12.05.2024

Храм, молитва, акафист старорусской иконы божией матери. Молитва к иконе богородице старорусской Икона в старой руссе


Место нахождения: Дата празднования

Старорусская икона Божией Матери - почитаемая в Православной церкви икона Богородицы . У верующих икона почитается чудотворной , празднования её совершаются: 4(17) мая - день принесения копии иконы в Старую Руссу и 18 сентября (1 октября) - день возвращения чудотворной иконы в Старую Руссу. Самая большая выносная икона в мире (278 см высота, 202 см ширина)

История иконы

Появление иконы

Дата и место явления иконы Старорусской Божией Матери точно неизвестно. Согласно Виленскому мецеслову за 1609 год икона эта была перенесена из греческого города Ольвиополя (ныне в районе Херсона) в Русу (ныне Старая Русса). В 1470 году на Византию нападали турки и крымские татары, и, желая спасти икону от поругания иноверцами, жители решили отправить почитаемую святыню в Русу. Её доставили по великому пути «из варяг в греки » и поместили в главный храм Спасо-Преображенского монастыря , самый древний храм в городе . Другая версия гласит, что икона появилась в 1570 году в храме Святого Великомученика Георгия села Выдропуска Новгородская (позднее - Тверская губерния). Оттуда она была ненадолго перенесена в Старую Руссу. Позднее эта версия активно поддерживалась тихвинцами .

Перенесение в Тихвин

Но решение Синода оказалось вновь не в пользу рушан:

Не отвергая принадлежности Образа Руссе, оставить оный в Тихвине до времени, когда изображённая на нём Владычица всей твари, смягчив сердца тихвинцев устранит все препятствия к возвращению сего образа в Руссу, а рушанам отдать полную справедливость в искреннем желании и старании усугубить Святыню в городе своём, что служит несомненнным доказательством их благочестия, предоставить просить у тихвинцев свой Образ.

Описание перенесения Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери

24 августа 1888 года около ста человек, не считая полуроты солдат 86-го Вильманстрандского полка , отправляются за иконой. В Тихвин они также везут точную копию Старорусской иконы с равноценными украшениями, на написание которой в кратчайшие сроки были собраны 14500 рублей серебром. Икону несут на руках крестным ходом с молебнами. 17 сентября икону приносят в Старую Руссу и размещают в Спасо-Преображенском монастыре . Во встрече иконы в Новгороде и Старой Руссе участвовал епископ Старорусский Владимир (Богоявленский) . В 1892 году в монастыре была построена церковь Чудотворной Старорусской иконы Божией Матери , куда переносят икону.

Описание

Существуют два типа копий иконы Старорусской Божией Матери.

Древний образ

Древний образ датируется началом XIII века и представляет собой увеличенный образ Одигитрии , сочетающий в себе черты двух типов иконографии - Тихвинской и Грузинской Богородицы. Младенец сидит на левой руке, взор обращён к Пречистой Деве. От Тихвинской её отличает расположение правой ступни Младенца - она изображается развёрнутой к зрителю в профиль, а не подошвой. От Грузинской Божией Матери её отличает расположение складок мафория на груди Богородицы . Оригинал (как и все последующие списки) имел большие размеры - 3 аршина 12 вершков (260 см) в высоту и 2 аршина 15 вершков (190 см) в ширину.

Копия древнего образа Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери, написанная в мастерской Н. Сидорова в 1912 году, находится ныне в Покровском Поречском женском монастыре на Козьей Горе (Сланцевский район Ленинградской области) .

Ныне почитаемый образ

В годы советской власти иконы были разорены, с них снято серебро, а сами образы переданы в Старорусский краеведческий музей . Судьба первой иконы неизвестна, она пропала в годы войны . Вторая икона при оккупации Старой Руссы германскими войсками была передана в открывшийся в городе храм. В 1943 году , при эвакуации из города гражданского населения, она была вывезена в г. Дно и поставлена в Михайловском храме, также открытом в условиях оккупации. После освобождения, в 1946 году , икона была возвращена в Старую Руссу и находится в церкви Святого Георгия в

Старорусская икона Божией Матери - почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. У верующих икона почитается чудотворной, празднования её совершаются: 17 мая - день принесения копии иконы в Старую Руссу и 1 октября) - день возвращения чудотворной иконы в Старую Руссу. В храме Святого Георгия совершается водосвятный молебен.

Самая большая выносная икона в мире (278 см высота, 202 см ширина)

История иконы

Появление иконы

Дата и место явления иконы Старорусской Божией Матери точно неизвестно. Согласно Виленского мецеслова за 1609 год икона эта была перенесена из греческого города Ольвиополя (ныне в районе Херсона) в Русу (ныне Старая Русса). В 1470 году на Византию нападали турки и крымские татары, и, желая спасти икону от поругания иноверцами, жители решили отправить почитаемую святыню в Русу. Её доставили по великому пути «из варяг в греки» и поместили в главный храм Спасо-Преображенского монастыря, самый древний храм в городе. Другая версия гласит, что икона появилась в 1570 году в храме Святого Великомученика Георгия села Выдропуска Новгородская (позднее - Тверская) губерния. Оттуда она была ненадолго перенесена в Старую Руссу. Позднее эта версия активно поддерживалась тихвинцами.

Перенесение в Тихвин

Предание гласит, что в1570 году в Тихвине вспыхнуло моровое поветрие. Жители города обратились к рушанам с просьбой опустить к ним чудотворную икону, а в ответ прислать копию чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери. На руках тихвинцы доставили икону и с крестным ходом обнесли вокруг города. Мор прекратился. Обрадованные жители поместили икону в главный храм своего монастыря. По другой версии, люди носили чудотворный образ из города в город, и, когда моровое поветрие прекратилось, оставили его в ближайшем храме, который оказался в городе Тихвине. Долгое время икона оставалась невозвращенной.

Тяжба

В августе 1805 года рушане начали ходатайствовать о возвращении иконы из Тихвина. Митрополит Новгородский Амвросий и епископ Старорусский Евгений были не против возвращения святыни, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим отказался выдать икону присланным из Старой Руссы депутатам под предлогом возможного возмущения тихвинцев. В 1806 годуновое ходатайство рушан также не было удовлетворено. В марте 1808 года в Городскую Думу было послано благословение митрополита Новгородского Амвросия на возвращение иконы, но и оно не состоялось. Следующее ходатайство было подано 22 октября 1830 года императору Николаю I, но в 1831 году оно было отклонено из-за восстания военных поселенцев, которое произошло в Старой Руссе. Следующая попытка была предпринята в июне 1848 года. В Старой Руссе вспыхнула эпидемия холеры. Городское общество обратилось в Синод с просьбой о возвращении иконы, обязуясь оставить в Тихвине копию, украшенную драгоценностями. В указе Святейшего Синода от 22 сентября 1850 года № 9855 говорилось:

Предлогами к присвоению себе принесённого из Руссы Образа тихвинцы выставляют то, что Икона три столетия находится в Тихвине и что они, по усердию своему, благолепно украсили её. Но эти обстоятельства не заключают в себе прав на присвоение, ибо на дела касательно святыни законы гражданской давности простираться не могут

Но решение Синода оказалось вновь не в пользу рушан:

Не отвергая принадлежности Образа Руссе, оставить оный в Тихвине до времени, когда изображённая на нём Владычица всей твари, смягчив сердца тихвинцев устранит все препятствия к возвращению сего образа в Руссу, а рушанам отдать полную справедливость в искреннем желании и старании усугубить Святыню в городе своём, что служит несомненнным доказательством их благочестия, предоставить просить у тихвинцев свой Образ.

Описание перенесения Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери

В 1888 году горожане вновь посылают очередное прошение в Священный Синод через митрополита Новгородского Исидора. При этом они обращаются за поддержкой к главнокомандующему войсками Петербургского военного округа великому князю Владимиру Александровичу, который двадцать три года назад вместе со своим братом Алексеем Александровичем отдыхал на старорусском курорте. 29 октября 1887 года он отравляет письмо в поддержку прошения настоятеля Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Мардария. 7 мая 1888 года, спустя почти 180 лет со времени первого прошения, было принято окончательное решение о возвращении святыни, утверждённое императором Александром III.

24 августа 1888 года около ста человек, не считая полуроты солдат 86-го Вильманстрандского полка, отправляются за иконой. В Тихвин они также везут точную копию Старорусской иконы с равноценными украшениями (на написание которой в кратчайшие сроки были собраны 14500 рублей серебром). Икону несут на руках крестным ходом с молебнами. 17 сентября икону приносят в Старую Руссу и размещают в Спасо-Преображенском монастыре. В 1892 году её переносят в специально построенную церковь Чудотворной Старорусской иконы Божией Матери.

Описание

Существуют два типа копий иконы Старорусской Божией Матери.

Древний образ

Древний образ датируется началом XIII века и представляет собой увеличенный образ Одигитрии, сочетающий в себе черты двух типов иконографии - Тихвинской и Грузинской Богородицы. Младенец сидит на левой руке, взор обращён к Пречистой Деве. От Тихвинской её отличает расположение правой ступни Младенца - она изображается развёрнутой к зрителю в профиль, а не подошвой. От Грузинской Божией Матери её отличает расположение складок мафория на груди Богородицы. Оригинал (как и все последующие списки) имел большие размеры - 3 аршина 12 вершков (260 см) в высоту и 2 аршина 15 вершков (190 см) в ширину.

Копия древнего образа Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери, написанная в мастерской Н. Сидорова в 1912 году, находится ныне в Покровском Поречском женском монастыре на Козьей Горе (Сланцевский район Ленинградской области).

Ныне почитаемый образ

Еще в 1787 году, не имея возможности вернуть образ в Старую Руссу, соборный староста Иван Петрович Красильников заказал копию чудотворной иконы.4 мая 1788 года она была перенесена в Старую Руссу и помещена в Воскресенский собор. При возвращении в 1888 году древнего образа оказалось, что святые лики расположены на ней иначе. На левой руке Богоматери покоится Младенец Христос, но он отвернулся от Пресвятой Девы, вся его фигура выражает стремление прочь от Матери. В правой руке Христа, опущенной на колено - свиток, левая поддерживает голову. Христос сидит на подобии трона, который образуют руки Богородицы. Икона близка по написанию к иконе Спаса Недреманое Око.

Одно из преданий гласит, что тихвинцы небрежно хранили святыню. От времени и копоти икона Богоматери потемнела, и было невозможно различить черты святых ликов. С большим трудом нанятые Красильниковым живописцы нарисовали копию с иконы. А через некоторое время тихвинцы обновили икону по образцу Тихвинской иконы. Другой источник сообщает, что лик Христа отвернулся в сторону при виде порочной жизни старорусских горожан.

В годы советской власти иконы были разорены, с них снято серебро, а сами образы переданы в Старорусский краеведческий музей. Судьба первой иконы неизвестна, она пропала в годы войны. Вторая икона также была вывезенена немецкими солдатами, но отбита советскими войсками на станции Дно. С 1946 года она находится в церкви Святого Георгия в левом киоте. Именно она ныне почитается верующими как чудотворная.
Просмотреть на карте большего размера

Списки иконы находятся в:

  • Успенский собор Большого Тихвинского монастыря (икона 1888 года)
  • Никольский придел церкви Филиппа Апостола в Новгороде (икона XIX века)
  • новый список в Борисовском храме
  • новый список в Коростынском храме
  • 3 иконы в Старой Руссе (в Троицкой, Георгиевской церквях и Воскресенском соборе)

Икону не следует путать с Богоматерь Умиление Старорусская.

Память Старорусской иконы Божией Матери совершается в Русской Православной Церкви 17 мая и 1 октября по новому стилю.

История возникновения Старорусского образа
Город Старая Русса является весьма древним и располагается неподалеку от Новгорода. Одной из главных святынь считается образ Божией Матери, который почитается верующими людьми как чудотворный. К сожалению, не сохранилось сведений о том, где и когда была написана эта икона, однако предполагают, что она была перенесена на Русь из Греции во второй половине XVI века. По преданию, поводом для этого послужила угроза нападения на Византию турок. Для того, чтобы сохранить святыню от поругания, она была переправлена на Русь и оказалась в пределах могущественного Новгородского княжества. Жители Старой Руссы с благоговением приняли этот образ и поместили его в главном Преображенском монастыре города. Именно там от иконы начали совершаться чудеса и исцеления, и потому, когда в соседнем городе Тихвине возникла эпидемия моровой язвы, то жители попросили принести к ним образ Божией Матери, в надежде на помощь Царицы Небесной. В свою очередь они прислали в Старую Руссу копию чудотворной Тихвинской иконы. И вот, по молитвам Богородицы и вере людей совершилось чудо: после того как с иконой был совершен крестный ход вокруг города, страшная эпидемия прекратилась. Однако тихвинцы не возвратили чудотворный образ в Старую Руссу, и долгое время он находился в одном из храмов Тихвина.
В начале XIX века началась тяжба между двумя городами за право иметь Старорусскую икону Божией Матери. Поскольку Тихвин не желал возвращать образ, то спор принял затяжной характер, так что жителям Старой Руссы пришлось обращаться по этому вопросу не только в Священный Синод, но даже к самому императору Николаю I. Однако прошение долгое время не рассматривалось, а позже было по каким-то причинам отклонено. Спустя некоторое время рушане вновь повторили попытку вернуть свою святыню, но и в этот раз безрезультатно. Лишь в 1888 году по повелению императора Александра III икона была возвращена в свое историческое место в Спасо-Преображенский монастырь. Перенесение образа стало для Старой Руссы большим праздником, оно совершалось с большим крестным ходом, а для украшения образа жители собрали большую сумму денег, на которую был выполнен драгоценный оклад. В честь этого был установлен праздник, и отныне 1 октября вспоминается перенесение иконы.

Иконографические особенности
Первообраз Старорусской иконы является очень древним. По мнению исследователей, он был написан около XIII века. Иконография образа интересна тем, что совмещает в себе два типа Богородичных икон – Умиление и Путеводительницу. Старорусская икона представляет собой большую выносную икону. В то время, как первообраз находился в Тихвине, в Старой Руссе была сделана копия с чудотворного образа, которая не повторяет буквально старинную икону и имеет множество отличий, основным из которых является то, что лик Богомладенца отвернут от Божией Матери. Сохранилось предание, что изначально список с точностью повторял первообраз, но жители Старой Руссы не хранили икону с должным благоговением, за что Христос отвернулся от них.
Оба Старорусских образа были богато украшены окладами, однако после революции безбожные власти конфисковали эти ценности и передали иконы в городской музей. Во время Второй мировой войны древний первообраз был утерян, а список отвезен в один из городов Псковской области, где находился до освобождения Старой Руссы от вражеских захватчиков. В настоящее время чудотворный образ вновь находится в одном из старорусских храмов. Поток паломников к святыне не прекращается, и перед иконой люди молятся Царице Небесной об избавлении от душевных и телесных недугов, а также от всякого зла.

Тропарь, глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Молитва:
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

“Богородица Старорусская” - одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связанных именно с новгородской землёй. Слава древних новгородских святынь “Знамение” и “Тихвинская” не затмила этот чудотворный образ, хотя его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических вариантов. Праздничная служба в честь старорусской иконы совершается 4(17) мая, в день её появления и творения чудес в Тихвине (1570 г.). В Новгороде и Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 году - 18 сентября (1 октября).

Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой - в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.
Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.


Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.
Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.
Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно крестным ходом внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.
После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви.

Христос – возросший Младенец, Отрок на руках Своей Матери. Они вместе взирают на тайну – и касание Отрока щеки, по созвучию греческих слов, говорит о тайне и молчании.

Двенадцатилетний Отрок, Который удивлял знатоков Закона (Лк.46-47), созерцает тайну творения Своего с Матерью Своей, слагающей все слова Его – и само молчание Его! – в сердце Своём (Лк.2:51).

На Отроке белый хитон, украшенный разбросанным по всей его ткани символами троичности – Христос открывает творению Своему тайну Единого Бога в Трёх Лицах, сверх-единство Бога, Творца мира.

И нога Его обнажена, обнажено бедро Его – ибо Он тот, Кто боролся с древним Иаковом (Быт.32:24-25) теперь благословил мир, омытый и обновленной Кровью от ребра Его.

И ворот хитона – с разрезом, повторяющим начертания буквы Y в слове IXTYC, древнем кратком символе веры христиан эпохи гонений – «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Вырез хитона – словно знак ударения над греческим словом ΊΧΘΎΣ.

На Отроке – гиматий, плащ ярко-красной охры. Обычно гиматий символически изображает «божественные энергии» (по слову свт. Григория Паламы) Христа Богочеловека и изображается синим, как символ непостижимой бездны. Но здесь Отрок, открывающий в Себе людям Творца мира, в красном гиматии – Он Предвечный Младенец, на Чьей Жертве зиждется мир…

На других изводах Христос облечен в золотые ризы – как знак Его грядущего Воскресения из мертвых, знак того, что над Распятым смерть по Восстании Его не властна будет, и не будет властна она на теми, кто в Нем, кто с Ним, кто – «новая тварь» (2 Кор. 5, 17)

Прекрасная и Пречистая Матерь Его, чей мафорий темно-красных охристых тонов, «исткала плоть Ему от пречистых кровей Своих», для того, чтобы Он обновил юность мира, одряхлевшего от грехов.

И прекрасный Лик Матери Его, обрамленной синевой плата – это прекрасный лик нового творения Христова, ибо Он сотворил на крови Своей все новое.

Он – Творец, «Поэт» неба и земли (как буквально говорится по-гречески в Символе веры), «сочинивших тварь из четырех стихий». Он Тот, кто «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» (Ис.40:12). И свиток держит Он в длани Своей – тайну Троического Совета.

Он – Христос, Превечное Слово Отчее, Он был в начале (Ин. 1:1).

«Новый Младенец явися, недомысленный, от Тебе, Пренепорочная, ставилом дубравы, и горы мерилом разума поставивый, лик звездам изсчитаяй, и капли росы, и ветров дыхание преложивый» (Канон Ангелу Хранителю).

Младенец возрос и пришел на Иордан, и крестился от Иоанна, выходя на Своё таинственное и страшное служение, на Крестный путь Свой:

Да возрадуется пустыня Иорданова, / и да процветет яко крин, / глас бо вопиющаго услышан бысть в ней, / уготовайте путь Господень. / Горы бо поставивый ставилом, и удолия мерилом, / вся исполняяй, яко Бог, крещается от раба, / обнищавати начат богатныя дары даруяй. / Услыша Ева, в печалех родиши чада. / Ныне же услыша Дева: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, / имеяй велию милость. (Предпраздненство Просвещения (Крещения Господня), стихира на стиховне)

Удивительны сплетения смыслов в сложности узора церковного года – здесь и недавний день воспоминания Усекновения главы Предтечи, и Новолетие, во день которого принято класть на аналой как праздничную икону – иконы Христа-Премудрости Божией…

«Премудрости исполни всех и крепости Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго (то есть- «Сыне Божий», Богородицы ради»(Канон Ангелу Хранителю).

…и Рождество Богоматери, как ожидание обновления состарившегося, подобно Иоакиму и Анне, и обрадованного с ними, доселе безутешными, мира.

И приносят младенцев в храм – крестить их во Имя Младенца Мариина, и читается над водой купели водосвятная молитва, и Крещение Господне снова и снова, весной и осенью, зимой и летом, всегда – обновляет мир, дает надежду превыше всякой надежды. Это Он, Отрок-Пиит, совершает обновление ветхого и преходящего, не уничтожая, а заботливо сберегая его.

«Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих.

Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая,

и Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир,

Ты, от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси.

Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы.

Ты простерл еси небо, яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангельстии лицы Тебе кланяются, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются.

Ты бо, Бог Сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим. Вся тварь воспевает Тя, явльшагося: Ты бо, Бог наш, на земли явился еси и с человеки пожил еси, Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию.

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию.