18.03.2024

Гой ты русь моя родная проблемы. Анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная. Размер, рифмы и тропы


Не смотря на то, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству Есенина, оно поражает оригинальными образами родной земли, безграничной любовью к ней. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Гой ты, Русь, моя родная!» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.

Композиция – Анализируемый стих - целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – эллегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех» .

Эпитеты «Русь родная» , «низенькие околицы», «кроткий Спас», «веселый пляс» .

Сравнения «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как сережки прозвенит девичий смех».

История создания

История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву. Напряженные отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор межу учебой и службой. Все эти переживания стали толчком для написания стиха.

Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.

Тема

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что намекает на его автобиографическую основу, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.

Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает - образа в ризах. Это не просто неотъемлемый элемент русского интерьера, а деталь, которая указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.

Рассматривая пейзажи, мужчина чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворенность, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьем и четвертом куплетах автор изображает луг, зеленое приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это все наполняет сердце радостью.

В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признается Родине в любви, позволяя себе сравнить ее с раем.

Композиция

Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все эмоции и переживания тесно сплетаются в целостный монолог лирического героя. Только последняя строфа выделяется на фоне предыдущих: автор отходит от пейзажных зарисовок и дает волю эмоциям. Формальная организация такая же простая, как и смысловая. Стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как в нем нет сюжета. Анализируемый стих имеет ярко выраженный созерцательный характер и наполнен пейзажными зарисовками. Стихотворный размер - четырехстопный хорей. С. Есенин использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.

В тексте часто встречаются метафоры : «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами - «кроткий Спас», «веселый пляс», «девичий смех» и сравнениями : «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как сережки прозвучит девичий смех».

Тропы , использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы. Переживания лирического героя подчеркиваются при помощи интонации , поэтому в тексте есть оборванное и восклицательное предложения. В последней строфе поэт использует аллитерацию , нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рожденное сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 31.


1.Тема стихотворения - любовь к родине.

2.Основная мысль. Есенин хочет показать, что он дорожит своей родиной и не променяет её даже на рай.

3.Композиция.Произведение состоит из пяти строф по четыре стиха в каждом.Все пять строф повествуют нам о красоте и святости родины:

"Хаты - в ризах образа

Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза"

Однако последняя строфа выражает нам отношение автора к родине больше, чем в других строфах.

4.Ритм-стихотворение мелодично.Рифма-перекрестная.Размер-четырёхстопный хорей.

5.Лирический герой.Лирический герой-это Есенин.

"Гой ты, Русь, моя родная"

"Не надо рая,

Дайте родину мою"

Лирический герой любит свою родину за поля, за пляски на лугах, за девичий смех.Я считаю, что Есенина можно назвать истинным патриотом.

6.Художественные средства.Автор использовал эпитеты"Русь, моя родная", "весёлый пляс", "у низеньких околиц".Они нужны, чтобы показать образы русской земли.Используются сравнения "как захожий богомолец", "как серёжки, прозвенит девичий смех".Они даны для более точного описания родины. Также есть метафоры "Синь сосет глаза", "чахнут тополя", "смех прозвенит".В стихотворении присутствует церковная лексика:"ризы".", богомолец", "Спас", "святая".Она нужна, чтобы показать, что родина является святым местом для каждого человека.

7.Моё впечатление.Меня впечатлило это стихотворение, так как в нём автор говорит о любви к родине.Мне очень понравились строки:

"Если крикнет рать святая:

Стихотворение «Гой, ты Русь, моя родная» Есенин написал в 1914 году. Оно насквозь пропитано любовью к Родине, к родной земле, к России. Поэт так полюбил свою родину, потому что еще совсем молодым он уехал из своей родной деревни и стал жить в Москве. Именно эта долгая разлука с родным краем придала его произведениям ту проникновенность, ту теплоту, с которой Есенин отзывается о Родине. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Он и запомнился в русской литературе, как поэт, который пишет о Родине, о природе. Он не столько писал о любви, сколько о Родине. Она у него вместо любимой занимает сердце, его Россия, родной край, нивы, рощи, деревенские хаты. Русь в его стихах – Русь богомольцев, колокольного звона, монастырей, икон. Он пишет о ней, как о чем-то святом для него, как о своей родной матери. Русь Есенина встает в тихих заревых вечерах, в багрянце и золоте осени, в рябине, в ржаном цвете полей, в необъятной сини небес. С самого раннего детство поэт восхищался своей родной землей. В начале его творчества звучат признания в любви к России. Он пишет о ней в своем известном произведении "Гой ты, Русь моя родная..." Есенин обращается к России, как к живому человеку, говоря эти строки. В самом начале стихотворения он пишет о родине, как о святыне, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Гой ты, Русь, моя родная Хаты - ризах образа. Его родина – его родная деревня, он любит ее, всегда думает, и все его стихи напоминают нам о его любви к своему родному краю. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. «Только синь сосет глаза» в моем восприятии обретает ноту щемящей грусти. Я понимаю, как дорого ему каждое воспоминание, каждая деталь. «Как захожий богомолец» в моем воображении обретает образ странника, который пришел на родину помолиться. Со строк «А у низеньких околиц Звонко чахнут тополя» появляется чувство неприкаянности. Но дальше грусть проходит, наступает радость и счастье от строк «Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичьих смех». Мир Руси для С.Есенина - это и мир крестьянских домов, в которых пахнет яблоком и медом», где «гудит за косогором на лугах веселый пляс», где радость коротка, а печаль бесконечна. В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы. Написав это стихотворение, поэт сделал признание в любви. Он признался в любви своей Родине. Она для него свобода, раздолье – «Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех». Стихотворение написано очень своеобразно и проникновенно, изобильно в метафорах, а автор – Есенин воспринимает природу живой, святой. Лирический герой этого стихотворения - странник, который «как захожий богомолец» смотрит в родные раздолье родных полей и не может наглядеться, потому что «синь сосет в глаза». Все настолько ярко и красочно, передо мной возникает образ лета с бесконечно раскинутыми полями и голубым – голубым небом. С запахом свежескошенного сена и медовых яблок. Русь сравнивается в стихотворении с раем: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Я считаю, что это стихотворение, хоть и не может в полной мере выразить всю любовь поэта к Родине, но подчеркивает и обращает наше внимание на это. Любовью к Родине, стоит гордиться.

Сергея Есенина относят к «новокрестьянским» поэтам. Их произведениям присуще обращение к теме деревенской России, а также тесная связь с миром природы и устным народным творчеством. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» отражает все эти характерные черты.

Стихотворение датировано 1914-м годом, когда поэт уже находится в Москве. Молодой Есенин сталкивается со многими испытаниями: тут и неверие отца в то, что сын может прожить на доходы от своего творчества, и необходимость выбрать дальнейший жизненный путь – учёба или служба, и первые серьёзные отношения… Связанные с этим трудности, как и сама по себе жизнь в городе, сказывались на настроении поэта: он тосковал по деревне, где жил вольно и беззаботно. Вот почему в стихотворениях того периода он часто изображает деревенскую среду. К слову, именно она для Есенина является воплощением образа Родины.

Основные образы

Какой же видит поэт деревню? Это раздольное – «не видать конца и краю» – место, над которым простирается ярко-синее небо; под ним – поля, пашни, дорожки… Во многих стихотворениях Есенин упоминает и про вечную крестьянскую беду – нищету, но здесь она явно не прослеживается (разве что «низенькие околицы,», у которых «звонно чахнут тополя»). Зато говорится, что жизнь простого люда тесно связана с православной верой («Хаты – в ризах образа…»). Какое настроение царит в деревне? Радость и веселье («И гудит за корогодом // На лугах весёлый пляс»).

Представить общую картину можно так: герой вначале окидывает взором всё пространство, смотрит в небо; затем идёт вдоль домов, полей – пока медленно; но вот послышались звуки «пляса» – и он, поддавшись этому новому настроению, уже «бежит по мятой стежке»; из наблюдателя рассказчик становится участником действия – и пусть это лишь воспоминания или, наоборот, надежды (так как время глаголов меняется с настоящего на будущее), но тем ярче видно, что деревня, Родина, Русь навсегда в сердце героя, они неразрывно связаны друг с другом.

Стихотворение написано от первого лица: лирический герой, близкий к автору, описывает, что он видит, слышит, чувствует, проходя по родному краю. Сам себя он сравнивает с «захожим богомольцем», который пришёл поклониться своей земле, после чего вновь уйдёт в чужие края, – это создаёт лирическое настроение, пронизанное светлой грустью; однако бодрость, задор, веселье, свойственные народной песне, на которую стихотворение очень похоже по форме, постепенно берут верх, достигая апогея к финалу.

Средства художественной выразительности

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, рифма перекрёстная, точная – всё это придаёт тексту напевность, плавность, мелодичность.

Музыкальность – ключевая особенность стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…». Этот эффект создают эффект ассонансы (например, повтор звуков [э], [у] в четвёртой строфе) и аллитерации (особо нужно отметить повторение сонорных [р], [л], [м], [н], звонких взрывных [б], [г], [д], звонких шипящих [з], [ж], придающих звучность, бравурность). На уровне лексики обнаруживается сходство с народной речью: в характерном междометии при обращении «гой» («Гой ты, Русь…»), в диалектных словах («корогод» — хоровод, «стежка» — дорога, «лехи» — борозды, пашни). В стихотворении много существительных, образованных с помощью нулевых суффиксов («синь», «Спас», «пляс», «приволь»), что также характерно для народной речи. Таким образом, Есенин берёт за основу форму народной песни. Этим он, во-первых, создаёт атмосферу русской деревни, а во-вторых, делает акцент на эмоциональности, глубине чувств. Как известно, музыка, песня – это прямое выражение души человека.

В чём смысл?

Главная мысль сосредоточена в последней строфе стихотворения. В ней Русь образно сравнивается с раем, что можно понимать и в прямом, и в переносном смысле (как любое место, где человеку лучше всего) – и герой выбирает Родину. Такая патриархальная, православная, дореволюционная отчизна – его идеал.

У читателя это стихотворение рождает идиллический образ. Плохо знакомые с реальностью деревенского быта, мы легко поддаёмся влиянию поэта, который опускает проблемы и трудности – ведь и он сам, находясь в городских стенах, не вспоминает о них, ему видится только лучшее. Эта точка зрения и яркая, сильная, афористичная финальная строфа заставляют задуматься о собственном отношении к Родине. Читатель думает о том, что, при всех недостатках, в ней гораздо больше прекрасного, а также о том, что любовь к отчизне, как и любовь в принципе – чувство абсолютное, и для истинного патриота иной выбор, кроме того, которым заканчивается стихотворение, невозможен.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В «годину невзгод» вошла в поэзию С.Есенина тема России. «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине», - говорил этот лирик. Первые стихи на эту тему, предназначенные для печати, появились в 1914 году. Стихотворение «Гой ты, Русь...» тоже написано в этом трагическом году и является одним из ранних произведений Есенина. Здесь я предлагаю целостный анализ этого текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«гимназия 3»

города Дубна Московской области

Конспект урока по литературе
в 11 классе

Анализ стихотворения С.Есенина

«Гой ты, Русь, моя родная...»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Мадигожина Наталья Валентиновна

г. Дубна

В «годину невзгод» вошла в поэзию С.Есенина тема России. «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине», - говорил этот лирик. Первые стихи на эту тему, предназначенные для печати, появились в 1914 году. Стихотворение «Гой ты, Русь...» тоже написано в этом трагическом году и является одним из ранних произведений Есенина.

По «форме» это произведение будущего новатора очень простое: оно состоит из пяти четверостиший с перекрестной рифмовкой, в нем чередутся женские и мужские точные рифмы: «родная - края», «образа - глаза»... Написан текст четырехстопным хореем - одним из самых распространенных в классической поэзии размером. Здесь нет сложных символов и метафор, характерных для лирики начала 20 века... Первое, что бросается в глаза - это насыщенность стихотворения религиозными мотивами.

В этом смысле данное произведение не является для Есенина уникальным. Именно в 1914 году поэт создает более десятка текстов на тему Родины, в которых пишет о божьей благодати, о культе Спасителя, о богомольцах и богомолках... А ведь за два года до этого Сергей слыл безбожником, не хотел носить крест и ходить в церковь. Но, чуть повзрослев, в так называемый «московский период» юноша попытался решить проблемы нравственного и этического характера на материале христианской мифологии. Сам Есенин утверждал, что верил в Христа скорее не как в Бога, а как в идеально прекрасного человека. Тем не менее в стихотворениях 1914 года все в Природе полно божественной, неизреченной тайны, поэту всюду мерещится Божий лик.

В это время он мечтает об идеализированной Руси, где все благостно и свято. Родная сторона показана глазами «захожего богомольца», которого восхищают и живописные картинки природы, и звуки, и запахи... Он верит, что главное в каждой крестьянской хате - это «в ризах образа», восхищается запахами яблок и меда церковных праздников... В одном из своих стихотворений Есенин скажет: «Люблю тебя, Родина кроткая! А за что - разгадать не могу». Но в произведении «Гой ты, Русь...» он дает разгадку тайны. Как же можно не любить русские просторы! Поэт несколько раз подчеркивает, что здесь привольно глазу: «не видать конца и края», лирический герой выбегает «на приволь зеленых лех»... Все пейзажные картинки ярко окрашены: синь неба, озер и рек «сосет глаза», поля зеленые, образа мы сразу представляем в золоте, хороводы крестьянки ведут, конечно, в ярких, пестрых одеждах! Звуки смеха, веселого шума, народной пляски... Одно из немногих сравнений этого текста - девичий смех звенит, как сережки.

Есенин пишет о России деревенской, народной и использует просторечную лексику, значение которой нам сейчас даже приходится узнавать в словаре. Оказывается, хоровод называли и «корогодом», низенькая «околица» - это деревенская изгородь, на «лехи», то есть на полосы, делили поля и луга... Читая, чувствуешь, что и сам автор - не коренной житель большого города, он в деревне не такой уж и «захожий», он свой, он умеет чувствовать и народный дух, и природу. В его описаниях столько искренности и непосредственности, что стихотворение превращается в страстный гимн во славу отчизны.

И, по-моему, вовсе не смиренному «богомольцу» принадлежат слова, которыми заканчивается произведение:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Мне кажется, в этом выражении «рать святая» просвечивает беззлобный юмор поэта, который появляется у него почти всегда вместе с религиозной тематикой. В другом стихотворении, написанном в том же 1914 году, «у лесного аналоя воробей псалтырь читает»... Ветер кажется поэту «рыжим ласковым осленком», на котором едет Спаситель. И всё в мире весело кричит Иисусу: «Осанна!»

Стихотворение Есенина «Гой ты, Русь...» не случайно стало песней, как и множество других произведений этого автора. Я люблю эту его раннюю пробу пера за искренность и за то, что здесь он показывает нам нашу Родину такой, какой она часто предстает в мечтах. Замечательный бард второй половины 20 столетия Александр Галич в «Плачах о России» показывает нам совсем другую, трагическую Русь, сомневается, была ли когда-нибудь эта вымышленная страна, где «листья падают с деревца в безмятежные воды, и звенят, как метелица, над землей хороводы»... Он иронизирует вроде бы над этим лубочным образом нашей родины, где «каждый с каждым поделится божьим словом и хлебом», но в то же время понятно, что каждый русский человек хранит в своем сердце веру в то, что такая Русь была когда-то и надежду на то, что мечту о золотой стране, «где все родятся счастливыми и отходят в смиреньи» можно сохранить хотя бы в своем сердце. В сердце, которое и в трудные времена не должно ожесточаться.

Я больше люблю более зрелые, более совершенные стихотворения Есенина о Родине, но, мне кажется, что уже здесь виден огромный самобытный талант начинающего автора. Мне нравится это идеализированное, с налетом легкого юмора над своей же наивностью, отношение к российской деревне и природе. Такое восприятие мне гораздо ближе всяких «обличений», на которые многие были горазды уже и в ту эпоху.

В предреволюционные годы, в 1915-1916, и у Есенина будет много стихотворений о тяжелой судьбе России, о необъятной, но вечно нищей стране. Тем удивительней, что именно в год, когда началась мировая война, поэт создал столько текстов о веселых стариках, мирных пахарях, которые собираются на войну «без печали, без жалоб и слез». Кроткие монахи и монашки благословляют родной край и верят в победу и в воцарение вечного мира. Такая страна, как показана в стихотворении «Гой ты, Русь...» воистину даже лучше рая, в который зовет лирического героя «святая рать». В такой России так хочется жить, а если уж придется умереть - то легко и « в смиреньи».

Использованная литература:

1. Сергей Есенин Собр.сочинений в двух томах. Москва, «Современник», 1990, том 1,с. 52

2. Л.Л. Бельская Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.Глава 1 «Начало пути», с.5-33, Москва, 1990