30.06.2020

Индекс пинье и индекс силы. Тип телосложения и идеальный вес по формуле пинье Индекс пинье тип конституции


Индексы представляют собой произвольное взаимоотношение различных антропометрических и физиометрических признаков.

Индексы способствуют выявлению избыточной массы тела, оценка темпов полового развития, ориентировочной оценке соматотипа, функциональных возможностей системы внешнего дыхания.

Несмотря на существенные недостатки метода индексов; его использование может быть целесообразным при индивидуальной оценке физического развития.

Существующие индексы имеют относительное значение и могут быть использованы лишь для ориентировочной оценки физического развития.

Индекс общего физического развития или показатель Пинье.

Индекс Пинье = длина тела (см) - (масса тела (кг) – ОКГ(см)).

Если индекс Пинье меньше 10 – телосложение крепкое,

10-20 – хорошее;

21-25 – среднее;

26-35 – слабое;

больше 36 – очень слабое.

Должную массу тела мужчин и женщин с учетом типа телосложения можно рассчитать, умножив длину тела (см) на соответствующий типу телосложения и полу обследуемого коэффициент.

Для женщин астеников, нормостеников и гиперстеников коэффициент соответственно равен 0, 325; 0,340; 0,355; для мужчин астеников, нормостеников и гиперстеников – 0,375; 0,390; 0,410.

Индекс Брока – Бругина или весо-ростовой показатель.

Рост и вес взаимосвязанные величины. Если рост 150-165 см вычитается из цифры роста (см) цифра 100;

Если 166-175 см вычитается цифра 105;

Если 175 и выше вычитается 110.

Полученная разность должна быть равна массе тела в кг.

Весо-ростовойиндекс Кетле или показатель упитанности

Индекс Кетлеопределяет сколько граммов массы приходится на 1 см длины тела.

У детей младшего школьного возраста величина этого индекса составляет 180-260; среднего школьного возраста – 220-360, старшего 325-400 г/см, у мужчин в норме индекс Кетле должен составлять 350-400, женщин – 325-375 г/см. Превышение верхней границы указывает на излишек массы тела, снижение – на ее недостаток.

Для анализа весоростовых соотношений используют индекс массы тела , вычисляемый по формуле:

ИМТ = Масса тела (кг) / (длина тела (м)) 2

ИМТ является достаточно чувствительным индикатором адаптационных процессов (Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко, 1988). В отличие от показателей длины и массы тела, зависящих от возраста и пола, ИМТ несет независимую биологическую информацию (D.Pashkova-Topalova, 1995).Меньшие значения ИМТ указывают на большую «стройность» тела и относительно меньшую массу тела, высокие значения ИМТ свидетельствуют об избыточности массы тела (K.M.Flegaletal, 2000).



Выделяют три уровня данного индекса:

ИМТ < 18,5 условных единиц определяется как хроническая энергетическая недостаточность (гипотрофия),

18,6- 24,9 – нормальная масса тела

19-25 – нормотрофия,

ИМТ 26-31 – наличие лишнего веса (гипертрофия),

27,5 – 29,9 – ожирение I степени

30,0-34,9 – ожирение II степени

35-39,9 III степени

Более 40 – ожирение IVстепени

30,0-34,9 – ожирение

> 31 – ожирение (Стклянiна, 2013).

Индекс Рорера (коэффициент упитанности), характеризует относительную плотность тела (В.Б. Захаров, 1997),рассчитывают по формуле:

ИР = Масса тела (кг) / (длина тела (м)) 3 , где

ИР – индекс Рорера, кг/м 3 .

При значении индекса менее 10,7 кг/м 3 физическое развитие оценивают как низкое, от 10,7 до 13,7 кг/м 3 диагностируют гармоничное физическое развитие, при значении индекса более 13,7 кг/м 3 – свидетельствует о высоком физическом развитии(Кирилова, 2014).

Индекс Эрисмана (индекс пропорциональности развития грудной клетки).

Индекс Эрисмана = ОГК (см) – ½ длина тела (см)

Если у мужчины индекс Эрисмана составляет 5,8 см и выше, а у женщины 3,3, то это указывает на хорошее развитие грудной клетки, если ниже указатель величин или имеет отрицательное значение, то это свидетельствует слабому физическому развитию.

Показатель силы кисти.

Показатель силы кисти - показатель процентного отношения мышечной силы к массе тела. Между массой тела и мышечной силой существует закономерность: чем больше мышечная масса, тем больше сила.

Показатель сильнейшей кисти в норме у мужчин составляет 65-80 %, у женщин – 48-50%.

Мышечный индекс. Мышечный индекс характеризует степень увеличения окружности плеча при максимальном напряжении мышц по сравнению с состоянием покоя.

МИ = (окружность плеча в напряжении (см) – окружность плеча в покое (см) ∙ 100%

Индекс 3,1-4,9 характеризует слабое развитие мышц;



5,0-8,0 – среднее развитие мышц;

8,1-12,0 – хорошее развитие мышц;

12,1-15,0 – очень хорошая мускулатура;

15,1 и более – отлично развитая мускулатура.

Коэффициент пропорциональности (КП)

,

где L1 – длина тела в положении стоя;

L2 – длина тела в положении сидя.

Нормальным считается, если КП = 87-92%.

Индекс Вервека – Воронцова , характеризует тип телосложения.

,

ИВ больше 1,35 соответствует выраженному вытягиванию или долихоморфии;

1,25-1,35 – умеренной долихоморфии;

0,85 – мезоморфии;

0,75 – 0,85 – брахиморфии;

0,75 – выраженной брахиморфии.

Долихоморфный тип телосложения характеризуется узким туловищем и длинными конечностями. Брахиморфный -0 широким туловищем и короткими конечностями. Мезоморфный тип телосложения – средний вариант размеров тела.

Калькулятор

Для расчета индекса Пинье заполните форму ниже:

С древних времен люди пытались связать пропорции тела человека с его здоровьем. Существует много математических моделей, по которым можно классифицировать телосложение человека по разным типам. Люди с разными типами телосложения по-разному реагируют на одни и те же болезнетворные факторы. Эти знания можно использовать для предотвращения некоторых заболеваний. Один из таких показателей называется индексом Пинье.

Индекс Пинье – это показатель, который характеризует тип телосложения человека. Для лечащего доктора важно знать этот показатель, что бы определить, какие болезни могут угрожать пациенту. В наше время люди, заботящиеся о своем здоровье, стараются знать свой тип телосложения и предотвратить возможные отклонения в состоянии здоровья.

Как определить индекс Пинье самостоятельно

Калькулятор выдаст ваш индекс Пинье. При использовании калькулятора, вы всегда будете уверены, что не ошиблись в расчете. Рассмотрим разные типы телосложения человека.

Астеник (худощавый тип телосложения)

Полученные значения индекса Пинье больше тридцати. У таких людей заниженное положение диафрагмы, грудная клетка имеет вытянутую форму. Человек имеет длинную шею, руки и ноги, неширокие плечи, слабо развитую мускулатуру. Люди этого типа обычно высокого роста.

Сердце малых размеров, легкие удлиненные. Кожа тонкая и сухая, слой подкожного жира очень тонкий. У таких людей снижено артериальное давление, недостаточна функция надпочечников и половых желез, но усилена функция щитовидной железы и гипофиза.

У них высок риск развития ВСД и заболеваний дыхательных путей. В крови низкий уровень холестерина, недостаточно микроэлементов и глюкозы. Обмен веществ завышен.

Нормостеник (средний тип телосложения)

Полученные значения индекса Пинье находятся в пределах от десяти до тридцати. Эти люди имеют пропорциональное телосложение. У них хорошо развиты кости и мышцы, широкие плечи, атлетическое телосложение. Они часто болеют ревматизмом, гипертонией и заболеваниями желудка.

Гиперстеник (коренастый тип телосложения)

Полученные значения индекса Пинье меньше десяти. У таких людей завышена диафрагма, увеличен желудок. Сердце увеличено и расположено горизонтально. Эти люди обычно невысокого роста, коренасты, грудная клетка укорочена. Шея, ноги и руки короткие, лицо круглое. У них усилена функция половых желез и надпочечников, щитовидная железа работает недостаточно. Они имеют предрасположенность к избыточному весу и накоплению подкожного жира.

У них высок риск заболеваний обмена веществ (сахарный диабет), атеросклероза и гипертонии. В крови высокое содержание холестерина, гемоглобина и эритроцитов. Инфекционными заболеваниями они болеют реже.

Важность определения индекса Пинье в детском возрасте

Тип телосложения человека в большей степени является наследственным фактором. Но в детском и юношеском возрасте возможна корректировка типа телосложения. Этому способствует правильное воспитание полезных привычек, занятия спортом, здоровое питание.

Поэтому очень важно определение типа телосложения еще в детском возрасте для того, что бы умело и профессионально скорректировать поведенческие привычки. Это будет залогом здоровья человека на многие годы.

Чем меньше величина этого индекса, тем лучше показатель крепости телосложения.

Если данный индекс = 10, то телосложение крепкое, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое и более 36 – очень слабое.

М.В. Черноруцкий (1929) величины этого индекса использовал для определения типа конституции. Согласно его классификации у нормостеников индекс Пинье равен 10 – 30, астеников - больше 30, гиперстеников - меньше 10.

2. Оценка физического развития по методу сигмальных отклонений . Метод сигмальных отклонений является наиболее простым. В этом случае показатели физического развития индивидуума сравнивают со средними арифметическими соответствующих возрастно-половых групп, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или –) делят на среднее квадратическое отклонение (σ), получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной возрастно-половой группы. Последовательно определяют сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.

Такая оценка проводится по формуле:

V – М / σ,

где V – варианта того или иного признака;

М – средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы;

σ – среднее квадратическое отклонение.

Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития (табл. 6).

Таблица 6

Пример 1. Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

Для построения профиля физического развития проводят на равном расстоянии друг от друга горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Чаще всего используют 3 основных показателя: рост, вес, окружность груди. Посередине этих линий проводят среднюю вертикальную, соответствующую М данных показателей. По правую сторону от этой средней линии на равном расстоянии наносят границы отклонений в пределах +1σ, +2σ, +3σ, а по левую – соответственно – 1σ, – 2σ, – Зσ. По этим границам также проводят вертикальные линии.

Величину сигмальных отклонений каждого признака откладывают точкой на соответствующей горизонтальной линии. Затем последовательно соединяют эти точки. При оценке физического развития исходят из расположения профиля.

Кроме уровня физического развития, с помощью антропометрического профиля определяют пропорциональность развития. При пропорциональном развитии точки, обозначающие сигмальные отклонения отдельных признаков, лежат на одной вертикали или удалены друг от друга не более чем на 1 см.

Пример 2. Девочка 9 лет имеет рост 131 см, вес – 28,5 кг, окружность груди – 65,5 см.

Для определения уровня физического развития девочки по таблице стандартов находят среднюю арифметическую и среднее квадратическое отклонение роста, веса и окружности груди для девочек 9 лет. По этим данным строят таблицу расчета сигмальных отклонений (табл. 7).

Таблица 7

Таблица расчета сигмальных отклонений

По величине сигмальных отклонений основных признаков строят график – антропометрический профиль физического развития (см. выше).

Заключение: физическое развитие девочки оценивается как среднее и пропорциональное.

Недостатком метода оценки физического развития путем определения сигмальных отклонений и построения антропометрического профиля является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, вне корреляционной связи с другими.

3. Оценка физического развития по шкале регрессии . Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоническим и дисгармоническим развитием.

Его преимущество заключается в том, что он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков, взятых каждый в отдельности, не может дать объективную и полную оценку физического развития.

Сущность метода оценки по шкале регрессии заключается в следующем: при наличии связи между двумя признаками наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение – при обратной.

Оценочные таблицы для комплексной оценки показателей физического развития в виде шкал регрессии составляют с помощью ряда параметров. К ним относятся:

1) коэффициент корреляции (р), выражающий величину связи между признаками;

2) коэффициент регрессии (R), показывающий величину изменения одного признака при изменении другого на единицу;

3) сигма регрессии, или частная сигма (σ R), которая служит для определения величины индивидуального отклонения признака, сопряженного с другим.

Метод шкал регрессии предусматривает распределение признаков физического развития на две категории: независимые (рост) и зависимые (вес и окружность грудной клетки). Таким образом, рост считается ведущим признаком физического развития и необходимым основанием для правильной оценки. При нормальном развитии ребенка увеличение роста сопровождается прибавкой массы тела и окружности грудной клетки.

Таблицы, составленные по шкале регрессии для каждой возрастно-половой группы, содержат характеристики пяти ростовых групп (средний, ниже среднего, выше среднего, низкий и высокий рост). Величины роста приводятся для каждой группы в целых числах с интервалом в 1 см.

В нормативную таблицу включаются теоретические значения зависимых признаков, вычисленные с учетом взаимосвязи между ростом и весом, ростом и окружностью грудной клетки по величине коэффициента регрессии. Так как определенному росту соответствует несколько значений веса или окружности грудной клетки, в таблице приводятся границы колеблемости зависимых признаков, установленные при помощи сигм регрессии (σ R).

В зависимости от соотношения между массой тела, окружностью грудной клетки и ростом физическое развитие считается гармоничным (нормальным), дисгармоничным и резко дисгармоничным.

Гармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются от должных в пределах одной сигмы регрессии (σ R).

Дисгармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 1,1 – 2σ R , а также более должных на ту же величину.

При оценке физического развития по шкале регрессии определяют, к какой группе роста относится обследуемый, после чего находят должный вес и окружность грудной клетки. В таблице шкал регрессии значения зависимых признаков представлены с границами колебаний в пределах ±1σ , что соответствует нормальному, гармоничному развитию. Поэтому в ряде случаев для проведения оценки физического развития достаточно простого сравнения. Оценка физического развития по шкалам регрессии проводится следующим образом: вычисляют разницу между данными обследования и должными величинами, выражая ее в сигмах регрессий (σ R), т. е. разницу делят на сигму регрессии.

Пример 3. Мальчик 8 лет (городской житель) имеет рост 129 см, вес – 30,1 кг, окружность груди – 65 см.

По оценочной таблице рост 129 см относится к группе средних величин роста, ему соответствует вес 28,2 кг. Вес мальчика выше стандартного на 1,9 кг (30,1 кг – 28,2 кг = 1,9 кг). Эту разницу нужно разделить на частную сигму σ R = 2,88 х (1,9 / 2,88) = 0,65 (σ).

Таким образом, вес мальчика выше стандартного на 0,65σ и находится в пределах средних величин.

Окружность грудной клетки – 65 см, выше стандартной на 2,2 см (65 см – 62,8 см = +2,2), в долях сигмы регрессии это равно 2,2 / 3,37 – 0,65σ , т. е. окружность груди также находится в средних пределах.

Следовательно, физическое развитие мальчика среднее, гармоничное.

Артериальное давление

2) самочувствие

3) желание тренироваться

2. К субъективным показателям самоконтроля при занятиях физическими упражнениями относятся:

3) должная жизненная емкость легких

4) частота сердечных сокращений

3. Выберите положения, которые соответствуют содержанию самоконтроля при регулярных занятиях физическими упражнениями:

Соотнесение показателей самоконтроля с параметрами нагрузки

2) еженедельное обсуждение показателей самоконтроля с личным врачом

3) снятие показателей 3 раза в день: утром натощак, перед тренировкой, перед сном

4) регулярные физические тренировки

4. Для оценки фактической массы тела необходимо:

1) определить показатель «% от индекса Рюфье»

3) измерить кожно-жировую складку на бедрах

4) определить показатель «% от индекса Брокка»

5. Для выявления уровня развития мускулатуры измеряется сила мышц кисти, для этого используются прибор, который называется:

1) силомер

Динамометр

3) тонометр

4) эспандер

6. Для оценки уровня развития мускулатуры вычисляют индекс силы, который рассчитывается по формуле:

1) , где ОЗ – окружность запястья, ОПл – окружность плеча

2) , где КЖС кожно-жировая складка, пл – плеча, т – талии, б – бедра, МТ – масса тела

3) , где СМ – сила мышц кисти, МТ – масса тела

4) , где МТ – масса тела, СМ – сила мышц кисти

7. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 35 ед., индекс силы – 29%, индекс Рорера – 10,2. Его тип телосложения характеризуется как:

1) мускульный

Астеничный

3) липидный (брюшной)

4) нормостеничный (грудной)

8. При измерении показателей соматического статуса у девушки, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 23 ед., индекс силы – 48%, индекс Рорера – 12,2. Ее тип телосложения характеризуется как:

1) мускульный

2) астеничный

3) липидный (брюшной)

Нормостеничный (грудной)

9. При измерении показателей соматического статуса у девушки, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 15 ед., индекс силы – 70%, индекс Рорера – 13,2. Ее тип телосложения характеризуется как:

Мускульный

2) астеничный

3) липидный (брюшной)

4) нормостеничный (грудной)

10. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 5 ед., индекс силы – 81%, индекс Рорера – 13,9. Его тип телосложения характеризуется как:

1) астеничный

2) липидный (брюшной)

Мускульный

4) нормостеничный (грудной)

11. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – -10 ед., индекс силы – 25%, индекс Рорера – 15,9. Его тип телосложения характеризуется как:

1) астеничный

Липидный (брюшной)

3) мускульный

4) нормостеничный (грудной)

12. Для определения соматического статуса индивида необходимо знать как минимум два показателя:

3) длина тели и масса тела

индекс Пинье и индекс силы

13. Такие характеристики, как превышение масса тела, хорошо развитая мускулатура, широкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

1) астеничный

2) липидный (брюшной)

Мускульный

4) нормостеничный (грудной)

14. Такие характеристики, как превышение масса тела, относительно слабо развитая мускулатура, широкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

1) астеничный

Липидный (брюшной)

3) мускульный

4) нормостеничный (грудной)

15. Такие характеристики, как недостаток масса тела, относительно слабо развитая мускулатура, узкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

Астеничный

2) липидный (брюшной)

3) мускульный

4) нормостеничный (грудной)

16. Такие характеристики, как недостаток масса тела, относительно хорошо развитая мускулатура, нормальная грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

1) астеничный

2) липидный (брюшной)

СБОР ДАННЫХ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости.

Оценка физического развития детей

Физическое развитие детей - важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.

При оценке физического развития детей учитываются:

Длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность головы;
- функциональные показатели: жизненная емкость легких, коэффициент выносливости, мышечная сила кистей рук и др.;
- степень развития подкожно-жирового слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный тонус, состояние осанки и опорно-двигательного аппарата.

На физическом развитии детей особенно заметно отражается влияние внешней среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаток воздуха, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения двигательной активности. В связи с этим уровень физического развития принято считать ярким показателем их здоровья, условий жизни и воспитания. На темпы физического развития оказывают влияние наследственные факторы, тип конституции, индивидуальные особенности центральной нервной системы, интенсивность обмена веществ и др.

Физическое развитие детей закономерно меняется в течение жизни. Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. Более интенсивное нарастание массы тела у детей наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей степени - весной и в начале лета. Это объясняется улучшением обмена веществ из-за увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным питанием с включением достаточного количества свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины тела более выражены весной и в начале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту костей.

Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей в дошкольном учреждении и проследить динамику показателей, а также провести сравнительные исследования детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, метод групповой оценки позволяет определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий.

Вследствие наблюдаемой у детей акселерации стандарты физического развития периодически пересматриваются.

Оценка физического развития может производиться различными методами:

- методом сигмальных отклонений , когда индивидуальные показатели ребенка сопоставляют со средней арифметической каждого признака, представленной в специальных таблицах;

- регрессионным методом с помощью шкал регрессии, составленным по возрастно-половым группам;

- центильным методом , сущность которого заключается в том, что упорядоченный вариационный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадания в которые имеют равные вероятности. Этот метод современной медицинской практикой считается наиболее точным;

- методом номограмм , когда физическое развитие оценивается по двум ведущим морфологическим показателям - длине и массе тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и массы тела, а также их соотношения обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. С равными соотношениями длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания ребенка. Номограммы чаще всего применяются в массовых скрининг-обследованиях детей.

Практикуется и метод определения биологического возраста детей.

Обследование детей должны проводить медицинские работники не менее двух раз в год. Результаты обследования обсуждаются на медико-педагогическом совете.

Практики, всерьез обеспокоенные здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами физического развития, в которых показатели соотносятся с ростом детей. Люди не все одинаковы: есть большие, средние, маленькие. Существуют формулы, с помощью которых определяется будущий рост человека, даже если он еще находится в утробе матери. Зная будущий рост ребенка (погрешности не более 3 см в ту или другую сторону), можно с большой степенью точности отнести его к определенной группе детей: большим, средним, маленьким.

При обследовании ребенка, например, может оказаться, что показатели физического развития соответствуют среднему, а по данным своего будущего роста ребенок должен иметь показатели, соответствующие графе «большой». Возможно, имеется задержка физического развития. Но в любом случае подобное заключение может сделать только педиатр.

Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина его тела - 98,5 см, масса - 12,8 кг. Его рост во взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий. Значит, мы должны отнести его к типу «большой».

Заглянем в таблицу показателей физического развития (приводится фрагмент).

Примечание: Таблицы и расчетные формулы в качестве приложения к курсу будут даны в лекции № 8.

Каковы выводы? А выводы таковы, что физическое развитие ребенка задерживается. Ведь, по данным своего будущего роста, он относится к типу «большой», а показатели длины тела и массы соответствуют типу «маленький». Следовательно, необходимо выяснить причины такого отставания физического развития.

Стандартные усредненные показатели роста можно вычислить по следующим формулам:

Рост мальчика = 6 х возраст + 77;
Рост девочки = 6 х возраст + 76.

Данные физического развития позволяют определить количество гармонично развивающихся детей, а также детей, у которых есть проблемы: например, избыточная масса тела, низкие ростовые показатели, непропорциональность развития, значительно превышающая допустимые пределы, и т.д.

Эти данные позволяют разработать для подобных детей специальные оздоровительные программы. Например, для детей с низкими ростовыми показателями в комплекс физических упражнений должны быть включены плавание, прыжки, висы, а в их меню следует включать много молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет избыточную массу тела и при этом хронической патологии у него не обнаружено, то есть смысл организовать ему специальное диетическое питание с введением постепенно наращивающихся физических нагрузок. Когда он несколько сбросит вес, то можно включать в комплекс и силовые упражнения, укрепляющие мышечную массу. Разумеется, все это должно проводиться в соответствии с рекомендациями и под контролем врача.

Пропорциональность физического развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).

ИП = Рост(см) - [Масса(кг) + Окр. гр. кл.(см)]

Полученные данные сверяются с показателями, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Стандартные показатели индекса Пинье у детей дошкольного возраста

Примечание: Чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартными, тем крепче их телосложение.

Используя показатели индекса Пинье, мы сможем сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно-оздоровительной работы и смело утверждать, что наши дети окрепли или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.

О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности.

При проведении функциональных проб у детей 4-7 лет нормальными показателями являются:

1. Учащение пульса после 20 приседаний в течение 20 секунд на 25-40% от исходных данных.
2. Учащение дыхания на 5-6 единиц.

По этим показателям мы также можем судить о степени эффективности физического воспитания в отношении здоровья детей.

Например, в начале года пульс детей учащался при подобной нагрузке на 45%, что в принципе соответствует норме. Но прошло три месяца, а показатели функциональных проб все те же. Вывод: целенаправленной деятельности по физическому воспитанию в данном дошкольном учреждении или данной возрастной группе детей не ведется.

Положительное влияние физкультуры на развитие физической работоспособности может быть проверено с помощью степ-теста. Детям предлагаются две нагрузки возрастающей мощности:

1) подъем на ступеньку с частотой восхождений 22 раза в минуту;
2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30 раз в минуту.

Длительность каждой нагрузки - 2 минуты, отдых между ними - 3 минуты.

Объем работы, выполняемой ребенком, рассчитывают по формуле:

W = P х n х h,

Где Р - масса ребенка, n - число подъемов на ступеньку в минуту, h - высота ступеньки в метрах. Нормой считается увеличение пульса на 15-20% при первой нагрузке и на 45-60% при второй по отношению к исходному уровню. Снижение этих показателей говорит нам об оздоровительном эффекте физкультурно-оздоровительной работы и ее правильной организации.

Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями.

Коэффициент выносливости вычисляется по формуле:

КВ = П х 10/ПД,

Где П - пульс, ПД - пульсовое давление (пульсовое давление определяется разностью между максимальным и минимальным артериальным давлением).

По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются. В табл. 2 приведены его стандартные показатели.

Таблица 2

Показатели коэффициента выносливости у детей

Развитие дыхательной мускулатуры можно проследить с помощью пневмотонометра. Он представляет собой U-образную стеклянную трубку, до половины наполненную ртутью и снабженную шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с мундштуком. Для проведения измерений сначала делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут мундштук в рот и производят максимальное вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2 секунды. Сила вдоха по мере тренированности детей будет увеличиваться. Необходимо отметить, что детям очень нравится работать с различными приборами и они радуются, когда убеждаются, как повышаются возможности их организма.

Важным показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная емкость легких. Она измеряется с помощью прибора спирометра. Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в кубических сантиметрах. Полученные показатели сравниваются с должной (по возрасту и полу) ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.

Таблица 3

Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф. Синякову)

Зная жизненную емкость легких и массу тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ) ребенка. Он определяется по формуле:

ЖИ = ЖЕЛ/Р,

Где ЖЕЛ - жизненная емкость легких, в мл; Р - масса тела, в кг.

На эффективность физкультурно-оздоровительной работы будет указывать возрастание показателей жизненного индекса от 5 до 15 мл/кг.

Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма. Поэтому показатели физического развития следует снимать ежеквартально. Это позволяет видеть результаты педагогических воздействий на каждого ребенка и группу детей в целом и соответственно корректировать процесс физического развития детей.

Оценка физических качеств детей

Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.

Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 100 м.

Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса - по показателям метания вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей - по прыжкам в длину с места.

Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад).

Можно измерять ловкость по времени работы на полосе препятствий. Ребенку следует пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу высотой 40 см.