17.03.2024

Договор рф о военном сотрудничестве. Удар в спину. китай подписал с сша договор о военном сотрудничестве. Договор между российской федерацией и республикой казахстан о военно-техническом сотрудничестве


ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КОРОЛЕВСТВА БАХРЕЙН О ВОЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

20160139

СОГЛАШЕНИЕ

между Правительством Российской Федерации и

Правительством Королевства Бахрейн о военном сотрудничестве

Правительство Российской Федерации и Правительство Королевства Бахрейн, именуемые в дальнейшем Сторонами,

подтверждая важность диалога по вопросам поддержания международной и региональной безопасности, стабильности и взаимопонимания в области оборонной политики государств Сторон,

имея целью дальнейшее укрепление связей между Вооруженными Силами Российской Федерации и Вооруженными Силами Королевства Бахрейн,

желая укрепить различные направления и формы военного сотрудничества между Сторонами,

согласились о нижеследующем:

Целью настоящего Соглашения является развитие военного сотрудничества между Сторонами.

Стороны сотрудничают в военной области в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и Королевство Бахрейн.

Стороны осуществляют сотрудничество по следующим основным направлениям:

обмен мнениями и информацией по военным вопросам, вопросам укрепления взаимного доверия и международной безопасности, усиления борьбы с терроризмом;

развитие отношений в области тылового и инженерного обеспечения войск (сил), военного образования, военной медицины, военной истории, военной топографии, военной гидрографии, спорта, культуры и отдыха военнослужащих и членов их семей;

обмен опытом миротворческой деятельности и взаимодействия в операциях по поддержанию мира под эгидой Организации Объединенных Наций;

взаимодействие в мероприятиях по поиску и спасанию на море; взаимодействие в области защиты окружающей среды от воздействия военных объектов;

взаимодействие в мероприятиях по борьбе с пиратством; обмен опытом в вопросах обучения и подготовки военных кадров; другие направления сотрудничества по согласию Сторон.

Реализацию указанных в статье 2 настоящего Соглашения направлений сотрудничества Стороны осуществляют в следующих формах:

официальные визиты делегаций различного уровня; участие по приглашению Сторон в военных учениях или присутствие на них в качестве наблюдателей; рабочие встречи военных экспертов;

участие по приглашению Сторон в теоретических и практических обучающих курсах, семинарах и конференциях; обучение и подготовка военных кадров;

заходы военных кораблей в порты государств Сторон и визиты военной авиации по приглашению Сторон;

командирование специалистов для реализации совместных мероприятий в военной области;

проведение культурных и спортивных мероприятий; организация отдыха военнослужащих и членов их семей;

другие формы сотрудничества по согласию Сторон.

Уполномоченными органами Сторон по выполнению настоящего Соглашения являются:

От Российской Стороны - Министерство обороны Российской Федерации;

От Бахрейнской Стороны - Силы обороны Бахрейна.

Для согласования и подготовки мероприятий военного сотрудничества уполномоченные органы Сторон могут создавать рабочие группы. Состав и порядок их деятельности определяются уполномоченными органами Сторон.

Каждая из Сторон самостоятельно финансирует расходы своих представителей, связанные с их участием в мероприятиях, предусмотренных настоящим Соглашением, если нет договоренности Сторон об ином.

Проведение мероприятий в рамках настоящего Соглашения зависит от наличия финансирования Сторон.

Любая информация, передаваемая в рамках настоящего Соглашения, независимо от ее формы и содержания, используется исключительно для целей настоящего Соглашения. Информация, полученная одной из Сторон в рамках сотрудничества, не должна использоваться в ущерб другой Стороне.

Стороны обязуются не передавать без предварительного письменного согласия другой Стороны третьей стороне информацию конфиденциального характера, полученную или совместно созданную в рамках реализации настоящего Соглашения.

Стороны самостоятельно устанавливают конфиденциальность информации, передаваемой в соответствии с настоящим Соглашением или являющейся результатом его выполнения. На носителях такой информации проставляется пометка:

в Российской Федерации - «Для служебного пользования»;

в Королевстве Бахрейн – « »

Стороны ограничивают количество лиц, имеющих доступ к информации конфиденциального характера. Стороны имеют право устанавливать дополнительные условия в отношении защиты передаваемой информации конфиденциального характера.

Необходимость сохранения в тайне сведений о сотрудничестве заблаговременно доводится Сторонами до сведения друг друга. Факты передачи информации конфиденциального характера между Сторонами фиксируются документально.

Сторона, получившая информацию, в отношении которой передающая Сторона оговорила необходимость соблюдения конфиденциальности, обеспечивает ее защиту и обращается с ней в соответствии с положениями законодательства своего государства, регулирующими обращение с информацией аналогичного характера.

Допуск представителей Сторон на военные объекты осуществляется по правилам, установленным законодательством каждого из государств Сторон, и по процедурам, согласованным в ходе переговоров.

Порядок обмена, условия и меры по защите сведений, составляющих государственную тайну государств Сторон, в ходе реализации и по окончании действия настоящего Соглашения определяется отдельным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бахрейн, заключаемым до передачи данных сведений.

В случае необходимости принимающая Сторона оказывает неотложную медицинскую помощь представителям направляющего уполномоченного органа, участвующим в мероприятиях, проводимых в рамках настоящего Соглашения.

Такая медицинская помощь оказывается в военных или гражданских медицинских учреждениях государств Сторон.

Расходы на такое медицинское обслуживание несет направляющая Сторона.

По взаимному письменному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами.

По отдельным направлениям сотрудничества, указанным в статье 2 настоящего Соглашения, Стороны могут заключать дополнительные соглашения (контракты).

Любые спорные вопросы, возникающие в ходе реализации настоящего Соглашения относительно его толкования или применения, разрешаются Сторонами путем проведения консультаций и переговоров.

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания и заключается на неопределенный срок. Его действие может быть прекращено по письменному уведомлению любой из Сторон, направленному другой Стороне по дипломатическим каналам. В таком случае действие настоящего Соглашения прекращается по истечении 180 дней с даты получения другой Стороной соответствующего уведомления.

Прекращение действия настоящего Соглашения не влияет на соглашения (контракты) и мероприятия сотрудничества, начатые в рамках настоящего Соглашения и не завершенные на момент прекращения его действия, если иное не согласовано Сторонами.

Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых являются их государства.

Совершено в г. Москве 6 сентября 2016 года в двух экземплярах, каждый на русском и арабском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

ЗА ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗА ПРАВИТЕЛЬСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОРОЛЕВСТВА БАХРЕЙН

ДОГОВОР*
между Российской Федерацией и Республикой Казахстан
о военном сотрудничестве

Ратифицирован
Федеральным законом РФ
от 26 марта 1998 годаN 39-ФЗ

________________
* На основании ст.25 Договор временно применяется со дня подписания.

Российская Федерация и Республика Казахстан, в дальнейшем именуемые "Сторонами",

руководствуясь .,

учитывая ранее достигнутые договоренности о сотрудничестве в области обороны в рамках Содружества Независимых Государств и на двусторонней основе в интересах обеспечения коллективной безопасности,

исходя из необходимости строгого и последовательного выполнения Сторонами своих обязательств по Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 г . и Протоколу к нему, подписанному в Лиссабоне 23 мая 1992 г., в дальнейшем именуемым Договором о СНВ-1 и Лиссабонским протоколом соответственно,

признавая необходимость объединения усилий и согласования действий в обеспечении надежной совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства,

выражая стремление придать новое качество и обеспечить правовую основу для военного сотрудничества между Сторонами,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Договора нижеследующие термины означают:

"Стратегические ядерные силы" (СЯС) - воинские формирования, включающие соединения, части, учреждения, организации и объекты, имеющие на своем вооружении или хранении стратегическое ядерное оружие и части, обеспечивающие их функционирование.

"Объединенные воинские формирования" - части и соединения Вооруженных сил Российской Федерации и Вооруженных сил Республики Казахстан, которые выделяются Сторонами для решения задач совместной обороны.

"Объекты оборонного назначения" - испытательные полигоны, военные объекты, объекты представительств промышленности и боевые поля, размещенные на земельных участках территории Сторон, которые могут быть использованы Сторонами совместно или переданы одной Стороной, в том числе и на условиях аренды, другой Стороне для пользования в военных целях в интересах укрепления обороноспособности обеих Сторон.

"Носитель" - межконтинентальная баллистическая ракета (МБР), тяжелый бомбардировщик (ТБ), крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ).

"Ядерный боеприпас" - боевая часть МБР или КРВБ, содержащая ядерный заряд.

Статья 2

Стороны подтверждают свои обязательства о дружественной основе межгосударственных отношений на принципах взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, равноправия и невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения договорных обязательств в соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г ., а также соблюдения других общепризнанных норм международного права.

В случае возникновения ситуации, угрожающей безопасности, независимости или территориальной целостности одной из Сторон, Российская Федерация и Республика Казахстан безотлагательно проводят консультации и предпринимают конкретные действия по оказанию друг другу необходимой помощи, включая военную, в соответствии с международным правом, двусторонним Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г . и Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.

Статья 3

Стратегические ядерные силы, размещенные на территории Российской Федерации и Республики Казахстан, выполняют задачи в интересах безопасности Сторон.

Республика Казахстан, учитывая сложившуюся систему функционирования Стратегических ядерных сил, находящихся на ее территории, признает за указанными воинскими формированиями Стратегических ядерных сил статус Стратегических ядерных сил Российской Федерации - российских воинских формирований, расположенных на территории Республики Казахстан на временной основе.

До полной ликвидации стратегического ядерного оружия, временно размещенного на территории Республики Казахстан, или его вывода на территорию Российской Федерации, решение о необходимости его применения принимается Президентом Российской Федерации по согласованию с Президентом Республики Казахстан.

При этом Российская Федерация гарантирует принятие организационных и технических мер, исключающих несанкционированное применение стратегического ядерного оружия, размещенного на территории Республики Казахстан.

Условия пребывания Стратегических ядерных сил на территории Республики Казахстан, соответствующие нормам международного права, будут определены отдельным Соглашением.

Статья 4

Все движимое и недвижимое военное имущество является собственностью Стороны, на территории которой оно размещалось по состоянию на 31 августа 1991 г.

Российская Федерация признает право Республики Казахстан на получение эквивалента (в денежной или иной форме) стоимости согласованных Сторонами материалов ядерных боеприпасов, носителей, а также оборудования и другого имущества Стратегических ядерных сил, находившихся на территории Республики Казахстан по состоянию на 31 августа 1991 г., при выводе их на территорию Российской Федерации.

При этом оценка стоимости указанных материалов и оборудования, затрат Российской Федерации на их содержание, транспортировку и утилизацию, а также размеров доли стоимостного эквивалента в пользу Республики Казахстан производится Сторонами в согласованном порядке.

Право собственности на вновь создаваемые с 31 августа 1991 г. объекты, здания и сооружения или ввозимые с этой даты вооружения, технику, оборудование и имущество принадлежат Стороне, осуществляющей финансирование соответствующих работ. В случае их долевого финансирования право собственности определяется отдельными договоренностями с учетом долевых вкладов.

Стороны подтверждают возможность использования Вооруженными силами одной Стороны объектов и сооружений, размещенных на территории другой Стороны. Перечень военных объектов и сооружений, а также порядок и условия их использования устанавливаются отдельными соглашениями.

Исходя их интересов совершенствования совместной обороны и укрепления национальной безопасности, каждая из Сторон в соответствии со своим законодательством может на взаимовыгодных условиях передавать другой Стороне во владение и пользование имущество своих Вооруженных сил, в том числе и на условиях аренды.

Каждая из Сторон не обязана производить какую-либо компенсацию другой Стороне, если не будет иной договоренности в соответствии с отдельными соглашениями, за усовершенствования, производимые последней, на военных объектах или земельных участках, расположенных на территории первой и используемых в военных целях, либо за здания или сооружения, оставленные на них по истечении действия настоящего Договора или за возврат раньше срока объектов и земельных участков.

Статья 5

Статус объектов оборонного назначения, используемых Сторонами совместно устанавливается исходя из правомочий Российской Федерации и Республики Казахстан как государств, обеспечивающих управление этими объектами, их эксплуатацию и материально-техническое обеспечение, а также совместных правомочий Сторон по контролю за деятельностью и использованием указанных объектов в интересах повышения обороноспособности Сторон.

Стороны, осуществляя функции управления, эксплуатации, материально-технического обеспечения СЯС и арендуемых друг у друга объектов оборонного назначения, несут полную ответственность за их безопасную эксплуатацию и поддержание необходимого уровня ядерной и иной безопасности.

При этом каждая из Сторон обязуется воздерживаться от действий, которые могут каким-либо образом препятствовать выполнению другой Стороной своих договорных обязательств, в том числе и по Договору о СНВ-1 , Лиссабонскому протоколу, а также функционированию ее государственных органов, и (или) наносить ущерб государственной и (или) частной собственности.

Российская Федерация принимает согласованные с Республикой Казахстан меры по ликвидации последствий деятельности расположенных на территории Республики Казахстан Стратегических ядерных сил, а также объектов оборонного назначения, передаваемых Республикой Казахстан Российской Федерации. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций Стороны принимают незамедлительные меры по ликвидации их последствий с безотлагательным информированием об этом друг друга.

Статья 6

Признавая важность строгого соблюдения положений Договора между СССР и США об ограничении противоракетной обороны от 26 мая 1972 г ., а также взаимные интересы Российской Федерации и Республики Казахстан, Стороны исходят из понимания того, что использование испытательного полигона Сары-Шаган будет осуществляться в целях создания и совершенствования систем или компонентов ПРО, размещаемых в районе, как это определено статьей III упомянутого Договора. При этом условия использования Сторонами полигона Сары-Шаган определяются отдельным соглашением.

Статья 7

Стороны оказывают друг другу взаимную помощь в реализации многосторонних международных договоров и политических обязательств по сокращению и ограничению стратегических наступательных и обычных вооружений.

При заключении договоров и соглашений в области военного сотрудничества и поставок техники и вооружения с третьими государствами каждая из Сторон обязуется учитывать интересы другой Стороны.

Статья 8

Министерства обороны Сторон разрабатывают и заключают отдельные соглашения по вопросам совместного планирования и применения войск в интересах взаимной безопасности Сторон, а также планируют и проводят совместные мероприятия по подготовке органов управления и войск на территории любой из Сторон по взаимному согласованию.

Стороны могут создавать объединенные воинские формирования под объединенным командованием.

Статья 9

Порядок управления, комплектования, материально-технического обеспечения объектов оборонного назначения, используемых Сторонами совместно, объединенных воинских формирований и их объединенного командования определяется отдельными соглашениями.

Статья 10

Стороны осуществляют сотрудничество в области военной разведки.

Каждая из Сторон обязуется не проводить военно-разведовательную деятельность, направленную против другой Стороны.

Статья 11

Стороны заключат Соглашение об использовании сил и средств Военно-Морских сил Республики Казахстан и Военно-Морского флота Российской Федерации в акватории Каспийского моря в интересах совместного обеспечения безопасности Сторон.

Статья 12

Вопросы правового статуса военнослужащих Вооруженных сил одной Стороны, проходящих службу на территории другой Стороны, членов их семей, их пенсионного обеспечения и другие вопросы социально-правовой защиты указанных лиц определяются отдельным соглашением.

Стороны распространяют на своих граждан, проходящих военную службу за пределами государства, гарантии в предоставлении и реализации социальных и гражданских прав, предусмотренных их законодательством.

Стороны признают действительность присвоенных военнослужащим воинских званий, награждений государственными наградами, документов об образовании, а также гарантируют пенсионное обеспечение, предоставление льгот военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей в соответствии с действующим законодательством Сторон с учетом выслуги лет в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, и последующего прохождения службы в Вооруженных силах Сторон, в том числе и по контракту.

Стороны гарантируют гражданскому персоналу равные права, независимо от их гражданства, в приеме их на работу в воинские части, предприятия и учреждения своих Вооруженных сил и обязуются этот период их работы учитывать в общем трудовом стаже при начислении пенсии.

При расформировании одной Стороной ее воинских частей, учреждений и заведений, расположенных на территории другой Стороны, первая обязуется выплатить гражданскому персоналу компенсацию в соответствии со своим трудовым законодательством.

Стороны консультируются между собой по вопросам совершенствования и сближения национального законодательства, в том числе финансового и социального обеспечения военнослужащих, гражданского персонала вооруженных сил, а также предоставления льгот военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, и членами их семей.

Статья 13

Лицами, входящие в состав воинских формирований, учреждений и заведений, пересекают государственную границу Сторон на безвизовой основе, без оформления заграничных паспортов и разрешительных отметок в паспортах, по предъявлению удостоверения личности (военных билетов, паспортов) и командировочных удостоверений (отпускных билетов, предписаний), а их несовершеннолетние дети - по записи в соответствующих документах. При их направлении к новому месту службы или к постоянному месту жительства они провозят личное имущество через государственную границу между Сторонами без взимания пошлин, налогов и иных сборов.

Статья 14

Материально-техническое обеспечение воинских формирований осуществляется министерствами обороны Сторон на взаимовыгодных условиях, гарантирующих поддержание на высоком уровне боеготовности и боеспособности их вооруженных сил и объединенных воинских формирований и регулируется отдельными соглашениями.

Статья 15

Деятельность воинских формирований одной Стороны, расположенных на территории другой Стороны, финансируется Стороной, под юрисдикцией которой они находятся.

Вопросы обращения национальных валют Сторон в целях обеспечения жизнедеятельности военнослужащих и воинских формирований Сторон, находящихся на их территориях, регулируются в соответствии с соглашением между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Казахстан.

Статья 16

Каждая из Сторон в своей деятельности на объектах, земельных участках другой Стороны, обязуется не нарушать государственную и общественную безопасность другой Стороны, а также индивидуальную безопасность граждан последней.

Статья 17

Стороны проводят согласованную политику в области совместных разработок, производства, ремонта и поставок вооружений, военной техники, материально-технических средств в интересах всестороннего обеспечения вооруженных сил, объектов оборонного назначения и объединения воинских формирований, осуществляют координацию вопросов военно-технического сотрудничества, обеспечивая при этом сохранение и развитие сложившихся кооперационных связей между предприятиями-разработчиками и изготовителями вооружений и военной техники. Поставки и услуги осуществляются на беспошлинной основе по ценам, применяемым каждой из Сторон для собственных нужд. Цены и тарифы согласовываются Сторонами и определяются в каждом случае отдельным соглашением.

Вопросы координации политики в области вооружений и военной техники, а также взаимных поставок продукции (работ и услуг) определяются специальными соглашениями на основе совместных программ вооружения.

Стороны осуществляют сотрудничество в области оборонной промышленности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с сохранением и развитием сложившейся специализации и кооперации.

Для осуществления согласованной политики в военно-технической сфере Стороны создадут межгосударственную комиссию по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации и Республики Казахстан.

Статья 18

Стороны сохранят сложившийся порядок обучения и подготовки офицерских кадров и младших военных специалистов для Вооруженных сил Сторон на основе соответствующих соглашений.

Статья 19

Стороны сохраняют сложившиеся системы всех видов связи, противовоздушной и противоракетной обороны, оповещения и коммуникаций и принимают согласованные меры по их развитию.

Стороны осуществляют сотрудничество в области военных перевозок. Порядок такого сотрудничества определяется отдельным соглашением.

Стороны сохраняют единое воздушное пространство для полетов военных и гражданских судов, совместную систему управления их полетами на основе соответствующих соглашений.

Статья 20

С целью укрепления дисциплины и правопорядка в вооруженных силах, на объектах оборонного назначения, используемых Сторонами совместно или на условиях аренды, и в объединенных воинских формированиях Стороны координируют действия в правоохранительной сфере.

Статья 21

Стороны совместно планируют мероприятия и оказывают взаимную помощь в решении экологических проблем, связанных с последствиями военной деятельности.

Статья 22

Настоящий Договор не направлен против каких-либо других государств и не затрагивает прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Статья 23

Стороны не допустят использования своих территорий третьим государствам в целях осуществления деятельности, направленной против другой Стороны.

Статья 24

В целях реализации положений настоящего Договора, а также в интересах расширения и дальнейшего углубления сотрудничества в области обороны Стороны создают Совместный комитет, который действует в соответствии с Положением, утвержденным Сторонами.

Статья 25

В настоящий Договор могут вноситься изменения и дополнения на основе взаимного согласия Сторон.

Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Договор заключается сроком на десять лет. Его действие затем будет автоматически продлеваться на последующие десять лет, если ни одна из Сторон не менее чем за шесть месяцев до истечения соответствующего периода письменно не уведомит другую Сторону о своем желании прекратить его действие.

Настоящий Договор временно применяется со дня его подписания.

Совершено в Москве 28 марта 1994 г. в двух экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Российскую Федерацию
Б.Ельцин

За Республику Казахстан
Н.Назарбаев

Протокольная запись о согласованном понимании статьи 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве от 28 марта 1994 г.

Российская Федерация и Республика Казахстан исходят из того понимания, что упомянутое в первом абзаце статьи 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве от 28 марта 1994 г. право собственности Республики Казахстан на движимое военное имущество, находившееся на ее территории по состоянию на 31 августа 1991 г., в части, касающейся ядерных боеприпасов, распространяется на материал таких боеприпасов, а не на боеприпасы в сборе.

За Российскую Федерацию
Б.Ельцин

За Республику Казахстан
Н.Назарбаев

Военные связи СССР и КНР были установлены еще в 1949 году, но в 1969 году вследствие ухудшения советско-китайских отношений были приостановлены. С 1949 года по 1969 год Китаю было поставлено вооружения и военной техники на общую сумму около 4,1 миллиарда долларов. В 1951-1960 годах КНР было оказано техническое содействие в создании и дооборудовании объектов военного назначения на сумму 439,3 миллиона долларов. Кроме того, в 1949-1962 годах было передано безвозмездно 650 лицензий на производство вооружения и военной техники.

Советские специалисты помогали китайским военным осваивать эту технику. За период сотрудничества в КНР было командировано 5250 военных советников и специалистов, а в вузах Минобороны СССР подготовлено 1578 китайских военнослужащих.

После многолетнего перерыва военно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем возобновилось лишь в 1990 году. Оно основывается на положениях межправительственного Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, подписанном 24 ноября 1992 года, и Меморандуме о понимании между правительствами России и КНР о военно-техническом сотрудничестве, который был подписан 18 декабря 1992 года.

В Китай поставлялись также системы и комплексы противовоздушной обороны малой и средней дальности типа "Тор", "Бук", "Тунгуска".

Без газа, все равно что без кислорода. Кажется, задавили все таки Комментаторы пишут, что Путин в ярости из-за удара в спину стратегического партнера, на которого Кремль рассчитывал в противостоянии с Западом. Китай и США подписали договор о военном сотрудничестве.

Кроме того, США получили первый из 8-и заказанных у Китая танкеров-гигантов для транспортировки сжиженного газа в Европу. На этом фоне Китай требует от Москвы широкомасштабного переселения китайцев на арендованные земли в Забайкалье – с внесением в российское законодательство соответствующих изменений (нового закона о лишении в определённых случаях наших граждан прав на недвижимость на арендованных иностранными государствами территориях им показалось мало) – для удобства этого процесса.

Эксперты пишут в этой связи: В российских отношениях с Китаем всё предельно ясно. Это “мирная” экспансия – и эту войну, подписав с ним множество крайне специфичных договоров, Россия уже проиграла: пути назад нет – русская экономика просто не выдержит на данном этапе таких неустоек, а помимо этого присутствуют ещё и нюансы, связанные с поставками очень важного для российского нефтепрома китайского оборудования.

В отличие от азиатов, опыта ведения скрытых экономических войн у русских нет. Нет даже понимания того, как оно выглядит. Русский конёк – тупое откровенное или едва завуалированное насилие и шантаж – как, например, с газом в Европе – мол, замерзнут они без России – и умрут. На иные (более элегантные) формы экспансии своего влияния Россия не способна. Плюс отсутствие понимания кремлевским главарем, решившим, что за счёт игрищ с Китаем выйдет хотя бы временно залатать экономические дыры, появившиеся из-за его – и его подельников – непрофессионализма, жадности, чванства и амбиций, того, что Китай вовсе не друг – и преследует цели получения собственных – исключительных из-за сложившейся в России и вокруг неё политической и экономической ситуаций – выгод.

Комментируя поставки США крупнотоннажных танкеров эксперты указывают, что норвежская Gasco уже более полугода продаёт в Европе газа на 30% больше, чем “Газпром”. А теперь компания Ineos Olefins & Polymers Europe (один из крупнейших европейских производителей нефтехимической продукции) и ее партнер – компания Evergas – поставками этана из Штатов в течении, максимум, двух-трёх лет выбьют Россию с европейского газового рынка.

И крупнейший развивающийся газовый рынок (Индия-Пакистан-Иран) уже грамотно отгорожен Китаем от России – например, региональный газопровод уже не российско-китайский, как планировалось в Москве, а пакистано-китайский. И Китай не намерен русских туда пускать, для чего у него уже есть как минимум два сильных рычага экономического влияния. Вкупе это откровенный перераздел мирового газового рынка, который продлится – самое большее – до 2020-го года, и далее, по его окончании, рынок обретёт стабильную форму на следующие 20-30 лет. Для России это грозит катастрофой, потому как российская доля добычи и продажи газа – 32% от мировой (по нефти только 13,5%), поэтому на мировом нефтяном рынке Россия – вполне рядовой игрок, к тому же зависимый заменой обветшавших буровых всё от того же Китая, которому Москва уступила главенство во внутреннем российском нефтесервисном секторе под молчание СМИ.

Русским просто будет или некуда девать ворованный газ. или придётся продавать его Китаю задарма – для его игр на внешних рынках (для внутреннего рынка у него есть собственный – и Китай в зависимость от российского газа не поставишь). В Украине, как раз по большей части в Донбассе, огромное количество неразработанного сланцевого газа – контракт на разработку которого с Royal Dutch Shell и Chevron на 50 лет был подписан в начале 2013 года.

Киев надеялся таким образом освободиться от энергетической зависимости от России – и прорубить себе газовое окно в Европу. Сейчас концерн подумывает о выходе из совместного проекта с украинской госкомпанией из-за войны в Донбассе, а Chevron уже отказался от разработок из-за военных форс-мажорных рисков. Так что Путин “гибридно” воюем в Украине не за эфемерное политическое влияние, а за газ – то есть, за газовую зависимость от Кремля — Украины и Европы. Но теперь – даже если Россия и выиграет бой за Украину, то она уже проиграла бой за Европу и Индо-Восточно-Азиатский регион.

Попутно проиграв экономический бой с Китаем за землю и промышленное развитие, дипломатический – за отношения, практически, со всем миром, и финансовый – за возможности глобального международного госкредитования, на котором российские госкомпании плотно сидели со времён перестройки. И всё это при том, что Россия сама создала все окончательные условия для собственного экономического развала одним махом (особенно, если учесть неконвертируемость рубля) – всего лишь лозунгом: “Крым наш!”

Угроза НАТО, о которой рассказывает русская пропаганда, как о предлоге для “крымнашизма” Кремль всего за полгода до Майдана и дальнейших событий с аннексией и войной вообще никак не волновала. Россия заинтересована в продолжении войны в Донбассе, поскольку её затягивание вынудит Royal Dutch Shell выйти из договора – и тогда Москва сможет сохранить хотя бы украинский газовый рынок. Плата за это очевидна: тысячи человеческих жизней – и десятки тысяч несчастных родственников убитых в двух странах – при том, что и тех, и других правительства используют втёмную.

Но в этой истории есть ещё кое-что не менее гнусное. Львиная доля в международных спекуляциях российским газом и нефтью приходится на господина Тимченко – теперь уже гражданина Финляндии, а не так давно – члена славного кооператива “Озеро”. Понимаете, кто и почему – ради собственных финансовых интересов – отправил русскую солдатню умирать и убивать в Донбасс?, — заключают комментаторы.