24.09.2019

Как начать первый день поста. Что можно готовить и есть в первую неделю великого поста


Утреннее богослужение. Еще нет усталости, еще перевариваются вчерашние масленичные блины и есть совсем не хочется. Людей на службе мало, день будний, многие на работе и придут в храм лишь вечером, на . Удивительные службы первой седмицы Поста. У нас они служатся без сокращений, молитва течет неспешно и размеренно. Постовые напевы сменяются чтением, редкие возгласы священника подчеркивают особую тихую торжественность этих служб.

Темные облачения священника, синие лампадки у икон – все это создает особое настроение. Этих служб ожидаешь, и очень жаль бывает, когда первая седмица поста заканчивается.

Мысли трудно удержать, даже когда следишь за службой по книге. Ловишь себя на совсем «непостных» мечтах, и тут же понимаешь, насколько это все далеко от того, что сейчас происходит здесь, в храме. …Господи, помилуй мя падшего (кондак понедельника)

Псалтирь читается много, знакомые слова перемежаются с менее знакомыми, чтецы меняются, кто-то присел и уже подкатывает дремота. Нет в этой службе привычного «Бог Господь и явися нам», вместо этого поется протяжно «Аллилуиа», нет торжественного Полиелея, зато канон читается с библейскими песнями, которые в другое время заменяются лишь краткими припевами.

Выходит на амвон священник и читается удивительная .

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

(А.С.Пушкин)

И земные поклоны делаются легко (о, где эта легкость во время домашней молитвы!), и слова молитвы глубоко проникают в душу. Эту молитву нельзя не понять. Церковнославянский язык не всегда бывает понятен со слуха, но эта молитва не нуждается в переводе.

В дни поста она многократно повторяется на каждом богослужении, и каждый раз отзывается внутри по-новому.

Непривычно – утреннее богослужение без Литургии. Ощущается какая-то неполнота. И эта неполнота показывает нам, какое великое мы имеем утешение, когда Литургия может совершаться каждый день. Сейчас не так. Пост. Время покаяния.

Служба заканчивается в первом часу дня, начавшись в половине восьмого утра. В какой-то момент, еще во время службы, вдруг приходит провокационная мысль о еде. Отгоняешь ее, пытаешься молиться. Господи, помоги мне!

Легкий завтрак. Нет, поститься до захода солнца – не по силам.

Наступает вечер. В храм собирается много людей. Свечи в руках – с бумажными «юбочками», чтобы воск не капал на пол. Строгий мужской хор. Сегодня первый день читается Великий Покаянный Канон. После короткого начала звучит первый ирмос канона – «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися», потом особым, постовым напевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». И священник начинает чтение Канона.

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний…»

После шестой песни все опускаются на колени. По всему храму мерцают огоньки свечей. «Душе моя, душе моя! Покайся, что спиши, конец приближается…» Господи, как же научиться каяться? Хочется так и стоять до конца на коленях, но и на это сил нет.

Звучит последний ирмос, уже прочитана девятая песнь Канона. Священник уходит в алтарь, молящиеся гасят свечи. Закрываются Царские Врата. Чтец продолжает читать Великое Повечерие. Напряжение спадает. Можно немного расслабиться. Главное – не заснуть. Монотонное чтение убаюкивает, но вот оно сменяется дивным пением. Как же здорово поют братья! И снова молитвы с земными поклонами. Господи, хорошо-то как!

Такая радость от этих первых служб, что не получается себя настроить на покаянное настроение. Хочется улыбаться, хотя кому-то это может показаться странным.

Какое счастье – провести эти первые дни Поста в храме. Вечером, дома валишься с ног, в храме иногда почти спишь, но уходить не хочется!

Чтобы правильно провести Великий Пост, необходимо ежедневно заниматься духовным очищением, для чего служат молитвы и Библия. Практически на каждый день Четыредесятницы есть свои особенные чтения.

Ежедневно, кроме выходных и до среды Страстной Седмицы включительно, читается молитва Ефрема Сирина:

Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Не следует забывать, что субботы 2,3 и 4 седмиц являются родительскими, когда поминают души усопших родственников. Лучше всего это сделать, заблаговременно подав записку с именами умерших родственников и присутствуя на литургии.

Первая седмица

В первую седмицу Великого Поста читается Канон святого Андрея Критского в течение четырех дней: он разделен на четыре части, по одной в день с понедельника по четверг . Также в это время читается псалом 69:

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже, и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое: аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми: Помощник мой и Избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни.

В пятницу читаются тропарь и кондак святому Феодору Тирону. Суббота посвящена причащению, читают молитву святителя Василия Великого. В воскресенье — Торжество Православия, поэтому исполняют «Последование в Неделю Православия»

Вторая седмица

Родительская суббота второй недели Великого поста, проводятся литургии в церкви. Воскресенье второй седмицы Великого Поста связано с именем святителя Григория Паламы. Читаются Тропарь и Кондак Григория Паламы и житие самого святителя.

Третья седмица

Родительская суббота третей недели Великого Поста. Воскресенье третей седмицы — Крестопоклонная Неделя. Читаются Тропарь и Кондак Кресту.


Четвертая седмица

В понедельник читается тропарь трипеснца:

Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески, благотекуще с Богом, братие, яко да и Пасху радостно узрим Христу воскресшу.

вторник:

Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздися, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе!

Родительская суббота четвертой седмицы Великого Поста. Читают стихиру:

Кая житейская сладость пребывает печали непричастна; кая ли слава стоит на земли непреложна; вся сени немощнейша, вся соний прелестнейша: единем мгновением, и сия вся смерть приемлет. Но во свете, Христе, лица Твоего и в наслаждении Твоея красоты, егоже избрал еси, упокой, яко Человеколюбец.

Воскресенье четвертой седмицы названо в честь святого Иоанна Лествичника. Читаются Тропарь и Кондак Иоанна Лествичника а также житие святого.


Пятая седмица

Понедельник — читается «Лествица» Иоанна Лествичника, слово 9 (о памятозлобии)
вторник — читается слово 12 (о лжи) и 16 (о сребролюбии) из «Лествицы» Иоанна Лествичника.

Среда — полностью прочитывается канон Андрея Критского, в церкви совершается Марьино Стояние.

Суббота посвящена Акафесту Пресвятой Богородице.

Воскресенье пятой седмицы Великого Поста посвящено преподобной Марии Египетской, читается ее житие.

Шестая седмица

Воскресенье шестой седмице посвящено событию воскрешения праведного Лазаря. Читается Евангелие от Ионанна, глава 11 и праздничный тропарь:

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Седьмая седмица

Понедельник: читают притчу о бесплодной смоковнице, которая содержится в Евангелие от Луки (13:6).

Вторник: посвящен притче о десяти девах, описанной в Евангелие от Матфея (глава 25).

Среда: в Евангелие от Матфея (26:6), говорится о предательстве Иуды и женщине, которая помазала Господа миром. Эта глава избрана Церковью для среды Страстной недели.

Четверг: вспоминают тайную вечерю, описание которой есть в Евангелие от Матфея (26:21).

Пятница: читаются 12 страстных евангелие, о том, что произошло после предательства Иуды и до погребения Господа.

Суббота: читают Евангелие от Матфея (28:1-20)

Воскресенье: день Пасхи, читается Пасхальный канон.

Соблюдая предписания Церкви и Пост , вы сможете облегчить свою душу и совершить для себя небольшой духовный подвиг. Всего вам доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и

17.03.2016 00:30

Великий пост - это не просто дни, когда человеку необходимо отказаться от животной пищи. В...

В пят-ни-цу по-сле за-ам-вон-ной мо-лит-вы (по окон-ча-нии Ли-тур-гии) со-вер-ша-ет-ся мо-леб-ный ка-нон прп. и освя-ще-ние (ва-ре-ной пше-ни-цы на ме-ду или рис с изю-мом). Свя-за-но это со сле-ду-ю-щим слу-ча-ем. В 362 го-ду им-пе-ра-тор Юли-ан От-ступ-ник на пер-вой сед-ми-це Ве-ли-ко-го по-ста при-ка-зал тай-но окро-пить все про-дук-ты, ко-то-рые про-да-ва-лись на рын-ках, кро-вью идо-ло-жерт-вен-ных жи-вот-ных. Но свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Ти-рон явил-ся в сон-ном ви-де-нии епи-ско-пу Ев-док-сию, от-крыл ему тай-ное рас-по-ря-же-ние им-пе-ра-то-ра и по-ве-лел ни-че-го не по-ку-пать на рын-ке, а пи-тать-ся ко-ли-вом. По-это-му в пят-ни-цу на мо-леб-ном ка-ноне освя-ща-ет-ся ко-ли-во, а в суб-бо-ту пер-вой сед-ми-цы Ве-ли-ко-го по-ста со-вер-ша-ет-ся бла-годар-ствен-ное празд-но-ва-ние ве-ли-ко-му-че-ни-ку Фе-о-до-ру Ти-ро-ну.


Пер-вая сед-ми-ца и пер-вая Неде-ля Ве-ли-ко-го По-ста

Пер-вая сед-ми-ца от-ли-ча-ет-ся осо-бой стро-го-стью по-ста, ибо при-лич-нее все-го иметь наи-боль-шую рев-ность к по-дви-гам бла-го-че-стия при на-ча-ле по-дви-гов. Со-об-раз-но это-му, Цер-ковь на пер-вой сед-ми-це со-вер-ша-ет бо-го-слу-же-ние про-дол-жи-тель-нее, чем в сле-ду-ю-щие дни. В пер-вые два дня Че-ты-ре-де-сят-ни-цы для тех, кто мо-жет, со-всем не по-став-ля-ет-ся тра-пе-за .

С по-не-дель-ни-ка по чет-верг на ве-ли-ких по-ве-че-ри-ях чи-та-ет-ся Ве-ли-кий ка-нон свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го. В ка-ноне со-бра-ны и пред-став-ле-ны мно-го-чис-лен-ные об-ра-зы по-ста и по-ка-я-ния, при-во-дит-ся мно-же-ство при-ме-ров из Вет-хо-го и Но-во-го За-ве-та при-ме-ни-тель-но к нрав-ствен-но-му со-сто-я-нию ду-ши греш-ни-ка, опла-ки-ва-ю-ще-го свои гре-хи. Ка-нон на-зван ве-ли-ким, как по мно-же-ству мыс-лей и вос-по-ми-на-ний, за-клю-чен-ных в нем, так и по чис-лу со-дер-жа-щих-ся в нем тро-па-рей (око-ло 250, то-гда как в обыч-ных ка-но-нах их бы-ва-ет око-ло 30). По-ве-че-рие пер-вых че-ты-рех дней пер-вой сед-ми-цы на-зы-ва-ет-ся «Ма-лым сто-я-ни-ем» в от-ли-чие от «Ан-дре-ева или Ма-ри-и-на сто-я-ния» на 5 сед-ми-це и ве-ли-ко-го сто-я-ния в Ве-ли-кий Пя-ток.

Эти по-ве-че-рия так-же на-зы-ва-ют-ся «ме-фи-мо-на-ми» (греч. - «с на-ми»), по-то-му что на этих по-ве-че-ри-ях по-ет-ся песнь «С на-ми Бог». Внеш-нее от-ли-чие Ве-ли-ко-го ка-но-на свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го от дру-гих ка-но-нов со-сто-ит в том, что он име-ет все 9 пес-ней (вклю-чая так-же 2 песнь), и к каж-до-му тро-па-рю при-ла-га-ет-ся при-пев «По-ми-луй мя, Бо-же, по-ми-луй мя». В сре-ду и чет-верг к по-ка-ян-но-му ка-но-ну при-бав-ля-ют-ся несколь-ко тро-па-рей в честь пре-по-доб-ной Ма-рии Еги-пет-ской, вос-шед-шей от глу-бо-ко-го па-де-ния к вы-со-ко-му бла-го-че-стию. Впо-след-ствии к это-му ка-но-ну бы-ли при-со-еди-не-ны тро-па-ри в честь его твор-ца свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го.

В по-не-дель-ник или втор-ник пер-вой сед-ми-цы по-сле утре-ни или по-сле ча-сов свя-щен-ник в епи-тра-хи-ли чи-та-ет в церк-ви сво-им при-хо-жа-нам «Мо-лит-вы в на-ча-ле по-ста Свя-тыя Че-ты-ре-де-сят-ни-цы», из-ло-жен-ные в Треб-ни-ке.

В суб-бо-ту пер-вой сед-ми-цы Цер-ковь тво-рит па-мять свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Фе-о-до-ра Ти-ро-на и вос-по-ми-на-ет чу-дес-ную по-мощь, ока-зан-ную им кон-стан-ти-но-поль-ским хри-сти-а-нам в 362 го-ду при им-пе-ра-то-ре Юли-ане От-ступ-ни-ке. То-гда хри-сти-ане бы-ли со-хра-не-ны ве-ли-ко-му-че-ни-ком Фе-о-до-ром от осквер-не-ния идо-ло-жерт-вен-ной кро-вью в первую сед-ми-цу Ве-ли-ко-го По-ста: свя-той явил-ся ар-хи-епи-ско-пу Ев-док-сию и по-ве-лел хри-сти-а-нам упо-треб-лять ко-ли-во вме-сто осквер-нен-ной на тор-жи-ще пи-щи. Этим вос-по-ми-на-ни-ем Цер-ковь вну-ша-ет ве-ру-ю-щим, что пост уго-ден Бо-гу, и что по-стя-щи-е-ся на-хо-дят-ся под осо-бым по-кро-ви-тель-ством Бо-жи-им.

Служ-ба свя-то-му Фе-о-до-ру Ти-ро-ну на-чи-на-ет-ся в пят-ни-цу с ве-чер-ни, со-еди-ня-ю-щей-ся с Ли-тур-ги-ей Пре-ждео-свя-щен-ных Да-ров. В кон-це Ли-тур-гии по за-ам-вон-ной мо-лит-ве по-ет-ся мо-леб-ный ка-нон свя-то-му Фе-о-до-ру и бла-го-слов-ля-ет-ся ко-ли-во в кон-це мо-леб-на. Мо-ле-бен со-сто-ит из чте-ния 142 псал-ма, пе-ния «Бог Гос-подь», тро-па-рей, за-тем чи-та-ет-ся ка-нон свя-то-му Фе-о-до-ру (Апо-стол и Еван-ге-лие не чи-та-ют-ся) .

На утрене в суб-бо-ту по-ет-ся ка-нон в честь свя-то-го Фе-о-до-ра, со-став-лен-ный Иоан-ном, мит-ро-по-ли-том Ев-ха-ит-ским.

На Ли-тур-гии в суб-бо-ту по-ло-же-но чи-тать два Апо-сто-ла и два Еван-ге-лия: дню и свя-то-му, а про-ки-мен по-ет-ся один, 7 гла-са: «Воз-ве-се-лит-ся пра-вед-ник о Гос-по-де».

Ес-ли в по-не-дель-ник пер-вой сед-ми-цы слу-чит-ся Сре-те-ние Гос-подне, хра-мо-вый празд-ник или Об-ре-те-ние гла-вы Иоан-на Кре-сти-те-ля, то служ-ба им со-вер-ша-ет-ся в Про-ще-ное вос-кре-се-нье.

Ес-ли Об-ре-те-ние гла-вы Иоан-на Кре-сти-те-ля и хра-мо-вый празд-ник слу-чит-ся в пе-ри-од от втор-ни-ка до пят-ни-цы пер-вой сед-ми-цы, то служ-ба Пред-те-чи со-вер-ша-ет-ся или в Про-ще-ное вос-кре-се-нье или в суб-бо-ту 1 сед-ми-цы по-ста, а хра-му - в суб-бо-ту пер-вой сед-ми-цы.

Пер-вая Неде-ля Ве-ли-ко-го По-ста на-зы-ва-ет-ся так-же Неде-лей Пра-во-сла-вия по со-вер-ша-е-мо-му в этот день тор-же-ству Пра-во-сла-вия, уста-нов-лен-но-му в Гре-ции в пер-вой по-ло-вине IX ве-ка в па-мять о тор-же-стве Пра-во-слав-ной Церк-ви над все-ми ере-ся-ми, воз-му-щав-ши-ми Цер-ковь, и осо-бен-но над по-след-ней из них - ико-но-бор-че-ской, осуж-ден-ной на VII Все-лен-ском Со-бо-ре в 787 го-ду. В эту Неде-лю со-вер-ша-ет-ся осо-бое бо-го-слу-же-ние, на-зы-ва-е-мое чи-ном Пра-во-сла-вия. Этот чин со-став-лен в се-ре-дине IX ве-ка свя-тым Ме-фо-ди-ем, Пат-ри-ар-хом Кон-стан-ти-но-поль-ским.

Из Гре-ции чин Тор-же-ства Пра-во-сла-вия пе-ре-шел в Рус-скую Цер-ковь. По-бе-да Пра-во-сла-вия в са-мой Гре-че-ской Церк-ви пер-во-на-чаль-но празд-но-ва-лась в первую Неде-лю Ве-ли-ко-го По-ста. Та-ким об-ра-зом, ос-но-ва-ние празд-но-ва-ния в этот день тор-же-ства Пра-во-сла-вия име-ет глу-бо-кие ис-то-ри-че-ские кор-ни. Цер-ковь этим тор-же-ством да-ру-ет вы-со-кое уте-ше-ние про-хо-дя-щим по-двиг по-ста, яв-ляя до-ка-за-тель-ство жи-во-го об-ще-ния каж-до-го из нас по ве-ре и жиз-ни со всей Цер-ко-вью и по-ла-га-ет ос-но-ва-ние для мо-лит-вен-но-го хо-да-тай-ства за всех пе-ред Бо-гом. Тор-же-ство Пра-во-сла-вия утвер-жда-ет и укреп-ля-ет ве-ру-ю-щих в пра-вой ве-ре, непре-рыв-но и неиз-мен-но со-хра-ня-ю-щей-ся от вре-мен апо-столь-ских и име-ю-щей со-хра-нить-ся в чи-сто-те до скон-ча-ния ми-ра по обе-то-ва-нию Гос-по-да ().

При-ме-ча-ния

См. по-дроб-нее об этом: Ти-пи-кон, гл. 33.

Чин мо-леб-на на-хо-дит-ся в Ти-пи-коне и в Пост-ной Три-о-ди в ис-сле-до-ва-нии пят-ка 1 сед-ми-цы, а так-же в «Бо-го-слу-жеб-ных ука-за-ни-ях на 1951 г». Мо-лит-ва на бла-го-сло-ве-ние ко-ли-ва на-хо-дит-ся в Слу-жеб-ни-ке и в Чине бла-го-сло-ве-ния ко-ли-ва в празд-ни-ки.

В на-сто-я-щее вре-мя во мно-гих при-хо-дах цен-траль-ных и Юго-За-пад-ных об-ла-стей в пят-ни-цу (в Москве - по вос-кре-се-ни-ям) со-вер-ша-ет-ся тро-га-тель-ный цер-ков-но-бо-го-слу-жеб-ный об-ряд, на-зы-ва-е-мый пас-си-ей (стра-да-ни-ем). Этот об-ряд был вве-ден при Ки-ев-ском мит-ро-по-ли-те Пет-ре Мо-ги-ле (XVII в.). Слу-жит-ся он на по-ве-че-рии (в пят-ни-цу) или на ве-черне (в вос-кре-се-ние) в 1, 2, 3 и 4 сед-ми-цы или Неде-ли Ве-ли-ко-го По-ста, и со-сто-ит из чте-ния Еван-ге-лия и пе-ния неко-то-рых пес-но-пе-ний Страст-ной сед-ми-цы («Те-бе оде-ю-ща-го-ся све-том, яко ри-зою», «При-и-ди-те, убла-жим Иоси-фа»), ка-са-ю-щих-ся вос-по-ми-на-ния стра-стей (стра-да-ний) Хри-сто-вых, от-ку-да про-изо-шло и са-мо на-зва-ние об-ря-да. О пас-си-ях наш цер-ков-ный Ти-пи-кон ни-че-го не го-во-рит. Устав и об-ряд пас-сии по-ме-щен был впер-вые в кон-це Цвет-ной Три-о-ди, из-дан-ной в 1702 г. при ар-хи-манд-ри-те Ки-е-во-Пе-чер-ском Иоаса-фе Кро-нов-ском, где в кон-це опи-са-ния чи-на бы-ло ска-за-но: «Сия вся вос-по-ми-на-ют-ся по со-ве-ту, а не по по-ве-ле-нию, яже вся под раз-суж-де-ние Церкве свя-тыя пра-во-слав-ныя по-да-ют-ся».

«Чин мо-леб-на в Неде-лю Пра-во-сла-вия», как он со-вер-ша-ет-ся в на-сто-я-щее вре-мя, на-пе-ча-тан в «Бо-го-слу-жеб-ных ука-за-ни-ях» на 1949 год.

На вос-крес-ном бо-го-слу-же-нии от Неде-ли о Мы-та-ре и фа-ри-сее до Неде-ли Всех свя-тых еван-гель-ская сти-хи-ра утре-ни по-ет-ся (или чи-та-ет-ся) пред пер-вым ча-сом (пред нею по-ет-ся или чи-та-ет-ся «Сла-ва, и ныне»).

Сегодня, 19 февраля, у православных христиан начался Великий пост, который еще называется «Святыя Четыредесятница», а недели - седмицы. Закончится он 8 апреля - в Светлое Христово Воскресение (Пасху) - главный праздник всех верующих.

Первая и последняя недели Великого поста - самые сложные. Они наполнены молитвой, телесным воздержанием и духовным терпением. Также, как на прошедшей Масленичной неделе, каждый день имел свое значение, так и на Первой седмице, которую иначе называют Феодорова неделя, всему есть свое название.

Сколько длится Великий пост?

Великий пост длится не 40, как многие думают, а 48 дней. 40 - это число дней, которые Иисус Христос провел в пустыне, подвергаясь различным соблазнам, но устоял, проведя их в посте, молитве и воздержании. Последние восемь дней - это дни перед Пасхой, Страстная седмица. Все ее дни называются Великими, потому что посвящены главным событиям христианского вероучения - воскрешению Лазаря, входу Господа в Иерусалим, суду, распятию и воскресению Христа.

Какие молитвы читаются в Великий пост?

С понедельника по четверг на первой неделе Великого поста читается Покаянный канон Андрея Критского. Это одна из самых долгих молитв. Богослужения в храмах на первой неделе совершаются регулярно - и утром и вечером и длятся по несколько часов.

Священнослужители служат в черных облачениях.

Накануне поста рекомендуется исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. А в пост - читать духовную литературу. Определить себе некую норму, потому что новичку бывает очень сложно. Например, читайте Евангелие по 1 главе в день или жития святых по 1-2 страницы. А можно и 10, и 20, конечно.

Какое значение имеют дни Великого поста?

Чистый понедельник. Начинается Великий пост с чистоты помыслов. И если в народе принято в этот день обязательно сходить в баню, помыться и заняться уборкой, то для верующих важнее посетить богослужение и начать «очищение» молитвой от зависти, злобы, гордыни, дурных помышлений. Завершается седмица большим праздником - Торжество Православия, который отмечается в воскресенье. В 2018 году он выпадает на 25 февраля.

Что касается еды, то первая неделя Великого поста - самая строгая. Первые дни не разрешается горячая пища и еда с добавлением растительного масла (сливочное уже полностью под запретом). Это время так называемого сухоядения. Но если монашествующие в это время должны, в прямом смысле, питаться только сухим хлебом, то на мирян, тем более в современном мире, это не распространяется. Сухоядение - это пища, приготовленная без термической обработки. То есть сырые овощи, фрукты, орехи, хлеб. Поэтому все не так страшно, как может показаться сначала.

И, конечно, не следует забывать, что даже в Великий пост есть послабления для отдельных категорий лиц. Не рекомендуется ограничивать себя в необходимой пище:

  • Детям до 12 лет;
  • Беременным и кормящим женщинам;
  • Людям с хроническими заболеваниями;
  • Старикам;
  • Людям тяжелого физического труда;
  • Находящимся в долгом и трудном путешествии.

Священники про Великий пост:

Протоиерей Андрей Ткачев:

«Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто, как раньше, перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания - рукой подать, а от места послушания до храма - пять минут ходьбы. А мирской богомолец (чаще - женщина) вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается. Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину». Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду».

Иерей Димитрий Шишкин:

«Пост - это добровольное воздержание от всего, что мешает человеку приблизиться к Богу, а это не мясо, конечно, а наши страсти, лишь одна из которых - чревоугодие. Нас пленяют вещи, на которые мы зачастую просто не обращаем внимания. Для кого-то выключить на пару месяцев телевизор, перестать играть в компьютерные игры или слушать музыку - это подвиг ничуть не меньший, а может и больший, чем отказ от мяса. Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», - в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять. Пост - это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами».

11 марта 2019 года начинается Великий Пост , который длится 7 недель.

Одним из условий воздержания в это время является строгое ограничение в еде животного происхождения.

Пройти этот путь можно при условии знаний правил ограничения в еде. Начать надо с подготовки, узнав, как поститься в первую неделю поста.

Питание первой недели Великого Поста следует расписать по дням, чтобы воздержание в еде не превратилось в обычную голодовку или диету.

В чем смысл Великого Поста

Главное назначение поста - духовное возрастание, во время которого православные люди стараются максимально приблизиться к Творцу, наполниться Его силой любви.

Во время Великого поста, усмиряя и очищая свою плоть, верующие проводят время в воспоминаниях великой жертвы Христа, который отдал Свою земную жизнь, чтобы очистить человечество от грехов и болезней.

Это благословенное время, когда православные могут духовно сосредоточиться на великой миссии Христа, дарованной человечеству благодати спасения через веру в Иисуса.

Спаситель сказал, что верующие в Него есть храм Бога Живого (1 Кор.3:17). Очищение нашего тела - подготовка к празднованию Пасхи, когда совершилось чудо из чудес, Христос воскрес после физической смерти, даровав нам надежду на вечную Жизнь.

Важно. На протяжении всего воздержания в течение 48 дней не рекомендуется употребление в пищу продуктов животного происхождения. Ограничено употребление растительных масел.

В отдельные дни разрешены рыбные и морские продукты:

  • раки;
  • омары;
  • кальмары;
  • креветки;
  • мидии и другие.

Питание первой недели состоит из сухоядения, перечень продуктов максимально ограничен, но при правильно составленном меню можно достойно прожить в воздержании 7 дней.

О других неделях Великого поста:

Первая неделя воздержания - основные правила

Питание первой недели Великого Поста ограничено до минимализма, Выполнение строгих правил первых 7 дней под силу только православным, проходившим этот путь не один раз.

По строгим канонам Церкви, в первую неделю принимать пищу рекомендуется только по вечерам, один раз в день, в выходные дни - дважды. Такой режим воздержания могут выдержать особо стойкие христиане.

Православные, которые решили впервые совершить подвиг воздержания, следует составить меню, чтобы определить для себя, как поститься в первую неделю поста.

Продукты для первого и второго дня Великого Поста подбираются с учетом того, что это время сухоядения - приема пищи без термической обработки.

Для первой недели поста следует заготовить свежие, сушенные и квашеные овощи, фрукты, мед, сухарики, грибы, ягоды.

Понедельник

Принятие пищи в первый день поста ограничено до минимума. Если позволяет сила веры и здоровье, то в течение дня не готовится никакая еда, в этот день установлено сухоядение.

Готовясь к посту, православные заранее сушат сухарики, фрукты, заготовляют соки и настои.

Выдержать строгое воздержание первого дня поможет дробное питание, каждые 3-4 часа, чтобы не возникало чувства голода.

Бутерброд с авокадо

В это благодатное время человек должен концентрироваться на духовной пище, а не на желудке.

  • Начать день можно с сухарика с медом и чашечки морса.
  • На второй завтрак подойдет салат из капусты с морковкой, луком и небольшой бутерброд из хлеба с авокадо, посыпанный семенами кунжута.
  • Перекус перед обедом орешками и несколькими штуками чернослива и кураги придаст силы прожить этот день.
  • В обед голод можно утолить салатом из огурцов и томатов, перемешанным с кусочками авокадо, приправленным соевым соусом и молотым льном.
  • Перед ужином можно скушать банан, который даст ощущение сытости.
  • Завершает дневной рацион прием сока, настоя с несколькими сухариками или хлебом с медом.

Вторник

Второй день великого говенья в первую неделю воздержания перед Пасхой также находится под великим запретом.

Регулярно постящиеся православные продолжают употреблять только по вечерам хлеб, квас или воду.

Для тех, кто не уверен в своих силах, но очень стремится пройти путь очищения, составляется меню на вторник.

Конфеты из сухофруктов

Церковь позволяет для начинающих поститься людей заваривать чай, кофе, которым можно начать вторник. К напиткам добавляется кусок хлеба с медом.

  • Орехи с яблоками станут прекрасным вторым завтраком.
  • Орехи, сухофрукты утоляют голод быстро и надолго.
  • В обеденный перерыв можно приготовить питательный салат из репы, яблок, моркови с добавлением клюквы.
  • Небольшой бутерброд с огурцом и помидором, посыпанным кунжутом станет прекрасным перекусом перед ужином.
  • Перемолотые сухофрукты в виде кураги, чернослива, изюма, залитые любым несладким соком, станут чудесной добавкой к вечернему напитку.

Важно! Закончив дневную трапезу, не следует забывать:

  • перед сном поблагодарить Спасителя за дарованную пищу;
  • попросить прощения за грехи явные и неявные, совершенные в течение дня;
  • молить о благословении на сон грядущий.

Среда

Многих верующих волнует вопрос: сколько раз в день можно кушать в первую неделю поста.

Для стойких в вере православных, монахов и священнослужителей первая неделя является одной из «голодных», когда пища принимается один раз вечером в виде хлеба и воды.

Квашеная капуста с клюквой

Остальным людям не стоит сразу нагружать свой организм такими ограничениями. Предложенное ниже меню поможет прожить среду в поклонении Богу и сухоядении.

  • На завтрак третьего дня первой недели Великого Поста рекомендуем приготовить напиток в виде настоя или морса с хлебцами, приправленными медом.
  • Морковь, потертая и смешанная с изюмом, поможет прожить день до обеда.
  • Квашеная капуста со свежей клюквой, бутерброды из хлеба с шампиньонами позволят насытиться в обед.
  • Горсть орехов, смешанная с кусочками апельсина - сытный полдник во время воздержания от скоромной пищи.
  • Хлебцы, намазанные перемолотым бананом с медом и маком, помогут в воздержании в третий день поста.

Четверг

В рацион первой недели поста для поддержания иммунной системы вводится зелень в виде зеленного лука и свежих трав, которые предварительно можно вырастить на подоконнике или купить в магазине.

Сухоядение продолжается в четвертый день Великого Поста, когда пища не поддается термической обработке:

  • не варится;
  • не жарится;
  • не запекается;
  • не парится.

Засахаренные финики

Основными продуктами для питания во время говенья остаются овощи, фрукты и хлебные изделия без добавления масла и яиц.

  • Прочитав утренние молитвы, четвертые сутки воздержания перед Пасхой можно начать с морковного салата, приправленного соком апельсина, с добавлением молотого льна. В качестве напитка можно использовать воду или морс.
  • Несколько грецких орехов, измельченных с медом, можно рекомендовать на второй завтрак.
  • Сочная репа, острая редька, потертая на крупной терке морковь, кусочки кислых яблок с добавлением тыквенных семечек и семян кунжута вполне подойдут на обед, который можно разнообразить кусочком хлеба, посыпанного льном.
  • Несколько штук засахаренных фиников с чашечкой настоя трав помогут не голодать до вечерней трапезы.
  • Растертый до состояния кашицы банан, завернутый в лист лаваша, превращается в пикантные роллы, разрезав которые на кусочки, получаете постный ужин, соответствующий требованиям сухоядения.

Еще о кухне в православии:

Пятница

Пятый день первой недели Великого поста относится к строгому ограничению всех продуктов.

Пятница - день распятия Христа.

В этот день следует прием пищи ограничить до минимума, при остром голоде делать перекусы хлебом с капустным салатом или другими овощами, отказавшись от фруктов и ягод.

Важно! Миряне, имеющие хронические заболевания, дети в возрасте до 12 лет, беременные женщины и люди старческого возраста освобождаются от строгости первой недели.

Этот вопрос следует обговорить со своим духовником.

Суббота

С достоинством пройдя первую неделю поста в строгом воздержании, на утро субботнего дня можно приготовить смузи из ягод, можно замороженных.

  • Для приготовления витаминного коктейля достаточно в блендере смешать 250 г любых ягод и 2 ст.л. воды. Фруктовое смузи даст хороший заряд на весь день.
  • Второй завтрак дополнит витаминный запас утреннего блюда салатом из груши с апельсином, приправленного медом и орешками.
  • Яркий салат из свежей тыквы с ингредиентами станет украшением обеденного стола.

Ягодный смузи

Для приготовления овощного салата следует приготовить измельченные до состояния корейской соломки такие овощи: морковь, репу, тыкву в соотношении по весу 1:3:2.

Для вкуса добавляется соль, черный перец, сок лимона, много зелени. Тщательно вымешав приготовленную смесь, можно приступать к обеду с кусочком хлеба или сухарика.

  • Мороженое из авокадо станет достойной наградой за выдержанную в говенье неделю.

Для приготовления деликатеса на ужин следует приготовить:

  • 70 - 80 мл лимонного сока, лайма;
  • кожуру лайма - 2 ч.л.
  • 250 - 300г толстого, мягкого авокадо порезать на кусочки;
  • чашку 200 мл меда;
  • ванильный сахар.

Все ингредиенты взбить в блендере, выложить в формочки и отправить для замерзания в холодильник.

Через некоторое время, когда масса застынет до состояния мороженого, выложить ее шариками на блюдце и украсить веточкой мяты.

Воскресенье

Сухоядение в этот день заканчивается, но не разрешено вкушать рыбу. Приготовление пищи дозволено приправлять растительным маслом.

На завтрак воскресного дня подается коливо, приготовленное из цельных зерен и приправленное медом.

Коливо

Обед состоит из первого и второго блюда. Овощной борщ, вареная картошка с грибной подливой покажутся настоящими кулинарными чудами после недели сухоядения.

Вареники с картошкой, заправленные прижаренным луком, завершают принятие пищи первой недели Великого Поста.

Миряне, которые по каким - либо причинам не могут выдержать строгое воздержание в виде сухоядения, могут начать Великий пост с меню второй недели.

Посмотрите видео о первой неделе Великого Поста