29.09.2019

Гоголь ночь перед рождеством главная мысль произведения. Анализ сказки ночь перед рождеством


Повесть "Ночь перед Рождеством" - это произведение, написанное Николаем Васильевичем Гоголем. Она входит в цикл под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки". Данное произведение было опубликовано в 1832 году, а действие его относится хронологически к периоду правления Екатерины II, точнее, состоявшейся в 1775 году последней депутации запорожцев. События происходят на Украине, в Диканьке.

Герои произведения

В повести, которую написал Гоголь ("Ночь перед Рождеством"), имеется в качестве действующих лиц ряд сказочных персонажей: укравший месяц черт, ведьма Солоха, на своей метле рассекающая небо. Еще один яркий образ - Пацюк, который мог излечивать людей от разных болезней и странно ел вареники, которые сами попадали к нему в рот, обмакнувшись в сметане.

В повести под названием "Ночь перед Рождеством" герои -обычные люди -вступают во взаимодействие со сказочными персонажами. К представителям рода людского в произведении относятся кузнец Вакула, Оксана, ее отец Чуб, голова, дьяк, царица и другие.

"Ночь перед Рождеством" начинается следующими событиями. Закончился последний день перед Рождеством, наступила звездная ясная ночь. Через трубу одного из домов на метле поднялась ведьма и принялась собирать звезды. А в это время черт украл месяц.

Это он сделал, так как знал, то Чуб сегодня приглашен на кутью дьяком, а его красавица-дочь останется дома, и в это время к ней придет кузнец. Черт мстил этому кузнецу. Возлюбленный дочери Чуба, кроме того, был хорошим художником. Однажды он написал картину, в которой в день страшного суда святой Петр изгоняет злого духа из ада. Черт всячески мешал работе, но она была закончена, а доска вделана в стену церкви. С этих пор этот представитель нечистой силы поклялся мстить своему врагу.

Украв месяц, он надеялся, что Чуб не пойдет никуда в такую темноту, а кузнец не решится при отце прийти к его дочери. Чуб же, в это время выходивший вместе с Панасом из своей хаты, раздумывал, что же делать: идти к дьяку или остаться дома. В конце концов было решено идти. Вот и отправились в дорогу в ночь перед Рождеством герои произведения - два кума. Чем завершится эта история, вы узнаете чуть позже.

Оксана

Продолжаем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" составляют следующие дальнейшие события. Оксана, дочь Чуба, считалась первой красавицей. Она была избалована, капризна. Парубки толпами гонялись за ней, но уходили потом к другим, не столь избалованным. Лишь кузнец не покидал девушку, хотя ее обращение с ним было ничуть не лучше, чем с другими.

Когда отец Оксаны ушел к дьяку, в его доме появился Вакула. Он признался в любви Оксане, но та лишь издевается над ним, играет с кузнецом. Вдруг в дверь постучали с требованием открыть. Девушка хотела это сделать, но Вакула-кузнец решил, что дверь откроет он сам.

Ведьма Солоха

Продолжает свою повесть Николай Васильевич Гоголь ("Ночь перед Рождеством"). Ведьме в это время надоело летать, и она отправилась к себе домой, а черт - за ней следом. Ведьма эта приходилась Вакуле матерью. Звали ее Солоха. Женщине было около 40 лет, она была ни хороша, ни дурна собою, но умела очаровывать казаков так, что многие к ней ходили, не подозревая при этом, что у них имеются соперники. Лучше всех Солоха относилась к Чубу, так как он был богат, и она хотела женить на себе его, чтобы прибрать к рукам состояние. А чтобы сын не опередил ее каким-нибудь образом, женившись на Оксане, ведьма часто ссорила с Вакулой Чуба.

Возвращение Чуба

Следующие дальнейшие события составляют краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" продолжается. Когда за Солохой летел черт, он заметил, что отец девушки все-таки решил уйти из дома. Тогда он стал разрывать снег для того, чтобы началась метель. Она и заставила Чуба вернуться. Но поскольку метель была очень сильная, кумовья не могли долго отыскать свою хату. В конце концов Чубу показалось, что он ее нашел. Герой постучал в окно, но решил, услышав голос Вакулы, что пришел не туда. Захотев узнать, чей это дом и к кому кузнец ходит, Чуб притворился колядующим, но Вакула его прогнал, сильно ударив по спине. Чуб, побитый, отправился к Солохе.

Коляда

Повесть "Ночь перед Рождеством" продолжается. У черта выпал месяц и снова поднялся на небо, все вокруг осветив. Вышли колядовать девчата и парубки. Зашли они и к Оксане, которая, увидев на одной черевички, захотела иметь такие же. Вакула пообещал достать самые лучшие, а Оксана поклялась, что выйдет замуж за него, если тот достанет черевики царицы.

Черт в то время целовал руки Солохи, но вдруг послышался голос и стук головы. В дом ее стали приходить один за другим гости - уважаемые казаки. Пришлось спрятаться в мешок из-под угля черту. Затем дьяку и голове пришлось, в свою очередь, залезть в мешки. Вдовый Чуб, самый желанный из гостей для Солохи, влез на дьяка. Последний гость, "грузный телом" казак Свербыгуз, не поместился бы в мешок. Поэтому Солоха решила вывести его в огород и там выслушать, зачем он явился.

Пацюк

Вернувшись домой, Вакула увидел мешки посреди хаты и решил их убрать. Он вышел из дома, взяв тяжелый груз. В веселой толпе на улице ему послышался голос своей возлюбленной. Вакула бросил мешки, отправился к Оксане, но та, напомнив про черевички, убежала. Кузнец в гневе решил было расстаться с жизнью, но, опомнившись, отправился к запорожцу Пацюку за советом. Пузатый Пацюк, по слухам, водил с нечистой силой дружбу. Вакула, отчаявшись, спросил, как попасть к черту, чтобы заручиться его помощью, но тот дал лишь невнятный совет. Благочестивый купец, очнувшись, выбежал из хаты.

Договор с чертом

Сидевший в мешке прямо за спиной Вакулы черт не мог, естественно, упустить эту добычу. Он предложил сделку кузнецу. Вакула согласился, но при этом потребовал закрепления договора и, перекрестив черта, обманом сделал того смирным. Черт теперь был вынужден отвезти Вакулу в Петербург.

Брошенные кузнецом мешки нашли гуляющие девушки. Решив узнать, что наколядовал Вакула, они отправились за санками, чтобы отвести к Оксане в хату находку. Из-за мешка, в котором находился Чуб, между ними разгорелся спор. Думая, что там сидит кабан, кумова жена отбила его у ткача и супруга. К удивлению всех, в этом мешке оказался, кроме Чуба, еще и дьяк, а в другом - голова.

Встреча с царицей

Вакула, прилетев на черте в Петербург, встретил проезжавших через Диканьку ранее запорожцев и отправился на прием к царице вместе с ними. Во время его запорожцы рассказали о своих заботах государыне. Царица спросила, что же нужно казакам. Тут упал на колени Вакула и попросил у нее черевички. Царица, сраженная искренностью молодого купца, велела принести Вакуле башмачки.

Финал

О смерти кузнеца говорил весь хутор. А Вакула пришел к Чубу с подарками сватать девушку, одурачив черта. Дал согласие казак, а Оксана ("Ночь перед Рождеством") встретила кузнеца с радостью, готовая и без черевиков выйти за него. В Диканьке позже хвалили дом, чудно расписанный, в котором жило семейство Вакулы, а также церковь, где был искусно изображен в аду черт, в которого все проходившие мимо плевали.

На этом заканчиваем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" завершается на этой оптимистичной ноте. Ведь добро всегда побеждает зло, в том числе и в этом произведении Гоголя. "Ночь перед Рождеством", тема которого - народ, его быт, традиции и обычаи, доказывает это. Произведение наполнено светлой, радостной атмосферой праздника. Читая его, мы как будто становимся его участниками.

Тема: Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Ночь чудес и справедливости

Раздел: творчество Н. В. Гоголя.

Место урока в разделе – первый. (Второй урок – Сила смеха. (Комическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Цели:

Образовательная - расширить знания учащихся о Н.В.Гоголе, познакомить с историей создания произведения, начать знакомство с повестью.

Развивающая - развитие коммуникативных способностей: умения работать в группе.

Воспитательная – воспитание веры в лучшие идеалы человечества: библейские заповеди, любовь, самоотверженность, силу духа, душевную чистоту.

Опережающие домашние задания:

1. Групповое - подготовить рассказ о Вакуле, Солохе, Оксане, черте, Пацюке. (весь класс разделен соответственно на 5 групп)

2. Индивидуальное – сообщение об истории создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Оформление: , фрагменты из кинофильма «Ночь перед Рождеством»

План.

1.Слово учителя.

2. Сообщения учащихся.

4. Домашнее задание.

1. Слово учителя. Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит окунуться в волшебный мир сказки, созданной замечательным писателем Н. В. Гоголем.

Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и очутиться в Малороссии, в Диканьке в ночь накануне Рождества, посмотреть, как здесь живут люди, узнать, какие чудеса случаются в эту волшебную ночь. Итак, перед нами повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством».

- Что мы знаем о повести как о жанре литературы? Слайд 2

Повесть – один из жанров эпических произведений. По объему повесть больше рассказа, но меньше романа. В ней больше событий и действующих лиц, чем в рассказе. Чаще всего это история жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя.

В сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголь объединил несколько повестей, в которых чудесным образом переплелись реальная жизнь Малороссии 19 века, фантастика и сказка.

2. Сообщение учащегося об истории создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (материал может подобрать учитель) Слайд 3

- Что нового для себя вы узнали, слушая сообщения?

Рудый Панько, зазывая в Диканьку гостей, знает о том, что их ожидает встреча со сказочным, чудесным. Эта встреча случится и на страницах повести «Ночь перед Рождеством».

Особенностью повести является то, что она фантастическая.

- Что такое фантастика? Слайд 4

/Фантастика – мир невероятных, чудесных представлений и образов, рожденных воображением./

- Назовите элементы фантастики в произведении.

В повести фантастика основывается на вере в Бога и дьявольскую силу (чертей и ведьм).

3. Работа по содержанию. Слайд 5

Ребята, если бы в названии повести не было обозначено время действия, ночь перед Рождеством, могли бы вы догадаться о нем? По каким признакам?

(Действие происходит зимой, природа полна торжественного ожидания праздника, герои повести ходят по селу с колядками.)

- В чем особенность рождественской ночи? Слайд 6

/Это самая таинственная и прекрасная ночь.

По народным поверьям в самую полночь открываются небесные врата, и на землю сходит сын Божий. Если кто о чем-то хорошем будет молиться в полночь, то все исполнится.

В этот вечер на Руси читали молитву, рассказывали детям о рождении Иисуса Христа. Всю ночь праздновали и колядовали./

- Какой мы видим ночь? (Чтение описания ночи.)

- Как вы думаете, почему не полная луна, а именно месяц освещает Диканьку перед Рождеством?

/Месяц – символ молодой нарождающейся жизни, символ обновления и надежд, которые всегда связывают с чудесным праздником Рождества./

- Какое настроение создает описание месяца?

/Радостное, торжественное./

Не удивительно, что темные силы стараются его украсть. Образы каких героев создают сказочно-фантастическую атмосферу? Слайд 7

/Черт, Солоха, Пацюк./

- Что мы знаем о черте?

В «Ночи перед Рождеством», как и во многих народных сказках, возникает мотив осмеяния черта. Гоголевский черт охает, хватается за сердце, целует руку Солохи. Он изображен мелким воришкой, сунувшим похищенную вещь себе в карман.

Мать кузнеца, Солоха, внешне бойкая и хитрая деревенская вдовушка.

- Посмотрим, чем они занимаются в эту ночь. Заглянем в хату к Солохе.

(Просмотр фрагмента из к.ф. «Ночь перед Рождеством»)

- Страшен черт у Гоголя? (Нет, он похож на ряженого.)

- Солоха - ведьма? Какие ее черты это доказывают? Чем она отличается от классической сказочной ведьмы?

/Она, видимо, лукава, сметлива и удачлива. Солоха аккуратна, вернувшись из полета, наводит порядок в доме./

- Зачем к Солохе явились ее гости? О чем они мечтали? А Солоха?

/Каждый из них мечтает провести приятно время с Солохой, а она не прочь извлечь из этого выгоду./

Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – рождения Иисуса Христа, но вместе с тем злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, стараются заставить людей нарушить христианские заповеди.

- Какие из них вы знаете? Слайд 8

Всего их 10.

    Не делай себе кумира.

    Не произноси имя Господа напрасно.

    Помни, что субботу нужно посвятить Богу.

    Почитай отца и мать.

    Не убивай.

    Не прелюбодействуй.

    Не кради.

    Не произноси ложного обвинительства на ближнего твоего.

    Не желай добра ближнего своего.

10.Не имей других богов.

- Какие заповеди нарушают Солоха и ее гости?

- Почему их желания не исполнились? За что они наказаны?

/Они нарушили христианские заповеди и, оставив своих жен, пришли к Солохе.

Все поклонники Солохи оказываются в мешках, и кузнец выносит их из хаты. Теперь они стали «наколядованным добром»./

- Каким образом достигается юмористический эффект?

Герои изображаются в смешном виде.

В образе Солохи тесно связаны волшебное и бытовое. И поведение, и повадки ведьмы чисто женские. Одомашнены и сверхъестественные действия Солохи.

Изображая в «Ночи перед Рождеством» с нескрываемым юмором и лукавством довольно симпатичную компанию нечистых, Гоголь в то же время делает их прямыми участниками развернувшейся на страницах повести извечной борьбы светлого и темного начал, добра и зла.

- Кто в повести вступает в эту борьбу? Слайд 9

- Что вы о нем знаете?

(Выступления представителей группы, готовившей анализ этого образа)

- Почему черт украл месяц?

/Он украл месяц для того, чтобы навредить Вакуле./

- За что черт был зол на Вакулу?

/Отношения между чертом и Вакулой не заладились задолго до Рождества. Причиной этому была картина, «намалеванная» на стене церкви. Когда Вакула писал картину, так не понравившуюся черту, как ни пытался тот мешать живописцу, никакие его гадости не могли смутить душу Вакулы. Так крепка была его вера в Бога, так чиста его душа./

- Что же делает эту душу открытой злу?

/Безответная любовь к Оксане. Для черта это и становится последней надеждой, так как одна ночь у него осталась для сведения счетов./

- Что мы знаем об Оксане? Слайд 10

(Выступления представителей группы, готовившей анализ этого образа)

- Что в Оксане привлекательно, а что неприятно?

- Почему кузнец Вакула любит ее?

Разговор о превратностях любви. Любят не за что-то, часто не понимают, почему возникает любовь. Но любовь освещает и освящает жизнь человека.

/Вакула без памяти влюблен в Оксану и готов ради нее на все/

- Понимает ли Вакула, что Оксана его не любит? Пытается ли забыть ее? Почему это не получается?

/«Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова»./

- Какое условие ставит Вакуле Оксана?

/Ему нужно принести ей царицыны черевички, и тогда она станет его женой./

- На какой поступок решается Вакула?

Вакула понимает, что любовь нельзя купить за черевички, поэтому решается на самоубийство. В православии самоубийство - страшный грех. Бог дал человеку жизнь, и человек не может сам у себя отнять эту жизнь. Значит, чувство кузнеца настолько сильно, что он, искренне веря в Бога, готов из-за Оксаны не просто лишить себя жизни, но совершить грех более страшный - обречь свою душу на вечные мучения в аду, которые ждут самоубийц.

- Зная это Вакула продолжает искать спасение. Что он предпринимает?

/Идет к местному знахарю Пацюку./

- Что мы о нем знаем? Слайд 11

(Выступления представителей группы, готовившей анализ этого образа)

- Почему при виде Пацюка, который ел вареники, Вакула почувствовал, что он «греха набирается»?

/Пацюк не соблюдает пост, который обязателен для добрых христиан в это время./

- Почему черт так радовался, что Вакула готов погубить свою душу? Слайд 12

/Кузнец был самым набожным человеком на селе, к тому же нарисовал картину, где черту приходилось туго./

Рождественская ночь несет в себе не только чудеса, но и справедливость. Это время, когда всем воздается по заслугам.

- Как Вакула заставляет черта везти себя в Петербург?

/Ему помогает смелость, смекалка и решительность, но главная сила кузнеца – в его искренней и глубокой любви./

- Вакула оказался во дворце. На что он обращает внимание?

/Его взгляд останавливается на картине, на которой изображена Пречистая Дева с Младенцем./

- Почему?

/Этот образ – награда Вакуле за победу над чертом, за сохраненную душу посылается ему созерцание красоты Пречистой Девы с Божественным младенцем.

Глядя на картину, Вакула испытывает восторг и умиление, освобождающие его больную душу от скверны. И он легко получает царицыны черевички. Все дается человеку легко, если желание его искренне и чисто от дурных помыслов./

- А что в это время происходит в Диканьке? По селу проносятся разные слухи.

Просмотр фрагмента «Разговор на улице»

- Какими мы видим сельских кумушек в этой сцене?

/Они сварливые и вредные, любят при случае посплетничать. С жаром доказывают то, чего не знают. Оказывается, что всей Диканьке известно то, что каждый хуторянин, поддаваясь греху, считает тайной./

- Как изменилось отношение Оксаны к Вакуле, когда она поняла, что потеряла его?

- Как вела себя Оксана утром в церкви? Слайд 13

/«Одна только Оксана стояла как будто не своя: молилась и не молилась. На сердце у нее столпилось столько разных чувств, но лицо ее выражало одно только сильное смущение; слезы дрожали на глазах»/

Вакула возвращается в Диканьку с черевичками, просит у Чуба прощение и «благодарит» черта. Как он это делает?

/Вакула показал, что он признает старшинство Чуба и его власть над собой и просит его милости. Черт получает сполна за свое коварство./

- Почему черту не удалось заполучить душу Вакулы?

/Кузнецу помогает справиться с искушением вера, смелость, находчивость и искренняя любовь к Оксане./

- Как заканчивается повесть? Как вы думаете, могла ли по-другому закончиться рождественская повесть? Слайд 14

В «Ночи перед Рождеством» зло побеждено. Главный герой Вакула победил нечистую силу. Зло в повести внешне и физически не страшно, а смешно и нелепо.

Оказывается, в рождественскую ночь в самом деле случаются чудеса и исполняются самые заветные желания, но исполняются они для тех, кто заслуживает этого, потому что рождественская ночь не только ночь чудес, но и ночь справедливости.

Домашнее задание .

    Перечитайте сцены, которые показались вам смешными, перескажите их.

    Ответьте на вопрос: Что такое юмор в художественном произведении?

Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необычны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Ос‐новное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки - кузнеца Вакулы, «силача и детины хоть куда», и героя всех русских поверий -беса. Завязкой повести можно считать разговор Оксаны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана дает кузнецу обещание выйти за него замуж, если он принесет ей черевички - такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и обратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки. В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.

Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказочный мир «Вечеров на хуторе», отмечали необыкновенную поэтичность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повести, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое использование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведьмы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными легендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубинки, дает, по словам А. С. Пушкина, «живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».

Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реальное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почитаемые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что кажется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливаются в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пляшущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внутренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвра‐щения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».

Основной темой творчества Н. В. Гоголя была тема народа. Эту же тему он любовно отразил и в повести "Ночь перед Рождеством", живописно воссоздал в своем произведении образ жизни украинцев, их быт, традиции и обычаи.
А ЕСЛИ НУЖНО СОЧИНЕНИЕ ТО ВОТ

В повести описан Сочельник - вечер накануне Рождества. Согласно Библии, Рождество знаменует появление на свет Иисуса Христа. В народе с давних времен Сочельник считался магическим временем. В это время происходило зарождение иной, неведомой жизни, а всему новому и неизвестному люди всегда приписывают необычайные свойства. Так и ночи перед Рождеством приписывается способность наделять обычные предметы волшебной силой. Кроме того, считалось, что в этот вечер с наибольшей полнотой проявляет себя всякая нечистая сила. Не случайно и Гоголь изображает именно в эту ночь появление ведьмы и черта на небе, кражу чертом месяца.

Гоголь, хорошо знавший традиции украинского народа, очень достоверно, со всеми деталями, описывает празднование Рождества. С давних пор это событие сопровождалось различными народными обрядами, такими как гадания, колядование и другие. Люди верили, что если в этот вечер загадать желание, то оно непременно сбудется. В каждой семье накрывался праздничный стол, где всегда присутствовала кутья - знак богатого урожая, а также рыба, борщ, вареники, всевозможные пироги, "варенуха, перегонная на шафран водка и много всякого съестного".

В повести "Ночь перед Рождеством" мы видим молодых парней и девушек, которые ходят с колядками из дома в дом. "Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие". Колядки представляют собой веселые песни, шутки, пожелания счастья и благополучия хозяевам дома. В награду из окон то и дело высовывается рука хозяйки "с колбасою в руках или куском пирога". Еще до наступления утра все село собирается в церкви: здесь и пожилые женщины "в белых суконных свитках", и дворянки "в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами", и девчата, "у которых на головах была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов", а впереди всех - дворяне и простые мужики с усами и чубами, "в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка". И на лицах у всех - ощущение праздника.

Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника. Великий мастер слова, Н. В. Гоголь так ярко изобразил рождественские обычаи народа, что, читая его произведение, мы сами словно окунаемся в атмосферу народного праздника, становимся его участниками. Повесть "Ночь перед Рождеством" позволяет лучше узнать народные традиции, весь уклад жизни украинского крестьянства.

Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к цик-лу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необыч-ны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Ос-новное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки — куз-неца Вакулы, «силача и детины хоть куда», и героя всех русских поверий — беса. Завязкой повести можно считать разговор Окса-ны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана дает кузнецу обещание выйти за него за-муж, если он принесет ей черевички — такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и об-ратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки. В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.

Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказоч-ный мир «Вечеров на хуторе», отмечали необыкновенную поэтич-ность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повес-ти, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое ис-пользование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведь-мы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными ле-гендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубин-ки, дает, по словам А. С. Пушкина, «живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской приро-ды, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».

Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реаль-ное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почита-емые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реаль-ный мир настолько органично вливается мир сказочный, что ка-жется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливают-ся в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пля-шущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внут-ренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвра-щения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Гля-нули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».

Герои повести — самые обыкновенные люди, которых вы, казалось бы, можете встретить, лишь только завернете за угол. Это свойство В. Г. Белинский считал «первым признаком истинно художественного произведения». Со всеми героями «Ночи перед Рождеством» вы как будто давно знакомы. Но эти люди с такой теплотой и любовью описаны автором, что невольно залюбуешься ими. Однако это вовсе не значит, что перед нами проходит гале-рея идеальных людей. Нет. Гоголь наделяет своих героев качества-ми обыкновенными. Вот красавица Оксана. Ну чем не идеал? А между тем она спесива, своенравна, капризна, самолюбива. Ува-жаемый всеми голова, почитаемый Чуб — похаживают к Солохе.

Да и сам Вакула часто несдержан. Так, например, он готов «отло-мать с досады бока первому попавшемуся человеку» после разго-вора с капризной Оксаной.

Все дело в том поэтичном слоге, которым повествуется о жи-телях Диканьки.

Язык произведений Гоголя требует особого внимания. Именно с помощью колоритного, насыщенного лиризмом языка писатель рисует в своих произведениях картины украинской жизни. А сколь-ко восторга, сколько упоения в его рассказе, сколько любви и нежности! Материал с сайта

Отличительной особенностью повести является присутствие живительного и бодрого смеха. И действительно, как много ко-мичных по своей природе сцен в «Ночи…»! Разве не смешон по-чтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка! Достоин улыбки и голова, также попавший в мешок. Ну как не рассмеяться от души над тем странным диалогом между ними: «А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем? — Дегтем лучше! — сказал голова». Юмо-ром пропитано, казалось бы, все повествование: описание чуда-честв ведьмы, черта, перебранка баб, не на жизнь, а на смерть спорящих о том, как умер кузнец, утонул или повесился. Здесь смех Гоголя еще далек от той неизменной формулы, которой при-выкли называть его художественный метод — «смех сквозь сле-зы». Это придет к нему позднее. А пока мы смеемся до слез над простодушными героями его «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

В повести «Ночь перед Рождеством» есть одна особенность, которая отличает ее от других повестей цикла. Здесь присутству-ет вполне определенный исторический фон. В тексте встречают-ся реальные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II, Фонвизин, он угадывается, но не называется прямо. Все это по-зволяет говорить о примерных временных рамках произведения. Это вторая половина XVIII века.

План

  1. Экспозиция. Появление черта и ведьмы. Черт крадет месяц.
  2. Разговор кузнеца Вакулы с красавицей Оксаной. Оксана про-сит черевички, какие сама царица носит. За это обещает выйти замуж за Вакулу.
  3. Вакула идет за советом к Пацюку, запорожцу.
  4. Вакула подчиняет себе черта и летит в Петербург.
  5. Вакула у императрицы.
  6. Возвращение кузнеца и счастливое объяснение с Оксаной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • подробный план к повести гоголя ночь перед рождеством
  • краткий план сочинения ночь перед рождеством
  • "ночь перед рождеством" анализ
  • главная идея ночь перед рождеством
  • гоголь описание оксаны