04.03.2024

Люди величиной с кулак. Название какого африканского народа переводится "величиной с кулак"? Название какого африканского народа переводится как величиной



Название "пигмеи" переводится буквально, как "люди величиной с кулак". В экваториальной Африке проживает множество народностей, чей рост можно было бы определить, как "метр в кепке", если бы эти люди носили традиционные головные уборы. Рекордсменами среди "лесных лилипутов" считаются мбути, их рост обычно не превышает 135 см !




Побывав в племени мбути, любой славянин почувствует себя великаном. Знакомство с низкорослыми кочевниками будет интересно, поскольку культура мбути самобытна, а устройство общества в корне отличается от привычных нам моделей. Общая численность этой этнической группы достигает порядка 100 тысяч человек. Все мбути живут в гармонии с природой, занимаются охотой и собирательством, но берут у леса ровно столько, сколько необходимо им для выживания. Основа их мировоззрения - бережливое отношение к ресурсам.







У мбути нет социальной иерархии, они живут большими группами, состоящими минимум из 7 семей. В группе нет лидера, каждый имеет свои обязанности в зависимости от пола и возраста. В охоте принимают участие все члены племени: мужчины расставляют сети, женщины и подростки загоняют зверя, дети и старейшины остаются в лагере, чтобы развести священный огонь.



Мбути постоянно меняют места дислокации, жилища они строят очень быстро, используя для этого побеги деревьев и листья. Одежду они традиционно изготавливали из коры деревьев, разминая ее слоновым бивнем. У жителей племени особой популярностью пользовались набедренные повязки. Современные мбути не отказываются и от обычной одежды, которую обменивают на дичь у жителей близлежащих поселений.







Мбути считают себя неотъемлемой частью леса, болезненно реагируют на вырубу деревьев и браконьерство. Все их амулеты и обереги сделаны из природных материалов, при рождении младенца купают в лесной воде, особые магические ритуалы с использованием амулетов, сплетенных из лиан и коры деревьев, проводят мужчины, отправляясь на охоту.

Эфе - карликовый народ «величиной с кулак», проживающий в тропической Африке. Как и все пигмеи бамбути, они имеют довольно архаичную культуру. Эфе не умеют изготавливать каменные орудия и добывать огонь. Эти карлики верят, что душа каждого человека после смерти воплощается в тотемическое животное. Некоторые антропологи считали бамбути потомками неандертальцев. Но генные исследования показали, что они - обычные люди, которые получили особый ген 50 – 90 тысяч лет назад.

Первые упоминания о странных маленьких людях имеется в древнеегипетских надписях 3 тысячелетия до н. э.. Позже Гомер писал о сказочных карликах, которые по размерам были подобны лягушкам и часто становились жертвами журавлей, которые летали над океаном бурливым и «роду пигмеев погибель с собой принося и убийство».
В VII веке нашей эры китайский историк Ли Тай подробно описал карликов ростом лишь 3 чи (90 см), проживающих к югу от Римской империи. Первые европейцы столкнулись с «матимба» - низкорослым народом, в XVI-XVII веках в Западной Африке. В 19 веке существование пигмеев было подтверждено немецкими и русскими путешественниками, исследующими бассейн реки Итури. В 1934 году было открыто племя эфе экспедицией М. Гузинде. После этого в реальность существования карликов уже никто не сомневался. Рост мужчин-пигмеев не превышает 142-145 см. Характерными особенностями являются: крупное туловище на коротких ногах, светло-коричневая кожа, курчавые темные волосы, тонкие губы, узкое и низкое переносье. Внешне они немного напоминают негроидов, но считаются отдельной расой.
До расселения банту пигмеи занимали всю центральную Африку, но затем были оттеснены в леса. Сейчас они так привыкли жить в чащобе, что не выносят прямых лучей солнца и, оказавшись на открытом пространстве, стараются как можно быстрее вернуться в родные дебри. Африканцы нормального роста презирают своих маленьких соседей. Из-за этого племена эфе, живущие в бассейне Итури, меньше всего подверглись смешиванию с соседями. Но случаи женитьбы высокорослых мужчин на крошках-женщинах эфе все-таки случаются.
Так было и с Абаму. Несколько лет назад этот мужчина банту женился на девушке своего племени, но их первый ребенок умер, и жена больше не могла забеременеть. Абаму взял второй женой симпатичную девушку из племени эфе. Мужчины племени эфе не в восторге от таких браков, ведь для них найти спутницу жизни - проблема. Но они, несмотря на это, отдают в жены банту своих девушек совершенно бесплатно, так как рады породниться с высокими покровителями. Если же от связи мужчины-пигмея и негритянки рождается ребенок, то его изгоняют из высокорослого племени. Его единственный путь - в лесную чащу, к родственникам – пигмеям, которые даже в 21 веке по уровню развития не достигли каменного века.
Эфе, как и все пигмеи, до сих пор не умеют добывать огонь и бережно переносят пламя с собой, следя, чтобы оно не потухло. Их день на 99 процентов занят охотой и сбором растений. Каменные орудия также неведомы этим детям тропического леса. Для охоты они используют лук и стрелы с отравленными наконечниками. Пигмеи выменивают кое-что у других племен на дичь, добытую на охоте, которой у них всегда много, ведь они - великолепные охотники. Любимое мясо – слоновье, но это лакомство – редкость, один раз в несколько лет. Обычная же добыча - антилопы, обезьяны. Не гнушаются они и рыбой. Пигмеи используют особый метод ловли рыбы – отравление растительными ядами. Рыба засыпает, всплывает на поверхность, и её можно собирать руками. Эфе собирают столько рыбы, сколько необходимо, а остальную опускают (она просыпается через полчаса).
Мужчины также собирают лакомство- мед. Эта работа считается трудной и опасной. Если же драгоценная добыча получена, то добытчики наедаются медом так, что животы становятся, как барабаны. По наблюдениям Роберта Байли, примерно десятая часть времени у эфе уходит на поиски меда. Мед составляет около 14 процентов калорий в общем объеме питания эфе. Женщины ежедневно в сопровождении детей собирают вокруг своего лагеря дикорастущие корнеплоды, листья съедобных растений и плоды, ловят червей, улиток, лягушек, змей и рыб. После того, как все улитки съедены и все коренья выкопаны, Эфе меняют место обитания.
Несмотря на кочевой образ жизни, каждое племя имеет свою территорию, переходит в другую область леса, но странствуя в пределах установленных границ. Охота на чужих землях может повести к враждебным столкновениям. Такие столкновения - редкость, ведь по своей сути пигмеи эфе – неагрессивны. Все исследователи отмечают, что они радуются по любому поводу. Особая причина для восторгов - удачная охота. Чтобы она прошла удачно, эфе строго соблюдают суеверные охотничьи правила и запреты, совершают магические обряды. Они обращаются к лесному духу - Торе, прося его помочь в промысле.
Так как каждый род имеет свой тотем- животного (чаще всего леопард, шимпанзе, а также змеи, разные обезьяны, антилопы, муравьи и пр.), то к нему относятся как к близкому родственнику, называют «дедушка», «отец». Дикари верят в происхождение родов от своих тотемов. Во время пира исключается употребление мяса тотемного животного. После пира они поют и пляшут, часто по 4-5 часов подряд. В полнолуние танцы затягиваются на всю ночь. Танцуют маленькие люди самозабвенно, под грохот барабанов. Танец «охота на слона» - самый известный и популярный у пигмеев.
Рождение ребенка - не повод для праздника. Ребенок может умереть от укуса змеи, от лихорадки, его может утащить гепард. Праздник наступает, когда человек вступает в пору зрелости и в племени появляется пара рабочих рук. Обычно тогда дикари пируют 3-4 дня, танцуют и пьют пальмовое вино. Обряд инициации - один из самых важных у пигмеев и только после его успешного его завершения юноша становится полноценным членом племени. Обряды совершаются коллективно над целой группой мальчиков от 9 до 16 лет. Их подвергают обрезанию и другим тяжелым испытаниям: бьют, мажут разными нечистотами, запугивают плясками в страшных масках, заставляют лежать неподвижно на животе. Весь ритуал посвящения связан с образом лесного духа Торе. Инициации рассматриваются, как своего рода приобщение к магической силе, необходимой охотнику.
Инициация у девочек называется «има». Има - это дорогой и редкий праздник с пиром горой и плясками до упада. Чаще всего две-три семьи справляют има для своих дочерей одновременно. Виновницы торжества накануне сидят 2 месяца взаперти в церемониальной хижине. Лишь старухи приходят к ним, уча уму-разуму. К празднику готовят «мбугу» - праздничную накидку из лубяной материи. Ее изготовление - настоящее искусство. Нужно найти лиану особого сорта. Выделанную ткань затем красят, расписывая узорами, которые являются настоящим произведением искусства. Вначале ткань обрабатывают соком фрукта тато (он дает черный цвет, смешавшись с угрями от костра). Мастерица покрывает ткань затейливым рисунком из пересекающихся линий. Затем в ход идет красная краска из сердцевины дерева ндо. Потом добавляется еще один цвет, желтый, из корней растения бинджали. Накидка готова! Завершение наряда – затейливые повязки из перьев попугаев. Виновницы торжества теперь будут в центре мужского внимания.
Веяния нового времени также присутствуют. В губах у красавиц должны быть зажаты банкноты - символ богатства. Без них девушка-эфе не будет выглядеть зажиточной. К сожалению, праздников у маленького народа становится все меньше. Они столкнулись с большой проблемой - гибелью тропического леса. Их вотчину истребляют ради новых сельскохозяйственных угодий, исчезают зверье и птицы. Эфе вынуждены уходить в лес все дальше и дальше, нарушая привычные связи с банту. Их жизни – под угрозой.

Это третья глава о занимательной топонимике мира. Часть я традиционно скрыл под катами, часть оставил открытой. Итак, Африка! Америка грядёт следующей частью. Люблю, кстати, африканские страны за то, что их самоназвания не отличаются чаще всего от наших названий, а пользуются они европейским алфавитом… Это связано с тем, что письменность как таковую в большинство африканских стран принесли европейцы в XV-XVII вв., когда бурно завоёвывали Африку.

Алжир (الجزائر, al-Jazā’ir) – это искажённое европейцами арабское слово «الجزائر» (al-ǧazāʼir), которое переводится как «острова». Суть в том, что древний город Алжир ранее стоял частью на островах, которые к XVI веку срослись с сушей – а страна названа по городу.

Ангола произошло от слова «нгола» - такой титул носил монарх государства Ндонга, располагавшегося на территории нынешней Анголы в XVI-XVII вв. Захватившие страну португальцы и дали ей название по местному слову.

Бенин до 1975 года назывался Дагомеей. Название «Бенин» было выбрано по причине двум причинам: так назывался и называется прибрежный залив, а в 1440-1897 году Бенинская империя была одной из сильнейших стран Африки. Это слово произошло от слова из языка йоруба - Ile-ibinu, которое означает «страна ссор», «страна войн». Такое название появилось от того, что народ йоруба в те времена постоянно воевал с другими племенами и между собой за эту территорию. Слово же «Дагомея» - ещё древнее, так называлось королевство, существовавшее до основания города Бенин, и точная этимология его неизвестна.

Ботсвана : «тсвана» - это народ, представляющий этническое большинство страны, а «ба» («бо» - это уже искажённый вариант) означает «люди», «народ». Кстати, кланы народа тсвана (их 8) все начинаются на «ба»: баквене, балете, бамангвато и др. Происхождения слова «тсвана» я не знаю.

Буркина Фасо : в переводе с языка море «буркина» - честный человек, а в переводе с языка диула «фасо» - родной дом, родина. Таким образом, Буркина Фасо с двух национальных языков переводится как «страна честных людей». Старое название, «Верхняя Вольта», страна носила из-за трёх крупных рек – Белой, Чёрной и Красной Вольт, протекавших по её территории (и сливавшихся в одну Вольту). Само слово volta – португальское, обозначает «поворот, изгиб»: имя реке дали именно португальцы.

Бурунди (Burundi) в буквальном переводе значит «земля рунди». А, к примеру, кирунди – это язык, на котором говорят 6 миллионов бурундийцев. Само же слово «рунди», корень этого всего, имеет общее происхождение с названием «Руанда»: так назывался некогда народ, проживавший в южной части Африки. Точна этимология неизвестна.

Габон . Это название имеет технически простое, но витиеватое происхождение. Название стране дано португальцами (Gabão) по названию дельты реки Комо. Дельту реки назвали так, потому что она своими очертаниями напоминала куртку с капюшоном (по-португальски – gabão). В португальский это слово пришло из арабского: قباء (qabā’), тоже обозначает верхнюю одежду.

Гамбия получила своё название от одноименной реки, а ту назвали опять же португальцы. Слово происходит от искажённого португальского câmbio – торговля, обмен. Несложно догадаться, что реку Гамбия португальцы использовали как морской путь – так и назвали.

Гана получила независимость от Великобритании в 1957 году, а до того она называлась Золотым Берегом. Название «Гана» было принято в 1960 году как знак независимости и древней истории страны, потому что в 790-1076 гг. на примерно на этой территории существовало независимое древнее королевство Гана. Слово «гана» было королевским титулом монарха Империи Ганы. Самоназвание было «Уагаду», «Wagadou» (в буквальном переводе с языка манде «страна тучных стад»). Но в Европе о королевстве слышали именно как о «гана», и дали ему такое название.

Гвинея в переводе с языка сусу означает «женщина». Название дали португальцы (Guiné) по одному из первых услышанных слов местного языка. По другой версии название произошло от берберского akal n-iguinawen, что означает «земля чёрных». Впрочем, это маловероятно.

Гвинея-Биссау . Название «Гвинея» португальцы дали целому региону, и потому вторая часть региона, получившая независимость на 15 лет позже Гвинеи (та – от Франции, эта – от Португалии) придумала себе дополнение к названию, чтобы отличаться. Дополнением стало название столицы страны – Биссау. Город основали, кстати, португальцы в 1687 году. А вот происхождения слова «Биссау» я, чёрт побери, не нашёл.

Джибути (араб. جيبوتي‎‎) получила своё название в честь в честь нижней точки Аденского залива Индийского океана. Это название пошло от афарского слова gabouti (нечто вроде коврика при входе в дом, сделанного из пальмовых листьев). Существует и другая версия, что «Джибути» - это искажённое «Техути», то есть, по сути, земля Тота, египетского лунного бога. Но первая версия более распространена. Кстати, в некоторых языках звучит как Yiwuti.

Египет . Историческое название страны – Кемет (писался двумя иероглифами – km и t). Первый иероглиф обозначал «чёрный», второй – «земля». Чёрной землёй свою родину египтяне обозвали из-за плодородных чернозёмных почв в местах разлива Нила. Они реально были откровенно чёрного цвета. Это название перекочёвывало в разные языки. Например, в древнегреческом оно выглядело как Χημία. Сегодня весь мир поделился на две части, которые называют Египет по-разному. Первая часть – это, собственно, Египет, Egypt, Ägypten, Egitto и так далее. Путь этого слова таков: французский (Egypte) – латынь (Aegyptus) – древнегреческий (Αἴγυπτος) – арабский (qubṭī) – и означает это «копт». Само слово «копт» в такой форме было заимствовано у самих египтян, от формы Hwt-ka-Ptah (дом-души-Птаха) – это название храма бога Птаха в Мемфисе. Вторая часть мира называет страну Mısır (турецкий, например), Мысыр (казахский), Mesir и так далее. Это название пошло от семитского Mitzráyim («два потока»), что восходит к разделению территории на Нижний и Верхний Египты. Впоследствии это слово серьёзно видоизменилось: от него произошёл корень «метро» («метрополис» в Греции, например).

Замбия получила своё название от реки Замбези. Откуда пошло это название, я не нашёл, пардон. Зато раньше эта территория носила название Северная Родезия. И получила она его от имени Сесила Роудса (Cecil Rhodes, 1853-1902), известного политического деятеля, бизнесмена и алмазного магната. Он основал не только Родезию, но также ряд университетов в Африке, кучу фондов по помощи африканскому народу и поднял ЮАР на уровень самой богатой страны в Африке, и на этом уровне она до сих пор находится.

Зимбабве носит исконно африканское название. На языке шона Dzimba dza mabwe означает «большие каменные дома». Суть в том, что в XV-XVIII веках на этой территории существовала очень развитая Зимбабвийская империя, столица которой, Великая Зимбабве, была характерна каменным градостроением. Каменные башни Великого Зимбабве до сих пор сохранились и не уступают лучшим образцам европейского замкостроения того времени. А деревенский народ столице дивился – и так её и обозвал.

Кабо-Верде относится к той уникальной группе стран, которые требуют, чтобы их на всех языках называли так и никак иначе. Собственно, я называю эту страну «Острова зелёного мыса», как и было принято в нормальной советской географии. Дело в том, что португальцы, которые плыли вдоль жёлтой и сухой Сахары, вдруг увидели зелёный берег. Так острова и назвали - Cabo Verde, Зелёный Мыс. Впрочем, весь мир не обращает внимания на условности и переводит это название на свой язык. Например, Πράσινο Ακρωτήριο (греческий) или Grønhøvdaoyggjarnar (фарерский).

Камерун . Слово «Камерун» пошло от португальского «Rio de Camarões» (река креветок). Название дали реке Вури португальские мореплаватели ещё в XV века, потому что река и в самом деле была полна креветками.

Кения названа в честь одноимённой горы, а гора получила своё название из местного языка, где она зовётся Kere-Nyaga, «гора белизны». Ну, снег там на вершине, вот и всё.

Коморские острова (الاتّحاد القمريّ, al-Ittiḥād al-Qumuriyy) названы так арабами. Djazair al Qamar означает «острова Луны». Наверное, арабские мореплаватели подплыли к ним ночью.

Демократическая Республика Конго хорошо нам известна под своим прежним названием «Заир». Название «Заир» стране дали португальцы. Они исказили местное слово « nzere» или «nzadi», которое означает «главная река», «река всех рек». Слово же «Конго» происходит от названия местного народа – «Баконго» (возвращаемся и смотрим этимологию слова «Ботсвана», принцип тот же самый). Слово «конго» на местном языке означает «охотник», то есть «баконго» - «народ охотников». Новое название страна получила в 1997 году. Наверное для того, чтобы максимально путаться со своим соседом – Республикой Конго.

Республика Конго - тут объяснять нечего, смотрите выше на один пункт. Только эта страна носила название «Конго» испокон веков в отличие от бывшего Заира.

Кот-д"Ивуар - ещё одна страна, которая требует, чтобы их топоним не переводили. По-французски Côte d"Ivoire – «Берег слоновой кости». Впрочем, я и по-русски говорю «Берег…», а не «Кот…». Причина ясна: французы тут добывали слоновую кость во времена колонизации. Большая часть языков переводит этот топоним: Elevandiluurannik, Boli Kosta, Marphil Chala и так далее.

Лесото получила название в честь главенствующего племени «сото», что означает «чернокожие». Артикль «ле» появился из-за европейской колонизации.

Либерия - это диковинная страна. Потому что в ней живут потомки беглых и освобождённых американских рабов, вернувшихся на историческую родину. И название Liberia – от латинского liber, «свободный». Само слово придумано в 1822 году, когда американские колонии в Африке объединились (а в 1847 году они окончательно освободились от господства США).

Ливия - это очень древнее название. Так назывались ещё берберские племена в незапамятные времена, и слово это встречается ещё в древнеегипетских иероглифах. Проследить его этимологию не представляется возможным.

Маврикий (Mauritius) получил название в честь герцога Оранского Маврициуса Нассау (Maurice of Nassau, 1567-1625). Суть в том, что в 1598 году после штормов и бурь на остров высадилась голландская экспедиция – из восьми кораблей 5 погибло, а три доплыли до острова. И назвали спасительную землю в честь своего правителя.

Мавритания - нетрудно догадаться, что это означает «земля мавров». То есть племён арабов и берберов, которые населяли ту территорию в древности. Ничего особенного, в общем.

Мадагаскар в недалёком прошлом носил название «Малагасийская республика». Я как филателист, всегда обращал на это внимание, рассматривая марки. Изучим оба названия. Собственно на малагасийском языке остров так и зовётся: Madagasikara. Это слово уходит корнями в протомалайский язык, на котором оно значило «конец мира». Просто местные верили, что за пределами их острова ничего нет. Фишка в том, что Мадагаскар заселяли изначально не африканцы, а выходцы с территорий, на которых сегодня находится, например, Малайзия. И язык их относится к малайской группе. А «малагаси» - это самоназвание народа. Откуда оно пошло – об этом история умалчивает.

Малави в переводе с местного языка означает «горящая вода». Потому что Солнце на закате опускалось в воды озера, которое нынче тоже носит названия Малави. Вот местные и назвали свою территорию так. До обретения независимости в 1964 году колония называлась Ньясалэнд (Nyasaland), где на местном языке Nyasa обозначает «озеро».

Мали получила своё название в честь древнего африканского королевства Мали, существовавшего с 8 по 16 вв. Кстати, богатого и могучего (а как они сейчас живут, это жесть). Слов Mali на местном наречии значит «бегемот» или «гиппопотам», это символизировало мощь королевства.

Марокко . Самоназвание страны المغرب‎, al-Maġrib. Впрочем, на всех языках страна называется так или иначе «Марокко» в разных вариациях, а Магрибом её зовут только местные жители. Al-Maġrib на арабском обозначает «запад». То есть это западное королевство. Прижившееся же в мире слово «Марокко» восходит к названию города Марракеш (Marrakech), а оно в свою очередь – к берберскому Mur-Akush, что означает «Земля Бога».

Мозамбик . Страну так назвали вездесущие португальцы в честь острова Мозамбик – на него они высадились чуть раньше, чем в самой стране. Но у острова название Moçambique уже было! Откуда? Всё просто. Ещё до португальцев, которые высадились там лишь в 1498 году, арабские купцы уже вовсю там торговали и обживались. Крупнейшим торговцем и первым «сторонним» посетителем острова был арабский купец Муса аль Биг (Musa Al Big), который и обозвал остров своим именем, его переняли местные (исказив), а затем и португальцы, перетянув это название на гораздо более обширную территорию.

Намибия получила своё название от пустыни Намиб. Слово «намиб» на языке нама означает «пустое место», «место, где ничего нет».

Нигер получил своё название от реки Нигер. Этимология этого слова такова: выражение gher n gheren в переводе с языка туарег означает «река всех рек». Со временем первое gher пропало, осталось «ngher». На самом деле река немаленькая, и все окружные народы зовут её как попало.

Нигерия . Не поверите, но этимология слова «Нигерия» точно такая же, как и слова «Нигер». Без единого отклонения. Женское окончание к слову приделано искусственно, чтобы отличаться от соседней территории.

Руанда получила своё название от народа, проживавшего исконно на её территории – Vanyaruanda. Этимология названия народа покрыта мраком.

Сан-Томе и Принсипи (São Tomé e Príncipe) - это, собственно, два острова. Первый португальцы назвали в честь Святого Фомы, несложно догадаться. По легенде они прибыли на остров именно в день Святого Фомы, 21 декабря 1471 года – вот и название пришлось к слову. Что характерно, до Принсипи они добрались в день Святого Антония, 17 января 1472 года – и назвали его островом Святого Антония. Но в 1502 году они же поменяли название острова в честь дня рождения (7 июня 1502 года) португальского принца Иоанна III, сына короля Мануэля I. Так и остались за островами португальские названия.

Свазиленд - земля народа свази, это понятно сразу. Слово «свази» пошло от искажённого имени короля Мсвати I, который некогда правил этой территорией. То есть народ короля Мсвати – народ свази – земля свази – Свазиленд.

Сейшельские острова были взяты под контроль Францией в 1756 году. Министром финансов короля Людовика XV был Жан Моро де Сешель (Jean Moreau de Séchelles, 1690-1761), человек умный и сильный, кстати, президент французской Академии Наук. В честь него и назвали острова французы. До того они назывались Адмиральскими, потому что в 1502 году на них высадился португальский адмирал Васко да Гама и не долго думая назвал новооткрытую землю в свою честь.

Сенегал . На значительной части территории современного Сенегала обитало берберское племя Зенага (или Senhaja, если брать неискажённое португальцами арабское произношение). Португальцы так назвали и большую реку, и всю территорию в процессе колонизации. Откуда пошло название Senhaja, наука не знает.

Сомали , где вечно идёт война, получила название от основной группы населения – Somalis. Есть несколько вариантов происхождения этого названия. Это слово может происходить от кушитского «чёрный», от местного выражения «soo maal», «входи и выпей молока» (это вроде приветствия), или от имени древнего местного мифического патриарха Samaale. Точно не знает никто.

Судан . Тут всё просто. По-арабски «Bilad as-Sudan» значит «земля чёрных». Самоназвание: السودان ‎As Sūdān.

Сьерра-Леоне . Португальский исследователь Педро де Синтра (Pêro de Sintra) стал первым европейцем, достигшим этого берега, и сделал он это в 1462 году. Горы, которые он увидел на горизонте, показались ему похожими на львиные головы (или зубы, или гривы, тут уж не узнаешь), и он назвал местность Serra Leoa, «львиные горы». Впоследствии испанцы перехватили у португальцев эту местность, изменив название на Sierra Leona. Крайне редко этот топоним переводят в некоторых языках: Mons Leoninus (латынь, используемая в Ватикане), Liyun Urqu (язык кечуа), или даже Náshdóítsoh Bitsiijįэ Daditł’ooígíí Bidził (язык навахо).

Танзания . С 1961 по 1964 год в Африке существовало независимое государство Танганьика (с 1919 по 1961 оно было английской колонией). Но ему не повезло, и оно не смогло сохранить свою независимость. Чтобы как-то выжить, государство Танганьика объединилось с близлежащим крупным островом Занзибар. А название полученного государства слили из двух: Танганьика + Занзибар = Танзания. Знаменитое озеро Танганьика, давшее название первой стране, открыл великий путешественник сэр Ричард Бартон в 1858 году, он же объяснил, что на местном наречии слово tanganyka означает «встреча», то есть озеро – это место встречи вод. «Занзибар» ведёт своё название от слов Zengi (это название местного народа, на их языке означает «чёрный») и арабского barr («берег»). То есть «берег чёрных».

Того получило своё название в честь одноименного поселения. На языке эве слово «то» значит «вода», а «го» - «берег». То есть буквально – «берег моря». Говорят не «тогский», а «тоголезский» потому что французы называли эту территорию на немецкий манер, Togoland, оттуда и образовалось прилагательное.

Тунис получил имя в честь города Тунис, а тот восходит к имени финикийской богини Танит (Tanith). Или ещё откуда-то, я нашёл семь различных толкований.

Уганда . Родина большого друга СССР Иди Амина получила название от имени древнего африканского королевства Buganda, что значит, земля народа Baganda. На языке баганда это слово означает «братья и сёстры», а точнее, в расширенном варианте – Baganda Ba Katonda, «братья и сёстры Бога». Там довольно сложная местная легенда с этим связана, я не буду тут её целиком рассказывать. В общем, легенда о сотворении мира с угандийцами в самом центре, как и следовало ожидать.

Центральноафриканская Республика названа так, потому что находится в центре Африки. Топоним переводной, на местном языке звучит как Ködörösêse tî Bêafrîka. Ну и на каждом языке – по своему. Название такое дали французы – прямо сказать, недолго думали. По-французски: République centrafricaine.

Чад . На местном языке борну слово «tsade» означает «озеро». Его и использовали французы, называя и озеро Чад, и всю прилегающую территорию.

Экваториальная Гвинея . Про Гвинею и происхождение этого слова мы уже говорили в разделах о Гвинее и Гвинее-Биссау. Повторяюсь: «гвинея» в переводе с языка сусу означает «женщина». Название дали португальцы (Guiné) по одному из первых услышанных слов местного языка. Но почему «экваториальная»? Ведь экватор не проходит через страну! Ан нет. Суть в том, что основная территория страны лежит к северу от экватора, а остров Аннобон, принадлежащий ей, к югу. Потому, чтобы отличаться от других двух Гвиней, эта получила прилагательное «экваториальная». Смешно, что «экватор» не на всех языках называется так, и иногда получается что-то вроде Gíní Nahasdzáán Ałníi’gi Si’ánígíí (язык навахо), например.

Эритрея . Название восходит к итальянским колонизаторам территории. На латыни Красное море называлось Mare Erythraeum, что пошло от древнегреческого Ἐρυθρά Θάλασσα (Eruthra Thalassa), где Ἐρυθρά значит «красный». Корень, кстати, узнаваем: по-английски «красный» - red, ruth, Erit rea.

Эфиопия . Слово пошло от греческого Αἰθιοπία, искажённого Αἰθίοψ (Aithíops), «αἰθ» значит «жечь», «ὤψ» - лицо, то есть «жжёные лица», «чернокожие». Эфиопские источники утверждают иное: название пошло от «Ityopp"is», Итиоппис был сыном Каша, внуком Хама, основателя города Аксум. В некоторых языках Эфиопию по-прежнему называют старым именем Abeşistan, «Абиссиния», которое восходит к арабскому названию Habesha, которым назывались местные племена, это слово восходит к иероглифическому ḫbstjw, и точного его происхождения выяснить не удаётся. Совершенно феерическое название носит Эфиопия в волапюке – Lätiopän. Объяснить это я не могу.

Южно-Африканская Республика находится на юге Африки, и этим всё сказано. Название дали колонизаторы-англичане.

ПОЯСНЕНИЕ. Это не научное исследование. Это просто занимательные факты и предположения. Если можете дополнить или поправить – дополняйте и поправляйте. Слава Богу, границы Африки довольно чёткие, и не возникает вопросов, почему та или иная страна попала «не в ту часть света». Да, Западная Сахара - это не страна.

От других африканских племен пигмеи отличаются своим ростом, который колеблется в пределах от 143 до 150 сантиметров. Причина столь небольшого роста пигмеев до сих пор является загадкой для ученых, хотя некоторые исследователи полагают, что их рост обусловлен приспособленностью к трудным условиям жизни в тропическом лесу.

Пигмеев продавали в зоопарки!

Происхождение пигмеев пока остается для ученых загадкой. Никто не знает, кем были их далекие предки и как эти маленькие люди оказались в экваториальных лесах Африки. Нет ни преданий, ни мифов, помогающих ответить на эти вопросы. Есть предположение, что в давние времена пигмеи занимали всю центральную часть Черного континента, а позднее были вытеснены другими племенами в тропические леса. С греческого пигмеи переводится как «люди величиной с кулак», научное определение трактует пигмеев как группу низкорослых негроидных народов, обитающих в лесах Африки.

Пигмеи упоминаются еще в древнеегипетских источниках III тысячелетия до н. э., позже о них писали Геродот и Страбон, Гомер в своей «Илиаде». Аристотель считал пигмеев вполне реальным народом, хотя в древних источниках о них было написано немало фантастического: например, Страбон перечислял их вместе с большеголовыми, безносыми, циклопами, псоглавцами и другими мифическими существами античного периода.

Стоит отметить, что из-за своего роста пигмеи с давних времен терпят немало бедствий и унижений. Более рослые африканцы выгнали их из наиболее благоприятных мест и загнали в зеленый ад экваториальных лесов. Немного радостей принесла им и цивилизация, особенно в начале контакта с белыми людьми. Некоторые путешественники и колониальные чиновники пленяли пигмеев и как диковинку увозили с собой в Европу и США. Доходило до того, что пигмеев, особенно их детей, в конце XIX - начале XX века продавали, как живые экспонаты, в зоопарки Запада…

Казалось бы, сейчас этот народец может жить гораздо спокойнее и увереннее в своем будущем, но, увы, это не так. В это трудно поверить, но в период 1998-2003 годов во время гражданской войны в Конго довольно часто случалось, что пигмеев ловили и ели, словно диких животных. В тех же краях до сих пор орудует секта «стирателей», членов которой нанимают для зачистки территории от пигмеев, если на ней предполагается добыча полезных ископаемых. Сектанты убивают пигмеев и питаются их плотью. Просвещение еще не проникло в глубокие слои африканского населения, поэтому немало обитателей Черного континента верят, что, съедая пигмея, они обретают некую магическую силу, защищающую их от колдовства.

Невероятным покажется и наличие немалого количества своеобразных рабов-пигмеев, хотя рабство законодательно запрещено во всех странах. Рабами пигмеи становятся в той же Республике Конго, причем даже передаются по наследству, по существующей здесь традиции их хозяевами являются представители народа банту. Нет, пигмеи не ходят в кандалах, но их хозяин может просто отобрать у рабов плоды и мясо, добытые в лесу, иногда он все же выделяет им какую-то провизию, инструменты и металл для наконечников стрел. Поразительно, но никаких восстаний против рабовладельцев пигмеи не устраивают: как говорят некоторые исследователи, без поддерживания отношений с банту им может стать только хуже,

Почему они такие маленькие?

Рост пигмеев колеблется от 140 до 150 см. Самыми маленькими людьми в мире считаются пигмеи племени эфе, в котором средняя высота мужчин не превышает 143 см, а у женщин - 130-132 см. Конечно, как только ученые узнали о существовании пигмеев, у них сразу возник вопрос - какова причина их столь незначительного роста? Если бы пигмеи небольшого роста составляли в своем племени лишь небольшую часть, их миниатюрность можно было объяснить генетическим сбоем. Однако из-за поголовного низкого роста такое объяснение сразу пришлось отбросить.

Еще одно объяснение, казалось бы, лежит прямо на поверхности - у пигмеев отсутствует полноценное питание, и они часто недоедают, что и отражается на их росте. Исследование показало, что рацион африканских пигмеев практически одинаков с соседствующими с ними фермерами (теми же банту), однако суточный объем поглощаемой пищи у них очень мал. Не исключено, что именно поэтому их тела, а соответственно и рост, уменьшались из поколения в поколение. Понятно, что маленькому человеку для выживания достаточно и меньшего количества еды. Был проведен даже весьма любопытный эксперимент: длительное время небольшую группу пигмеев кормили до отвала, но, увы, ни сами пигмеи, ни их потомство из-за этого не подросли.

Существует и версия о влиянии на рост пигмеев недостатка солнечного света. Проводя всю жизнь под пологом густого леса, пигмеи не получают достаточного количества солнечного света, что ведет к незначительной выработке организмом витамина D. Нехватка этого витамина вызывает торможение роста костной ткани, вот и получается у пигмеев весьма миниатюрный скелет.

Некоторые исследователи полагают, что миниатюрность пигмеев вызвана эволюционным процессом, приспосабливающим их к жизни в густых зарослях. Понятно, что маленькому и юркому пигмею гораздо легче пробираться через частокол деревьев, поваленных стволов, опутанных лианами, чем рослому европейцу. Известно также о пристрастии пигмеев к собиранию меда. Разыскивая мед, мужчины-пигмеи примерно 9% жизни проводят на деревьях в поисках мест обитания диких пчел. Само собой, лазить по деревьям легче человеку с небольшим ростом и весом до 45 килограмм.

Конечно, пигмеев тщательно исследовали медики и генетики, они установили, что концентрация гормона роста в их крови не особо отличается от усредненных показателей обычного человека. Однако уровень инсулиноподобного фактора роста оказался ниже нормы в 3 раза. По мнению исследователей, это объясняет малый рост новорожденных пигмеев. Кроме того, низкая концентрация данного гормона в плазме крови препятствует наступлению периода активного роста у подростков-пигмеев, которые уже в возрасте 12-15 лет полностью перестают расти. Кстати, генетические исследования позволили назвать пигмеев потомками древнейшего народа, появившегося на Земле около 70 тысяч лет назад. А вот генетических мутаций ученые у них не выявили.

Маленький рост пигмеев объясняют и короткой продолжительностью их жизнью. Увы, эти маленькие люди живут в среднем всего от 16 до 24 лет, достигшие 35-40 лет среди них уже долгожители. Из-за небольшого жизненного цикла у пигмеев происходит раннее половое созревание, вызывающее торможение роста тела. Половая зрелость у пигмеев наступает уже в 12 лет, а наибольшая рождаемость у женщин отмечается в 15.

Как видите, есть немало факторов, способствующих небольшому росту пигмеев. Возможно, главным является один из них, а может, действуют все в совокупности. Да, из-за низкого роста некоторые ученые даже готовы выделить пигмеев в отдельную расу. Любопытно, что кроме роста у пигмеев есть и другие отличия от негроидной расы - это светлая кожа коричневого оттенка и весьма тонкие губы.

«Лилипуты» из тропического леса

Сейчас племена пигмеев можно встретить в лесах Габона, Камеруна, Конго, Руанды, Центральноафриканской Республики. Жизнь этих маленьких людей постоянно связана с лесом, они проводят в нем основную часть своей жизни, добывают себе пропитание, рожают детей и умирают. Они не занимаются земледелием, главные их занятия - собирательство и охота. Пигмеи ведут кочевой образ жизни, они покидают свою стоянку, как только вокруг лагеря не остается ни дичи, ни плодов, ни съедобных растений, ни меда. Переселение происходит в пределах установленных с другими группами границ, охота на чужой земле может стать поводом для конфликта.

Бывает и другая причина для переселения. Оно происходит, если в небольшой деревеньке пигмеев кто-то умирает. Пигмеи весьма суеверны, они считают, что раз их посетила смерть, значит, лес не хочет, чтобы они продолжали жить в этом месте. Покойника закапывают прямо в его хижине, ночью проходят поминальные пляски, а утром, бросив свои нехитрые строения, пигмеи переходят на другое место.

Главным занятием мужчин-пигмеев является охота. В отличие от «цивилизованных» охотников, приезжающих в Африку потешить свое самолюбие и добыть охотничьи трофеи, пигмеи никогда не убивают живое существо, если в этом нет нужды. Охотятся они с помощью луков с отравленными растительным ядом стрелами и копий с металлическими наконечниками. Их добычей становятся птицы, обезьяны, небольшие антилопы и олени. Пигмеи не запасают мясо впрок, добычу они всегда делят по справедливости. Несмотря на обычную удачливость малорослых охотников, добытое мясо составляет всего 9% их рациона. Кстати, пигмеи нередко охотятся с собаками, они у них очень выносливые и, если понадобится, готовы ценой своей жизни защитить хозяина от самого свирепого зверя.

Значительную долю в рационе пигмеев составляют мед и другие дары леса. Мед добывают мужчины, готовые забраться за ним на самые высокие деревья, а вот дары леса собирают женщины. Вокруг лагеря они ищут плоды, дикорастущие корнеплоды, съедобные растения, не брезгают червями, личинками, улитками, лягушками и змеями. Все это идет в пищу. Однако не менее 50% рациона пигмеев составляют овощи и фрукты, которые они выменивают у фермеров на мед и другие дары леса. Кроме продовольствия путем обмена пигмеи достают нужные им ткани, гончарные изделия, железо и табак.

Ежедневно в деревне остается часть женщин, изготовляющих своеобразную материю из древесной коры под названием «тана», именно из нее делаются знаменитые передники пигмеев. У мужчин такой передник крепится к кожаному или меховому поясу, сзади они носят пучок листьев. А вот женщины носят одни передники. Однако уже появившиеся оседлые пигмеи нередко носят европейскую одежду. Цивилизация медленно, но настойчиво проникает в быт и жизнь пигмеев, их культура и традиции, возможно, уже через несколько десятков лет уйдут в прошлое.