относящихся полностью к еврейской pace:
a) тот, кто при издании закона принадлежал к еврейской религиозной общине или был принят в нее позже;
b) тот, кто при издании закона был в браке с евреем или вступил в брак с евреем позже;
c) тот, кто рожден от брака с евреем в плане абзаца 1, который был заключен после вступления в силу закона o защите германской крови и германской чести от 15 сентября 1935 года (Листок государственных законов I с. 1146);
d) тот, кто рожден от внебрачной связи с евреем в плане абзаца 1 и после 31 июля 1936 года.
§ 6
(1) Если в государственных законах или распоряжениях Национал-социалистической немецкой рабочей партии и ее подразделений ставятся требования к чистоте крови, которые выходят за рамки § 5, они остаются незатронутыми.
(2) Другие требования к чистоте крови, которые выходят за рамки § 5, могут быть поставлены только с согласия рейхсминистра внутренних дел и заместителя фюрера. Если требования такого рода уже существуют, они отменяются 1 января 1936 года, если не были допущены рейхсминистром внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера. Заявление o допуске следует подавать рейхсминистру внутренних дел.
§ 7
Фюрер и рейхсканцлер может дать освобождение от предписаний распоряжения по исполнению.
Берлин, 14 ноября 1935 г.
Фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер
Рейхсминистр внутренних дел Фрик
Заместитель фюрера Р. Гесс
Рейхсминистр без портфеля
(Листок государственных законов I с. 1333 № 125 от 14 ноября 1935 года).

ПЕРВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНА ПО ЗАЩИТЕ ГЕРМАНСКОЙ КРОВИ И ГЕРМАНСКОЙ ЧЕСТИ
от 14 ноября 1935 года
Ha основании § 6 закона o защите германской крови и германской чести от 15 сентября 1935 года (Листок государственных законов I с. 1146) предписывается следующее:
§ 1
(1) Подданными государства являются немецкие граждане в рамках закона o гражданстве рейха.
(2) Тех, кто имеет примесь еврейской крови, определяет § 2 абзац 2 первого распоряжения от 14 ноября 1935 года к закону o гражданстве рейха (Листок государственных законов I с. 1333).
(3) Тех, кто является евреем, определяет § 5 этого же распоряжения.
§ 2
К запрещенным, согласно § 1 закона, бракам относится также заключение браков между евреями и лицами с примесью еврейской крови, являющимися подданными государства.
§ 3
(1) Подданным государства с примесью еврейской крови, имеющим двух бабушек или дедушек еврейской национальности, требуется для заключения брака с гражданами германской или родственной ей крови или с гражданами с примесью еврейской крови, y которых только один дедушка или бабушка являются евреями, согласие рейхсминистра внутренних дел и заместителя фюрера или же установленных ими инстанций.
(2) При вынесении решения следует, в частности, учитывать физические и психические особенности и свойства характера просителя, время постоянного проживания ero семьи в Германии, ero участие или участие ero отца в мировой войне и другие моменты истории ero семьи.
(3) Заявление на разрешение следует подавать в вышестоящую административную инстанцию в районе проживания или пребывания просителя.
(4) Процесс регулирует рейхсминистр внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера.
§ 4
He разрешается заключать брак между гражданами государства с примесью еврейской крови, которые имеют только одного дедушку или бабушку еврейской национальности.
§ 5
Препятствия к заключению брака из-за примеси еврейской крови исчерпывающе отрегулированы при помощи § 1 закона и §§ 2-4 данного распоряжения.
§ 6
Брак также не может быть заключен, если в результате него можно ожидать потомства, угрожающего сохранению чистоты немецкой крови.
§ 7
Перед заключением брака жених и невеста должны при помощи свидетельства o возможности заключения брака (§ 2 закона o здоровом браке от 18 октября 1935 года - Листок государственных законов I с. 1246) доказать, что препятствий для заключения брака в рамках § 6 данного распоряжения нет. Если в выдаче свидетельства o возможности вступления в брак отказано, то допускается только подача жалобы в службу надзора.
§ 8
(1) Признание недействительным брака, заключенного вопреки § 1 закона или § 2 данного распоряжения, может иметь место только в результате подачи иска o признании брака недействительным.
(2) Для браков, заключенных вопреки §§ 3, 4 и 6, последствия § 1 и § 5 абзаца 1 места не имеют.
§ 9
Если один из вступающих в брак является подданным иностранного государства, то перед отказом по заявлению в связи с одним из препятствий к заключению брака, указанных в § 1 закона или в §§ 2-4 данного распоряжения, a также перед отказом в выдаче свидетельства o возможности заключения брака в случаях § 6, следует получить решение государственного министра внутренних дел.
§ 10
Брак, заключенный в германском консульстве, считается заключенным в своей стране.
§ 11
Под внебрачной связью в рамках § 2 закона понимается только половая связь. Наказуемой согласно § 5 абзаца 2 закона является также внебрачная связь между евреями и гражданами с примесыо еврейской крови, которые имеют только одного дедушку или бабушку еврейской национальности.
§ 12
(1) Хозяйство является еврейским (§ 3 закона), если муж (еврей) является главой семьи или ее членом.
(2) Занятым в домашнем хозяйстве считается тот, кто в рамках отношений трудового договора принят в семью, или тот, кто ежедневно занят работой в домашнем хозяйстве или другой ежедневной работой, связанной с домашним хозяйством.
(3) Граждане государства женского пола и немецкой или родственной ей крови, которые при издании закона работали в еврейском домашнем хозяйстве, могут оставаться в этом домашнем хозяйстве в прежних трудовых отношениях, если они до 31 декабря 1935 года достигли 35 лет.
(4) Подданные иностранного государства, не имеющие в стране ни местожительства, ни продолжительного пребывания, под данное предписание не подпадают.
§ 13
Toт, кто нарушает запрет § 3 закона в сочетании с § 12 данного распоряжения, подлежит наказанию, согласно § 5 абзаца 3, даже если он нееврей.
§ 14
По преступлению против § 5 абзацев 1 и 2 закона в качестве первой инстанции компетентна судебная коллегия ландсгерихта по рассмотрению уголовных дел.
§ 15
Насколько предписания закона и распоряжения no ero исполнению относятся к германским подданным, они относятся также к лицам без гражданства, проживающим или длительно пребывающим в стране. Лица без гражданства, проживающие или длительно пребывающие за границей, подпадают под действие этих предписаний только в том случае, если они раньше имели германское гражданство.
§ 16
(1) Фюрер и рейхсканцлер может дать освобождение от предписаний закона и распоряжений no ero исполнению.
(2) Уголовное преследование подданного иностранного государства требует согласия рейхсминистров юстиции и внутренних дел.
§ 17
Распоряжение вступает в силу на следующий день после публикации. Время вступления в силу § 7 определяет рейхсминистр внутренних дел; до этого дня свидетельство o возможности заключения брака следует зачитывать только в сомнительных случаях.
Берлин, 14 ноября 1935 г.
Фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер
Рейхсминистр внутренних дел Фрик
Заместитель фюрера Рейхсминистр без портфеля Р. Гесс
Рейхсминистр юстиции д-р Гюртнер
(Листок государственных законов I с. 1333 § 125 от 14 ноября 1935 года).

ТОЛКОВАНИЕ § 4 АБЗАЦА 1 ЗАКОНА O ЗАЩИТЕ ГЕРМАНСКОЙ КРОВИ И ГЕРМАНСКОЙ ЧЕСТИ
Циркуляр государственного и прусского министерства юстиции (RdErl. d. RuPrMdJ) от 7.12.1936 r. - IB2.13700/5017 постановления военного министерства (MB) с. 1631.
Предписание § 4 абзаца 1 закона o защите крови* дает повод для сомнения, имеет ли право имеющий германскую кровь муж, живущий в смешанном немецко-еврейском браке, при вывешивании флагов на зданиях и квартирах поднимать государственный национальный флаг или демонстрировать цвета рейха. Поэтому, согласно § 6 закона o защите крови предписываю по согласованию с заместителем фюрера и рейхсминистром юстиции (RJM), что вывешивать государственный и национальный флаг на зданиях и квартирах и демонстрировать государственные цвета запрещена также мужу, имеющему германскую кровь. Этот запрет действует во всех случаях, когда общее хозяйство с чистокровными немцами ведут евреи.

ПОЯСНЕНИЯ К ГРАФИЧЕСКИМ ТАБЛИЦАМ асессор Ганс-Иоахим Лемме

Закон делает различия между евреями, метисами и лицами с германской кровью. Отличительным признаком принадлежности к одной из этих групп является национальная принадлежность бабушек и дедушек.
Евреями считаются те, кто среди своих бабушек и дедушек имеет трех или четырех чистых евреев.
Метисами считаются те, кто среди своих бабушек и дедушек имеет двух или одного чистого еврея. При этом метисом первой степени считается тот, кто имеет двух бабушек или дедушек еврейской национальности, метисом только второй степени - тот, кто имеет одного дедушку или бабушку еврейской национальности.
Потому лицом германской крови считается только тот, кто среди своих четырех бабушек и дедушек не имеет ни одного еврея.
Решающим фактором для принадлежности к еврейской национальности является, естественно, не вероисповедание, a национальная принадлежность. Следовательно, один представитель бабушек и дедушек будет евреем и в том случае, если он исповедует христианскую религию или не исповедует вообще никакой религии. Правда, если один из представителей бабушек и дедушек входит в еврейскую религиозную общину, он, безусловно, считается чистым евреем. Внутренние основания для этого заключаются в том, что хотя во времена бабушек и дедушек нынешнего поколения и были случаи выхода евреев из еврейской религиозной общины, случаев перехода в еврейскую религиозную общину членов нееврейской религиозной общины не было никогда. Еврейская религиозная община состояла всегда только из представителей народного сообщества еврейской крови.
Tot, кого следует считать лицом крови, родственной германской, видно из высказываний рейхсминистра внутренних дел. Это те, кто относятся к расам, сформированным европейскими народами или метисы этих pac.
Различные возможности заключения браков рассматриваются подробно ниже. При этом следует указать на то, что здесь рассматриваются только предпосылки, предусмотренные законом, касающимся крови, и не учитывается закон o здоровом браке. При каждом планируемом браке партнеры обязаны проверить, нет ли повода задуматься o своем здоровье в плане закона o здоровом браке.

Таблица 1:
Лица германской и родственной ей крови могут вступатъ между собой в брак без всяких условий (случай 1). Дети от такого брака, безусловно, относятся к народному сообществу с германской кровью.
Лицо германской крови может также свободно вступить в брак с метисом второй степени (случай 2). Рождающиеся от этого брака дети также относятся к сообществу народов с германской кровью. Еврейская часть крови y такого ребенка настолько мала, что ею можно пренебречь, она практически не играет роли, и поэтому причисление ребенка к народному сообществу с германской кровью сомнений не вызывает.
У лица германской крови и метиса первой степени дела, однако, обстоят иначе (случай 3). Здесь еврейской крови значительно больше, чем в случае 2. Поэтому в этом случае многое зависит от разрешения, можно ли допустить смешение чистой германской крови с кровью метиса. Разрешение же зависит от того, как долго семья метиса живет в Германии и в каких отношениях она находится с германским народом, в частности, принимала ли она участие в военной службе или принимала ли активное участие в делах на пользу германского народа. Будут ли дети от брака, зависящего от разрешения, считаться метисами, немцами или евреями, будет решаться в каждом конкретном случае.
Брак между немцем и евреем, конечно, воспрещается (случай 4, 5). Такой брак считается недействительным, если он был заключен, не смотря на запрет.

Таблица 2:
Для метиса второй степени и лица германской крови возможность заключения брака, безусловно, открыта (случай 1). Это уже отражено в таблице 1 как случай 2.
Однако брак метисов второй степени между собой запрещен (случай 2). Незначительное количество примеси еврейской крови, полученной от родителей, y детей увеличится, и могут появиться новые метисы. Растворение метисов второй степени в германском народе затянется.
Брак между метисами второй степени и метисами первой степени разрешен (случай 3). Ho он зависит от получения согласия. Для получения согласия необходимы те же критерии, что и для получения разрешения на брак между лицами германской крови и метисами первой степени (см. таблицу 1, случай 3).
Заключение брака между метисами второй степени и евреями запрещено (случай 4, 5).

Таблица 3:
Для метисов первой степени разрешаются браки только между собой и с евреями (случай 3, 4, 5).
Браки между метисами первой степени и лицами германской крови допускаются только с разрешения (случай 1).
To же касается браков между метисами первой и второй степени (случай 2).
Браки метисов первой степени между собой могли быть разрешены без условий, так как согласно опыту от таких браков редко рождаются дети, так что опасность появления метисов незначительна. Заключая брак с лицом еврейской национальности (случай 4, 5), метис первой степени, примеси еврейской крови y которого довольно много, причисляет себя к еврейскому народу. Дети от такого брака, безусловно, считаются евреями. Причисление ero к еврейскому народу в отличие от метиса только второй степени ему не запрещается именно потому, что примеси еврейской крови y него сравнительно много.

Таблица 4:
Для метисов второй степени предусмотрен целый ряд особых случаев, которые находят внутреннее объяснение именно для причисления к евреям. Такой метис обязательно считается евреем в том случае, если он входит в еврейскую религиозную общину или если он состоит в браке с лицом еврейской национальности. Такому считающемуся евреем метису заключение брака с евреями и метисами первой степени разрешено. Дети от такой связи считаются евреями. Евреями считаются далее метисы, рожденные от брака с евреем, заключенного после 17.09.1935 года. При уже существующих браках ребенок остается метисом. Соответственно метис, рожденный от внебрачной связи с евреем после 31.01.1936 года, считается евреем.

Таблицы 5 и 6:
Для евреев существует, наконец, только возможность заключения браков между собой или с метисами первой степени. Во всех этих случаях дети считаются евреями.

(все рисунки кликабельны)

ПЛАН

Введение

1. Антисемитизм в законодательстве Третьего Рейха

2. Нацификация государственного аппарата

3. Реформы государственного, уголовного и уголовно-процессуального права

4. Укрепление власти. Специальные суды

5. Другие типы судов

6. Унификация законодательства

7. Всё было добровольно. Легитимность наци

8. Реформы административно-территориального устройства

9. Экономические реформы

10. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Детали

11. Volksgerichtschoff (народная судебная палата)

12. Государственная измена. Преступления против власти и против народа

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ

Нацистская Германия. Третий Рейх. Это государство просуществовало всего 12 лет, с 1933 по 1945 год. Но почему же мы вновь и вновь возвращаемся к этой теме? Почему мы всё время вспоминаем, почему мы всё время думаем об этом? Честно скажу: я не знаю. Я не знаю, что заставляет меня исследовать Третий Рейх, личность Адольфа Гитлера, личности его приближённых, их идеологию, эстетику, мистические ритуалы.

Вновь и вновь погружаясь в пучины кошмара

Бесполезной кровавой войны,

Я себя прожигаю безумным пожаром

В аромате чужой непрощённой вины.

Эта работа – часть моего масштабного исследования Третьего Рейха, которое давно стало неотъемлемой частью моей жизни. Но обычно я собираю и анализирую информацию о мистической стороне, о религиозных представлениях и ритуалах нацистов, об их эстетике и способах воздействия на людей с помощью визуального оформления, символики и атрибутики. Сейчас же речь пойдёт об официальной стороне этого удивительного государства, шокирующего, пугающего и притягивающего одновременно. Законодательство – основа любого государства, его скелет. Законы во многом определяют жизнь людей, их отношения дуг с другом, с правительством, с остальным миром. Поэтому, при изучении любого государства, необходимо узнать и его законы. В данном случае, весьма интересно смотреть, в результате определённых законодательных актов, национал-социализм, из небольшого кружка стал политической партией, а затем и государственной идеологией, почти религией, объединившей более 70 миллионов человек.


1. АНТИСЕМИТИЗМ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Проанализируем отдельные, наиболее важные законодательные акты Германии периода господства национал-социализма. Красной нитью через все германское право в период нахождения Гитлера у власти проходят антисемитизм и ксенофобия, из-за чего рассмотрение национал-социалистического права следует начинать именно с совокупности законов антиеврейской направленности.

Этим продуктам нацистского законотворчества принадлежит решающая роль в правовой системе Германии. И именно возведенная в ранг абсолюта юдофобия (ненависть к евреям) есть особо идентифицирующая нацизм черта, четко отделяющая его от итальянского фашизма, так как сам дуче решительно отвергал расовую теорию. Впрочем, Бенито Муссолини, конечно, был вынужден согласиться с тем, что национал-социализм, подобно фашизму, был авторитарным и коллективистским политическим движением, но дальше этого признания он идти не желал. Что же касается центральной темы нацистской философии – идеи главенствующей расы – то Муссолини отвергал ее как «отъявленную чепуху, глупую и идиотскую». Характерным примером в этой связи является его беседа со своим соратником Людвигом в 1932 г., во время которой он заклеймил антисемитизм как «германское зло», резюмировав, что «…в Италии не существует еврейского вопроса, поскольку он не может существовать в стране с разумной системой государственного правления» .

Лишь под жестким давлением со стороны Германии, оккупирующей к концу 1940 г. почти весь европейский континент, Муссолини был вынужден ввести расовый элемент в правовую систему, поставив на своей карьере умеренного, в сравнении, с Гитлером, политика, большой крест.

Согласимся с Д. Михманом и И. Вайцом, что, в первое время своего правления, Гитлер не проводил никакой антиеврейской политики. Вместе с этим, было бы опрометчивым полагать, что он решил отказаться от своих юдофобии и расизма, но, как расчетливый политик и умелый организатор, сконцентрировался на решении более неотложных по тем временам задач.

Принципиальный вывод о невозможности начинать реализацию организованной антиеврейской политики на государственном уровне при отсутствии юридически точного определения понятия «еврей» был сделан лишь после завершения бойкота еврейских предприятий и товаров. Данный правовой пробел был ликвидирован посредством принятия «Арийского параграфа», документа, целью разработки которого являлось определение правового статуса немецких евреев.

Согласно этому акту, впоследствии ставшему основой законов, регулирующих приобретение и утрату гражданства империи, «…неарийцем (то есть, не немцем, и, следовательно, негражданином), считается тот, чье происхождение неарийское, особенно если у его родителей или родителей родителей еврейское происхождение. Достаточно, если один из родителей был неарийцем. Особенно важно, если один из родителей или родителей родителей исповедовал иудаизм» .

В ноябре 1935 г. в дополнение к «Арийскому Параграфу» были приняты поправки, конкретизирующие понятие еврей: чистокровным евреем считался с того времени человек, у которого трое из родителей или родителей родителей были евреями, а также человек, родившийся от смешанного брака двух людей, хотя бы один из которых был евреем. Кроме того, человек считался евреем и лишался гражданства (как мы уже убедились, эти два правовых статуса личности представляются совершенно идентичными), если он:

В момент издания закона принадлежал к иудаистской вере и состоял общине или был принят в нее позже;

Был женат на еврейке или женился на ней позже;

Являлся внебрачным ребенком, одним из родителей которого был еврей.

В свою очередь, лица, еврейство которых оказалось установленным, делились на две категории: к первой относились те, у которого двое из родителей родителей были евреи, ко второй – те, у кого только один дед или бабка были евреями .

Введение в правовую терминологию понятия «еврей» (негражданин) приобретает особое значение при выстраивании совокупности последующих за этим антиеврейских постановлений и законов, принятых, главным образом, в период с апреля по декабрь 1933 г.:

10 апреля 1933 г. – принятие закона «О допущении к занятию адвокатурой», в соответствии с которым евреи отстранялись к защите обвиняемых, как на предварительном расследовании, так и во время судебного разбирательства, а также лишались права приобретать членство каких бы то ни было государственных профессиональных объединений юристов ;

25 апреля 1933 г. – введение процентной нормы для евреев в школах и университетах на основании закона от 26 апреля 1933 г. «О засорении чуждыми элементами германских школ и университетов»;

6 мая 1933 г. – включение профессоров и нотариусов в категорию «профессиональных чиновников» в соответствии с законом «О восстановлении профессиональной гражданской службы» от 7 апреля 1933г.;

2 июня 1933 г. – увольнение еврейских зубных техников из поликлиник на основании предписаний закона «О допущении врачей к работе в больничных кассах» ;

22 сентября 1933 г. – утверждение Государственного отдела культуры, куда был открыт доступ лишь для арийцев;

29 сентября 1933 г. – требование от крестьян доказательств их арийского происхождения на основании закона «О наследственных дворах»;

4 ноября 1933 г. – принятие закона «О главных редакторах», определившего прессу как «государственное средство просвещения и воспитания» и запрещавшего евреям или лицам, состоящим с ними в браке, редактировать и выпускать немецкие газеты. Следует отметить, что в период с ноября 1933 г. по июль 1934 г. число ежедневных газет в Германии сократилось с 2703 до 1128, еженедельных журналов – на 40%, двухнедельных – на 50%, ежемесячных – на 45 %. Месячный тираж печатных изданий упал с 1 млрд. в 1932 г. до 300 млн. в 1934 г., то есть, на 70% .

При регулировании отношений, возникающих между евреями и нацистским государством, применялись совершенно различные подходы, методы и инструменты: от непосредственного физического насилия, погромов, введения экономических санкций и ограничений, до принятия и реализации антиеврейских законов.

2. НАЦИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Интересный закон «Об упорядочении управленческого аппарата» от 7 апреля 1933 г. , который разрешал увольнять государственных чиновников, не являющихся «…из-за своей прежней политической деятельности благонадежными и на которых нельзя положиться в том, что они полностью посвятят себя службе государству» . Отстраненным от исполнения своих обязанностей чиновникам-неарийцам выплачивалось жалование в течение трех месяцев после увольнения. Если уволенные чиновники имели какое-либо почетное звание, то они его лишались .

Результатом практической реализации данного закона стала тотальная нацификация всего управленческого аппарата, так как лица, не разделяющие нацистскую идеологию и не входящие в НСДАП, к занятию ответственных постов не допускались. Попутно происходило устранение с государственной службы представителей всех иных, кроме НСДАП, партий и движений. Данный нормативный акт по своему объектно-субъектному составу и последствиям довольно схож с инициированным оккупационными союзническими властями процессом после окончания войны отстранением от работы и лишением средств к существованию представителей германских профессорско-преподавательского состава и номенклатуры, которых они подозревали в сотрудничестве в какой бы то ни было форме с нацистами, подчас также, не утруждая себя подбором доказательств и определением индивидуальной вины.

С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом - ставилась задача сплотить немцев в некую "народную общность", на втором - превратить ее в "общность боевую".

Для сплочения немцев в единую общность необходимо было очистить арийскую расу от "чужой крови", преодолеть классовые, конфессиональные, идеологические противоречия, что достигалось путем устранения политических партий, кроме НСРПГ, чуждой идеологии, общественных организаций, кроме нацистских, верных "фюреру и рейху", а также путем "унификации государственного аппарата" и пр. Проделав эту "внутреннюю работу", Германия, по плану Гитлера, могла приступить к работе "внешней", важнейшей задачей которой являлось завоевание жизненного пространства, вытеснение живущих там народов, главным образом народов Восточной Европы, путем беспощадной, кровопролитной войны.

Смена гитлеровских "этапов" нашла непосредственное отражение в законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры. 24 марта 1933 г. рейхстаг принимает Закон "Об устранении бедственного положения народа и государства", на основании которого правительство получает законодательные права, в том числе и по вопросам бюджета. Допускалось также, что нормы законов, принятых правительством, могут прямо уклоняться от норм Конституции 1919 г., формально продолжавшей действовать (с одной упраздненной вскоре оговоркой - "если они не имеют объектом рейхстаг и рейхсрат"). В законе специально подчеркивалось, что договоры с иностранными государствами и их исполнение не нуждаются в утверждении парламентом. Формально закон был принят как временный до 1 апреля 1937 г., фактически он стал постоянно действующим основным законом фашистского государства.

После смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934 г. по постановлению правительства должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрирована в руках Гитлера - "вождя" и пожизненного рейхсканцлера, которому было предоставлено право не только назначать имперское правительство, всех высших должностных лиц империи, но и своего преемника. С этого времени Гитлер начинает планомерное уничтожение всех возможных путей оппозиции, что было прямым воплощением программных установок нацистов и основного внедряемого ими требования - фанатичного, слепого подчинения воле "фюрера германского народа". тоталитарный режим фашистская германия

Вслед за запрещением Коммунистической партии в марте 1933 г. в мае того же года были распущены все профсоюзы, в июне 1933 г. вне закона была объявлена Социал-демократическая партия. Другие действовавшие до прихода к власти Гитлера партии "самораспустились". В июле 1933 г. было запрещено законом существование каких бы то ни было политических партий, кроме фашистской и руководимых ею организаций.

Проводя "интеграционную политику государства и партии", нацисты "унифицировали" не только партии, но и прессу.

В декабре 1933 г. издается Закон "Об обеспечении единства партии и государства", объявляющий фашистскую партию "носительницей немецкой государственной мысли".

В соответствии с этим законом лично Гитлером формировался и фашистский рейхстаг (на основе списков, "одобренных" плебисцитом), а на посты министров и другие должности назначались только лица из нацистской партийной верхушки. Более того, впоследствии было предписано, что любое назначение на государственную должность, произведенное без согласия соответствующего органа фашистской партии, будет считаться недействительным.

В целях дальнейшей концентрации власти, или "унификации политического режима в империи и областях", Законом от 7 апреля 1933 г. "О слиянии областей с империей" во все земли стали назначаться, как правило, из гауляйтеров нацистской партии, наместники (штатгальтеры), облеченные всеми властными полномочиями. 30 января 1935 г. был принят новый Закон "Об имперских наместниках".

Имперские наместники, согласно этому закону, являлись на подведомственных им территориях "представителями имперского правительства", в задачу которых входило "наблюдение за выполнением политических директив фюрера и рейхсканцлера".

В 1935 г. положением "О германских общинах" были ликвидированы последние остатки местного самоуправления. Все бургомистры городов стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из кандидатов, выдвигаемых местными партийными организациями нацистов. Ему же вверялось право верховного надзора за всеми общинами.

Проводились чистки государственного аппарата от "несоответствующих лиц", от всех тех, кто начал работать в аппарате после 1918 г., от лиц неарийского происхождения", запрещались браки чиновников с "неарийками" и пр.

Функции партийных и государственных органов тесно переплетались. Это переплетение между тем не означало их полного слияния.

Важным звеном механизма фашистской диктатуры стали органы, осуществляющие широкомасштабную идеологическую обработку немецкого народа. В марте 1933 г. было создано министерство общественного просвещения и пропаганды, руководимое Геббельсом, которому подчинялись пресса, радио, книжные издательства и пр. В ведении министерства общественного просвещения и пропаганды была "имперская палата культуры", контролирующая музыку, изобразительное искусство, театр. Культурная политика "Третьего рейха" была направлена на создание "идейно однородного общества в расовом и мировоззренческом плане", на превращение литературы и искусства "в боевое оружие партии". При этом специальный надзор устанавливался "за духовным и мировоззренческим обучением и воспитанием партийных кадров", с этой целью в 1934 г. было создано даже специальное государственное ведомство. Из академии литературы изгонялись либерально и демократически настроенные лучшие представители немецкой культуры, а также "расово недостойные" лица, получившие впоследствии название "недочеловеков".

Особое внимание в стране уделялось обработке в духе милитаризма, шовинизма и расизма молодежи, контроль над умонастроением которой осуществлялся фашистскими молодежными организациями (Юнгфольк, "Гитлерюгенд" и др.). Лидер "Гитлерюгенда" официально именовался "лидером молодежи Германского рейха" и нес персональную ответственность перед Гитлером как фюрером и как рейхсканцлером.

Нацисты создали мощный террористический аппарат, который начал складываться еще до прихода их к власти. В 1920 г. возникли первые вооруженные отряды - "служба порядка" фашистов, которой отводилась роль охраны фашистских сборищ. Использовались, однако, эти отряды чаще всего для создания беспорядков на митингах левых сил, для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. "служба порядка" получила название "штурмовых отрядов" (СА). В отряды СА привлекались деклассированные элементы, уволенные из армии солдаты и офицеры, разорившиеся лавочники, которым импонировала нацистская пропаганда.

В состав СС (Службу безопасности) входили "общие отряды", включающие руководство нацистской партии, представителей крупного капитала, юнкеров, военщины, верхушку фашистской интеллигенции, а также вооруженные "специальные отряды", созданные для выполнения особых задач фюрера. Их основой стал полк личных телохранителей Гитлера и подразделений "мертвая голова", осуществляющих разнообразную деятельность по подавлению противников фашистского режима.

В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная государственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандармерию, а также со специальной службой порядка (СД) находились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.

В 1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности, подведомственное Гиммлеру, как рейсхфюреру СС, который вместе с министром внутренних дел Фликом планировал осуществление террористических акций как в своей стране, так и на оккупированных территориях. Так, летом 1940 г. Фликом и Гиммлером было издано постановление об уничтожении "бесполезных для военных целей" душевнобольных, калек, престарелых. Во исполнение его было создано Имперское общество лечебных и попечительских учреждений, в которых было умерщвлено 275 тыс. немцев.

Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в государственной измене следовало за любой вид оппозиционной режиму деятельности.

Кроме обычных судов в каждом судебном округе еще в 1933 г. были созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый Народный трибунал по вопросам государственной измены, в котором не требовалось даже обязательного предварительного следствия.

Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали военно-полевые суды. Только в сухопутных войсках, например, в 1944 г., военно-полевые суды ежемесячно выносили по 10 тыс. приговоров.

Агрессивные цели установления мирового господства требовали сосредоточения всех материальных ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства фашистского государства в экономику.

Закон "О подготовке органического построения народного хозяйства" от 27 февраля 1934 г., воплотивший нацистские идеи "фюрерства" и "самоуправления" в промышленности (как и в других сферах экономики), предписывал образование хозяйственных объединений, которые становились единственными представителями соответствующих отраслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены на "имперские группы", число которых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства.

В 1935 г. на основе секретного Закона "Об имперской обороне" был учрежден Совет имперской обороны и особое ведомство - Управление генерального уполномоченного по военной экономике.

В 1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию.

Основополагающим принципом проекта нового гражданского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г., стала формула: "право - это то, что полезно народу и рейху". В соответствии с этим пересматривались понятия "собственность", "юридическое лицо", отвергалась такая его форма, как "общество с ограниченной ответственностью", непременным условием деятельности акционерного общества становилось его партийное руководство и партийный контроль. В ст. 70 Закона "Об акционерных обществах", принятого в 1937 г., прямо указывалось, что правление акционерного общества "должно руководствоваться сознанием ответственности перед общим благом народа и рейха".

Целям подготовки и ведения войны была подчинена и политика нацистов по отношению к рабочим - политика тотального контроля над ними. Сразу же после захвата власти фашисты разогнали рабочие профсоюзы, создали "Немецкий трудовой фронт" в качестве единой, официально объявленной организации рабочих, примыкавшей к Национал-социалистской партии, к которой перешли кассы, газеты, помещения бывших профсоюзов. В нее были включены и предпринимательские союзы, а предприниматели объявлялись "вождями" предприятий. На основании Закона "О порядке национального труда" 1934 г. и других нормативных актов им предоставлялось право определения условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Роль "беспристрастного посредника" между предпринимателями и рабочими отводилась фашистскому Министерству труда. Для отдельных экономических районов это министерство назначало из крупных предпринимателей "опекунов труда".

В 1934 году был введен порядок принудительного набора рабочей силы и ее перевод на военные заводы, если этого требовали задачи "особого государственно-политического значения". А в 1938 г. местным органам власти было предоставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время.

В целях дальнейшей концентрации военной власти в своих руках Гитлер ликвидировал в 1938 г. военное министерство как промежуточную инстанцию между ним и армией, превратив его из военно-политического управления в свой личный штаб верховного командования вооруженных сил (ОКВ), центральным органом которого стал штаб оперативного руководства.

Верховному главнокомандующему непосредственно подчинялись главнокомандующие сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил со своими генеральными штабами.

В марте 1938 г. к Германии было присоединено независимое государство Австрия. Следующей жертвой фашистской агрессии стала Чехословакия. В результате Мюнхенского соглашения, заключенного в сентябре 1938 г. Англией, Францией с фашистской Германией, Чехословакия лишилась значительной части своей территории, присоединенной к рейху. Это был разгром независимого государства без военных действий, за которым последовала в 1939 г. и военная оккупация страны. В сентябре 1939 г. гитлеровцами была захвачена Польша. В июле 1940 г. немецкие войска заняли Париж, затем последовали новые победы агрессора. К моменту нападения на СССР Германия контролировала обширные территории Центральной и Восточной, большую часть Западной и Северной Европы.

В ходе второй мировой войны, в которой участвовало 61 государство, было убито более 50 млн. человек, 11 млн. уничтожено в фашистских концлагерях, 95 млн. стали инвалидами. Главную же тяжесть войны вынес на своих плечах Советский Союз, который в течение 4 лет вел Великую Отечественную войну, стоившую около 30 млн. жизней его граждан. Советскому Союзу принадлежит решающая роль в разгроме фашистской военной машины, а вместе с ней одного из самых реакционных и агрессивных, претендующих на мировое господство государств в человеческой истории.

Нюрнбергские расовые законы (нем. Nürnberger Rassengesetze ) - два расистских (в первую очередь антиеврейских) законодательных акта («основные законы») - «Закон о гражданине Рейха » (нем. Reichsbürgergesetz ) и «Закон об охране германской крови и германской чести » (нем. Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre ), провозглашённые по инициативе Адольфа Гитлера 15 сентября 1935 года на съезде Национал-социалистической партии в Нюрнберге в соответствии с тайной программой () и единогласно принятые сессией рейхстага , специально созванной в Нюрнберге по случаю съезда партии .

Описание законов

Самое пристальное внимание при создании и исполнении этих законов уделялось евреям. Так, «Закон об охране германской крови и германской чести» среди ряда запретов запрещал как «осквернение расы» брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови», наём евреями домашней прислуги из женщин «германской или родственной ей крови» моложе 45 лет, а также вывешивание евреями национального или имперского флага и использование тканей сходной расцветки. Нарушение закона влекло уголовное преследование. Следует заметить, что право евреев на ношение национальной одежды было под охраной государства (например пункт 4.2 Закона о защите немецкой крови и немецкой чести), и не декларировалось отдельно для других национальностей.

Закон о защите немецкой крови и немецкой чести

«Движимый пониманием того, что чистота немецкой крови является непременным условием дальнейшего существования немецкого народа, воодушевленный непоколебимой решимостью гарантировать существование немецкой нации на все времена, рейхстаг единогласно принял следующий Закон, который настоящим доводится до сведения населения»

1.1 Брачные союзы между евреями и подданными немецкой или родственной ей крови запрещены. Браки, заключенные вопреки закону, недействительны, даже если они зарегистрированы за границей с целью обойти закон.

1.2 Предъявлять иск о признании недействительным уже заключенного брака может только прокурор.

2. Внебрачные связи между евреями и подданными немецкой или родственной ей крови запрещены.

3. Евреям не разрешается нанимать домашнюю прислугу женского пола немецкой или родственной ей крови из числа подданных моложе 45 лет.

4.1 Евреям воспрещается поднимать флаги Рейха и земель и пользоваться цветами государственного флага.

4.2 Им разрешается пользоваться цветами еврейской символики, и это их право находится под защитой государства.

5.1 Нарушение запрета, обозначенного в п.1, карается каторжным заключением .

5.2. Нарушение запрета, обозначенного в п.2, будет наказано карается каторжным или тюремным заключением .

5.3. Нарушение запрета, обозначенного в пп. 3 и 4, влечет за собой тюремное заключение сроком до одного года и денежный штраф или одно из этих наказаний.

6. Рейхсминистр внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера и рейхсминистром юстиции издает необходимые правовые и административные распоряжения по проведению в жизнь и дополнению данного Закона.

6. Закон вступает в силу на следующий день после его обнародования, а § 3 – лишь с 1 января 1936 г.

Определение понятия еврей

Так как в Нюрнбергских законах не определялось понятие «еврей», постановлением от 14 ноября того же 1935 г. была принята поправка к Закону о гражданстве Рейха:

4. (1) Еврей не может быть гражданином рейха. Он не имеет права голоса по политическим вопросам; ему запрещено занимать публичную должность. (…)
(1) Чиновники-евреи после 31 декабря 1935 г. уходят в отставку. (…)
5.

(1) Евреем является тот, кто в третьем поколении происходит как минимум от трех чистокровных евреев – бабушек или дедушек.
(2) Лицом с примесью еврейской крови ("полукровкой") считается тот, кто в третьем поколении происходит от одного или двух чистокровных евреев – бабушек или дедушек:

а) тот, кто при издании Закона принадлежал к еврейской религиозной общине или был принят в нее позже; б) тот, кто при издании Закона был в браке с евреем или вступил в брак с евреем позже; в) тот, кто рожден от брака с евреем в смысле абзаца 1, который был заключен после вступления в силу Закона о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 г.; г) тот, кто рожден от внебрачной связи с евреем в смысле абзаца 1 и появится на свет незаконнорожденным после 31 июля 1936 г.

Тем самым были установлены категории евреев и «лиц с примесью еврейской крови», введено понятие «неариец». Это постановление заменило так называемый «арийский параграф» (апрель г.) действовавшего ранее антиеврейского законодательства. Согласно этой директиве, евреями считались только те, кто имел, как минимум, троих еврейских дедушек-бабушек. «Половинки» считались евреями только в том случае, если исповедовали иудаизм или сами вступили в брак с евреем, то есть сделали сознательный шаг в сторону еврейского народа. «Четвертинки» же евреями не считались. Они подвергались ограничениям, но сохраняли полноценное гражданство.

Значение и действие

Ужесточение законов на Ванзейской конференции

Впоследствии правила в отношении полукровок (нем. Mischlinge ) были ужесточены. В протоколе Ванзейской конференции записано:

«к этим полукровкам 1-й степени существует особое отношение со стороны высших инстанций партии и государства. Каждый подобный случай должен проверяться индивидуально, и решение должно быть максимально неблагоприятным для полукровки. Предварительным условием, учитываемым при получении ими особого разрешения, будут всегда заслуги самого полукровки - не заслуги его родителей или супруга германской крови»

В некоторых случаях (имеющие «неполноценный внешний вид с расовой точки зрения ») в евреи даже зачислялись полукровки 2-й степени («четвертинки»). Но все эти случаи решались индивидуально, а Нюрнбергские законы изменены не были.

Арийский миф III рейха Васильченко Андрей Вячеславович

Последствия принятия Нюрнбергских расовых законов

На первый взгляд казалось, что Нюрнбергские законы имели слишком «общий характер» и их «сиюминутный эффект» не был очевиден, ведь кое-что из узаконенного юридически уже давно существовало на практике. Например, хотя до принятия Закона «О гражданстве» евреи формально еще считались гражданами Германии, их фактическое угнетенное положение соответствовало лишь статусу подданных, но не полноправных имперских граждан. Политические права евреев были ущемлены еще раньше. Они были удалены с общественных и государственных постов до сентября 1935 года предыдущими законодательными актами нацистского правительства. То же можно сказать и о параграфе, касавшемся запрета на смешанные браки. В Германии браки регистрировались муниципальными властями, и еще до 1935 года каждое согласие на смешанный брак выдавалось властями в исключительных случаях, с непременным разъяснением лицу, собиравшемуся заключить брачный союз с «расово неполноценной особью» мужского или женского пола, всей пагубности подобного шага в политическом, экономическом и личном плане. Так, например, в июле 1935 года решением берлинских властей в городе вообще была запрещена регистрация смешанных браков между «арийцами» и евреями.

То же самое можно сказать и об экономических аспектах Нюрнбергских законов. В сравнении с уже действовавшими законодательными актами 1933–1935 годов, они не ухудшали и без того дискриминационного положения евреев в экономической жизни страны. Что же в действительности устанавливали эти законы для еврейского и «неарийского» населения Германии? Анализ этих документов, а также практическая сфера их применения говорят о том, что их главный смысл заключался не столько в фактическом усилении гонений против евреев, сколько в том, что расово-идеологиче-ские принципы национал-социализма превратились в официаль-

ные нормы государственного права со всеми вытекающими из этого последствиями.

Так, нацистские расовые принципы теперь были юридически введены в немецкое законодательство, что ознаменовало торжество нацистской идеологии в стране. Кроме того, у нацистской верхушки появилась возможность придать законное юридическое обоснование всем своим антиеврейским акциям в будущем (поэтому почти все последующие антиеврейские законы и нормативные акты рейха оформлялись в качестве дополнений к Нюрнбергским законам). Иными словами, Нюрнбергские законы были рассчитаны на перспективу и означали, что заложена юридическая основа для проведения в отношении евреев Германии (а в будущем и не только Германии) самой радикальной политики. Правда, в то время об этом знали лишь посвященные…

Некоторые формулировки Нюрнбергских законов содержали немало расистских «изюминок», которые говорили сами за себя. Так, запрет евреям нанимать прислугу из лиц «немецкой или близкой ей крови» моложе 45 лет (§ 3 «Закона о защите немецкой крови и немецкой чести») должен был, по мнению нацистских идеологов, обеспечить защиту арийской расы от посягательств евреев, которые нанимали в свои дома женскую немецкую прислугу, ведь 45-летний возраст считался предельным для деторождения. Фактически это был дополнительный запрет на половые связи между евреями и немцами, что полностью соответствовало расовым постулатам нацизма. Процитируем соответствующий фрагмент из книги Гитлера «Майн кампф»: «Черноволосый молодой еврейчик нахально вертится около нашей невинной девушки, и на его наглом лице можно прочесть сатанинскую радость по поводу того, что он сможет безнаказанно испортить кровь этой девушки и тем самым лишить наш народ еще одной здоровой немецкой матери. Евреи всеми силами стараются разрушить расовые основы того народа, который должен быть подчинен их игу. Евреи не только сами стараются испортить как можно большее количество наших женщин и девушек. Нет, они не останавливаются и перед тем, чтобы помочь в этом отношении и другим народам. Разве не евреи привезли к берегам Рейна негров все с той же задней мыслью и той же подлой целью - через кровосмешение принести как можно больший вред ненавистной белой расе, низвергнуть эту расу с ее политической и культурной высоты, а затем самим усесться на ее спине».

Чисто пропагандистское значение имел § 4 вышеупомянутого закона, где говорилось о праве евреев «пользоваться цветами еврейской символики», ведь в Третьем рейхе эта символика официально так и не была определена, если не считать специального знака - желтой шестиконечной «звезды Давида», которую в годы войны евреи носили в гетто и в лагерях смерти.

Любопытно, что в соответствии с § 1 «Закона о гражданстве» принадлежность к последнему определялась не только по расовым основаниям (наличие «немецкой или близкой ей крови»), но и политической лояльностью человека. Это означало, что оппозиционно настроенные к нацистскому режиму немцы (коммунисты, члены католических, масонских организаций и т. п.), точно так же как и евреи, поражались в гражданских и политических правах.

Подготовленные в спешке, небрежно и юридически неряшливо, Нюрнбергские законы сами по себе представляют интерес лишь как квинтэссенция нацистской расовой теории, как первое материальное воплощение одной из основных идей национал-социализма - «избавления Германии от еврейства». Всеобщее ликование нацистов по поводу их принятия вскоре сменилось всеобщей растерянностью, - общие расплывчатые формулировки этих законов породили больше вопросов, чем ответов. Документы СД и гестапо красноречиво свидетельствуют о том, какая неразбериха царила в головах высоких нацистских функционеров до того, как были обнародованы первые внятные поправки к Нюрнбергским законам. В архивах СД имеется отчет главного референта по расовым вопросам при канцелярий гауляйтера Саксонии, некоего доктора Велльгута, направленный 26 сентября 1935 года в «еврейский» реферат службы безопасности:

«…Расовый закон был создан в дни съезда НСДАП в ночь с субботы на воскресенье под личным руководством фюрера, который до последней минуты обсуждал поправки, внесенные Штрейхером и Шахтом. В основе закона о защите немецкой крови лежит теория так называемой „импрегнации“ Штрейхера, в соответствии с которой половой контакт немецкой девушки с чистокровным евреем ведет к осквернению и порче немецкой крови. Обсуждался также вопрос стерилизации „полукровок“, так как доказано, что смешение расово чуждой крови ведет к слабоумию. Специальным опознавательным знаком всех еврейских предприятий станет имя владельца крупным еврейским шрифтом и словом „эксплуататор“ на немецком языке. Каждая арийская девушка, работающая прислугой в еврейской семье, в случае осквернения ее немецкой крови со стороны хозяина дома, должна получить пожизненное денежное содержание от осквернителя. Все, кроме евреев, автоматически получат 1 октября 1935 года германское гражданство. Статус „полукровок“ будет определять специальная комиссия. Установлено, что в Германии в настоящее время проживают: 550 000 чистокровных евреев (к этой группе относятся также „евреи трех четвертей“), 200 000 „полуевреев“ и 100 000 „четвертьевреев“. Была высказана мысль, что „полукровок“ необходимо интенсивнее притягивать к немецкой крови. Фюрер был против того, чтобы они вступали в браки друг с другом. В случае войны запланировано стерилизовать все расово чуждые элементы в стране».

Межведомственный хаос продолжался совсем недолго. Уже 30 сентября 1935 года Главное управление гестапо направило циркулярную директиву всем органам полиции, подписанную министром внутренних дел рейха. Спешка была вполне оправданной - законы вступили в силу с момента их публикации, а органы власти на местах были по-прежнему в неведении, как их применять. В отношении чистокровных евреев все было понятно. А если человек не совсем или даже «совсем немножко» еврей? До выхода поправок к законам - их в спешном порядке готовили в министерстве юстиции - эта директива была призвана стать практическим руководством для местных органов. В ней разъяснялось содержание некоторых статей «Закона о защите немецкой крови и немецкой чести» в части, касающейся заключения браков между евреями, «полукровками» и чистокровными гражданами рейха. Пятым пунктом циркулярной директивы предписывалось:

«Доказательство происхождения устанавливается на основе свидетельств о рождении жениха и невесты, а также брачных свидетельств их родителей, предоставляемых лицами, собирающимися заключить брак. В случае сомнительного характера представленных документов местные органы могут потребовать предъявления дополнительных свидетельств, подтверждающих происхождение жениха и невесты».

Поправки к Нюрнбергским законам (и по существу, и по форме - инструкции по их применению) были опубликованы спустя два месяца после их принятия. До этого времени местные муниципальные органы действовали в соответствии с директивными указаниями имперского министерства внутренних дел. Контроль над их исполнением был возложен на местные полицейские органы. Соответствующие рекомендации были направлены по линии НСДАП вплоть до партийных руководителей жилых кварталов - «блокфюреров».

Уже 14 ноября 1935 года была опубликована первая поправка к «Закону о гражданстве», уточнявшая юридически неясные положения нового закона. Особую важность представляли параграфы 4 и 5, касавшиеся положения евреев в рейхе. Они звучали следующим образом:

«…§ 4.(1) Еврей не может быть имперским гражданином. Он не имеет права голосовать по вопросам, касающимся политики. Он не может занимать общественные должности…

§ 5.(1) Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровными евреями.

(2) Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке, гражданин государства, происходящий от двух чистокровных евреев - родителей его родителей, если он:

а) в момент издания закона принадлежит к иудейской общинеили был принят в нее позднее;

б) в момент издания закона состоял в браке с евреем или вступилв такой брак позднее;

в) происходит из смешанной семьи, описанной в подпункте 1, зарегистрированной после того, как был принят Закон „О защите немецкой крови и немецкой чести“ от 1 сентября 1935 г.;

г) является внебрачным ребенком, одним из родителей которого был еврей, как описано в § 1».

Во втором определении понятия «еврей», которое оставалось в силе вплоть до падения Третьего рейха, не было указано, каково положение лиц, имеющих в числе предков одного или двух евреев, родителей их родителей, и не выразивших «солидарности» с еврейством путем заключения брака с евреем или своей принадлежностью к иудейской общине. По этому поводу очень быстро появилось разъяснение нацистских властей. Эти лица были распределены на две категории:

те, у кого оба родителя были евреями;

те, у кого только один дед или бабка были евреями.

Обе эти категории считались полностью «неарийцами», но получили в то время большую часть тех же прав, что и «настоящие» немцы, однако для них были установлены незначительные ограничения. Но когда наступило время «окончательного решения еврейского вопроса», «проблема смешанных евреев» возникла вновь, ведь с позиции нацистского расового законодательства эти люди все-таки были «осквернены еврейской кровью».

Из книги Правда о «еврейском расизме» автора Буровский Андрей Михайлович

Принятия в общину и крещения евреев Великое переселение народов обернулось для евреев еще одним расовым «подарком»: когда варварские племена германцев завоевали сначала бывшую провинцию Германия, а потом всю Галлию, они обнаружили многочисленное еврейское население в

Из книги Арийский миф III рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

РуСХА и принятие Нюрнбергских законов Расовые эксперты СС всегда уделяли повышенное внимание тому, чтобы поддерживать в обществе антисемитские настроения. Строгий расовый отбор предполагал автоматическое отклонение всех евреев, которые рассматривались как некая

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Потомок нюрнбергских патрициев. Историк, дипломат, директор Московского главного архива Министерства иностранных дел барон Федор Андреевич Бюлер (Бюллер) (1821–1896) В Москве в сентябре 1893 года торжественно отпраздновали полувековой юбилей государственной службы

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

Последствия принятия Русью христианства Внешнее устройство церкви в древней Руси.Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XIII В каких случаях следует относительно брака держаться законов религии и в каких - гражданских законов Во всех странах и во все времена мы встречаемся с вмешательством религии в брачные дела. Коль скоро известные отношения считались нечистыми или

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

О порядке принятия новых братьев. Если кто вновь приходит для вступления в монастырь, не делать ему вступление легким, ибо сказал апостол: «испытывайте духов, от Бога ли они». А поэтому, если пришедший настоятельно будет проситься и в течение четырех или пяти дней,

Из книги Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. С предисловием Николая Старикова автора Платонов Сергей Федорович

Последствия принятия Русью христианства § 12. Внешнее устройство церкви в древней Руси. Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. С принятием христианства возникло на Руси много новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5. ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО ЮБИЛЕЯМ Обратимся к истории празднования в католической церкви так называемых Юбилеев. Они отмечались в Ватикане в XV–XVI веках. Сведения о праздновании Юбилеев сохранились, например, в Лютеранском Хронографе, откуда мы их и

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

9.1. Особенности принятия христианства на Руси Первые известия о проникновении христианства на территорию расселения славянских племен связаны с именем апостола Андрея Первозванного. Согласно преданию, сохраненному «Деяниями апостолов», он проповедовал на северном

автора Керов Валерий Всеволодович

1. Причины принятия христианства Крещение Руси, положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов:1.1. Политические предпосылки. Владимир стремился укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Значение принятия христианства Переход Руси к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.5.1. Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу

Из книги Мой «путь в первобытность» автора Семенов Юрий Иванович

8. Печальные последствия некритического принятия нашими «новаторами» набора антиэволюционистских прописей Принятие на вооружение пакета антиэволюционистских положений печально сказалась на работах наших «новаторов». Из всех их наибольшим фанатиком был В.Р. Кабо. Он