11.10.2019

Девиантное поведение понятие и признаки. Девиантное поведение подростков


Далеко не все люди подчиняются правилам, принятым в обществе, следуют рамкам морали, этики и законов. Девиантное поведение личности определяется поступками людей, противоречащими установленным социальным нормам в определенном сообществе.

Слово «девиантное» английского происхождения, означает оно «отклонение». В конечном итоге, личностей с девиантными поступками ожидает общее порицание, изоляция, лечение либо наказание. Но почему люди, зная о последствиях, склонны демонстрировать поведенческие расстройства? Они больны?

Девианты - люди, чьи поступки противоречат принятым нормам поведения

Поведенческие реакции девиантного типа обладают сложной природой. Они формируются у человека под влиянием многочисленных и разнообразных факторов. Свою лепту вносят среда обитания, наследственность, воспитание, врожденные черты характера, сфера деятельности. Психологи выделяют две группы основных факторов, влияющих на развитие этого синдрома.

Биологические причины

Факторы биологического характера обусловлены существованием каких-либо особенностей человеческого организма (анатомических либо физических). При корректировке девиантности в данном случае требуется и некое медицинское вмешательство. Биологические причины подразделяются на следующие разновидности:

Генетические. Наследственные факторы, приводящие к возникновению девиантности, зарождаются у человека еще в процессе внутриутробного развития.


Что такое «девиантное поведение»

У ребенка очень велики шансы проявить себя впоследствии девиантной личностью в следующих случаях:

  • имеется отягощенная наследственность;
  • неполноценное, скудное питание будущей матери;
  • материнские заболевания нервно-психической этиологии;
  • беременная женщина принимала алкоголь, наркотики, курила;
  • перенесенные при беременности инфекционные болезни, черепно-мозговые травмы.

Психофизиологические . Эти причины связаны с внешним воздействием на человеческий организм стрессов, длительных конфликтов, серьезных психоэмоциональных нагрузок. Сюда входят и причины, вызывающие токсические и аллергические заболевания (неблагоприятная экология, работа на вредном производстве).


К чему приводит девиантность

Физиологические . В эту категорию медики относят какие-либо внешние признаки, негативно влияющие на формирование адекватной социальности у человека:

  • грубые дефекты речи;
  • внешняя непривлекательность (отталкивающая внешность);
  • яркие недостатки в конституции человека (косолапость, деформации).

Такие недостатки провоцируют негативное восприятие обществом самой личности, что провоцирует анормальные взаимоотношения с окружающими. Часто зачатки и признаки девиантного поведения физиологического характера проявляются уже с детства.

Психологические причины

Для зрелого формирования человека необходимы здоровые психологические условия. В зависимости от воздействия окружения у ребенка формируются два направления психического развития:

  1. Приобщение и уважение к окружающей социальной культуре.
  2. Отчуждение и неприятие социальной среды, где существует личность.

Если в детстве ребенок ощущает постоянную нехватку материнской любви, опеки – у него сформируется защитная реакция на враждебное общество . Как результат, развиваются различные невротические расстройства, комплекс неполноценности, эмоциональная лабильность (неустойчивость, скачки настроения).

Нередко развиваются и различные психические патологии, задержка развития, заболевания невротического спектра. Все это создает платформу для будущего девиантного поведенческого расстройства.


Причины девиантного поведения

Для подобных личностей характерно проявления примитивности мышления, инфантилизм, стремление к получению развлечений. Одновременно формируется и ярко выраженная эгоцентричная позиция. Появляется показная демонстрация пренебрежения к нормам поведения, криминальные склонности и отсутствие чувства ответственности за поступки.

Виды девиантного поведения

Поведенческие модели девиантов психологи условно подразделяют на три большие группы:

Дисциплинарные нарушения . Личность проявляет асоциальное и деструктивное поведение. То есть ведет себя в несоответствии с общепринятыми нормами. Сюда можно отнести постоянные нарушения дисциплины в школе, которые становятся нарочито показными, конфликт в семье между поколениями.

Ярким примером девиантности, рождающейся на конфликте поколений, становятся различные молодежные неформальные течения: панки, рокеры, хиппи.

Правонарушения и преступления . Такие формы проявления девиантного поведения называются «делинквентными».


Что такое «делинквентное поведение»

В социологии, рассматривая синдром девиантности, выделяют следующие виды преступлений:

  1. Против личности. Наиболее тяжкие виды девиантности: убийства, насилие, изнасилование, драки, телесные повреждения.
  2. Беловоротничковая. Девиантность такой формы присуща людям, занимаемым определенные посты и социальную значимость (политики, руководители, менеджеры крупного звена). Это неуплата налогов, взятки, злоупотребление служебным положением, шантаж, вымогательство, намеренный выпуск недоброкачественной продукции.
  3. Организованная. Девиантное поведение этого вида отличается «феодальным» характером. То есть личность, стоящая во главе организации, не контактирует с непосредственными исполнителями преступлений. Организованная девиантность связана с теневыми экономическими структурами: игорный бизнес, продажа оружия, наркотиков, организация притонов, борделей, кража в особо крупном размере, перепродажа краденного.
  4. Государственные. Девиантное поведение, из-за которого страдает безопасность определенного государства и ее гражданам. К таким проявлениям относят терроризм, шпионаж. В эту группу входят и преступления, совершаемые самим государством против народа: расовые и этнические преследования, депортация народов определенных национальностей.
  5. Безжертвенные. Еще одним видом преступлений, рассматриваемых в социологии, являются такие законодательные правонарушения, при которых невозможно определить жертву. Примеры девиантного поведения безжертвенной группы: занятия проституцией, аборты, самоубийства, порнография, наркомания, алкоголизм.

Психические заболевания, приводящие к преступлениям . Психически больные люди, склонные к неадекватным действиям и потенциально считающиеся опасными для общества, автоматически становятся девиантами . Таких больных в целях безопасности, определяют в специализированные изолированные учреждения лечебного типа.

Позитивная девиантность

Девиантное поведение – отличительная черта общества. Без девиантности не было бы нормального развития любого сообщества. Ведь мир состоит из людей, совершенно разных характеров, взглядов, привычек. Личность – глубоко индивидуальное создание и далеко не всегда действует по общепринятым нормам поведения.


Сравнение позитивного и негативного девиантного поведения

Девиация играет важную роль в развитии любого человеческого общества. При некоторых моментах девиантность играет роль положительную, неся некую функциональную нагрузку.

Что такое девиантное поведение и какую положительную роль оно приносит обществу:

  1. Наличие девиантов способствует более тесному сплочению людей разных социальных групп. Отдельным людям девиантное поведение помогает осознать собственную индивидуальность, адаптируя человека к внешним условиям.
  2. Девиантность проявляет существующие границы дозволенного в определенном обществе. Выявляется, до каких пределов общество способно терпеть негативных девиантов.
  3. Девиантные личности помогает выявить наличие имеющихся в обществе проблем (дефектов). Например, рост спекулянтов выявляет огрехи в экономической сфере страны, одновременно снимая проблему пополнения общества дефицитными товарами.
  4. Девианты способствуют развитию сообщества и в сфере правоохранения. Резкий рост нарушений в конкретной области указывает на существующую проблему этой сферы и помогает проводить некие меры (принятие законов, нормативных актов, улучшение проверочных структур).

Благодаря такому явлению, как девиантность, мир узнал великих гениев творческого и научного склада. Девиантным поведением отличались многие выдающиеся люди: Сальвадор Дали, Никола Тесла, Ван Гог, Джонатан Свифт, Эрнест Хемингуэй, Альберт Эйнштейн, Артур Шопенгауэр, Эдгар По, Роберт Шуман.

Симптомы девиантного поведения

Положительная девиантность отмечается у одаренных людей, обладающих гиперспособностями. А вот если в развитии и жизни человека присутствуют неблагоприятные факторы, приводящие к появлению асоциальной девиантности, у одаренной личности формируются различные нарушения в нервно-эмоциональном складе, невротические состояния и психиатрические заболевания .


Признаки девиантного поведения

Чтобы понять, что у человека (взрослого или ребенка) формируется девиантные рефлексы, обратите внимание на симптомы, которые сопутствуют данному синдрому. Перечислим их:

  • необычные хобби, увлечения;
  • быстрая смена приятелей, друзей;
  • врожденное импульсивное поведение;
  • повышенная агрессивность, упрямство;
  • попытки ухода из дома, конфликтность;
  • наличие комплексов и низкой самооценки;
  • склонность к различным фобиям, страхам;
  • неумение доводить начатое дело до конца;
  • сложность при адаптации личности в социуме;
  • растущие проблемы с успеваемостью в школе;
  • проблемы со сном, частые простуды (в детском возрасте);
  • проявление инфантилизма (незрелость в личностном развитии);
  • прирожденная рассеянность, нарушение концентрации и внимания;
  • слабая воля, несформированное представление об ответственности;
  • наличие невротических расстройств, проявления депрессивных состояний.

Девиантное поведение может проявляться как отдельными симптомами, так и большим набором присущих ему признаков. Каждый случай девиантности индивидуален.

Что делать с девиантом

Девиантность относится к самым стойким поведенческим проявлениям разумного общества. Проблема девиантов актуальна всегда. Корректируя поведение таких личностей, психологи разрабатывают целые комплексы различных мероприятий.

Профилактика

Специалисты различают три вида профилактических работ по раннему выявлению и устранению девиантного поведения:

  1. Первичная. Ориентирована на возраст детей и подростков. Ее целями становится воспитание у подрастающей личности таких качеств характера, как воля, усидчивость, целеустремленность, стрессоустойчивость.
  2. Вторичная. Работа с детьми, подростками, проживающими в неблагоприятной среде, с социально сложными условиями. Целью вторичной профилактики девиантности является изменение негативных условий жизни подрастающего поколения.
  3. Поздняя. Такая профилактика направляется на решение узкопрофильных задач в коррекции девиантного поведения в рамках предупреждения рецидивов и негативных последствий уже сформированных девиантов. Работа ведется с помощью приближенных к девиантам лиц, обладающих стойким социальным поведением.

Терапия девиантности

Коррекцией запущенных форм девиантных проявлений (игровая зависимость, алкоголизм, наркомания, клептомания) занимаются медики (психиатры и психотерапевты). Корректировка осуществляется одновременно с медицинским лечением в амбулаторных условиях.

Психотерапевтическая работа может проводиться как с одной личностью, так и в условиях коллективной группы.

Эффективными становятся тренинги по саморазвитию, умению управлять собой, занятия, направленные на борьбу с фобиями, низкой самооценкой и иными негативными установками . При работе с девиантом особое, очень важное условие занимает вспомогательная консультация с близкими человека. Поддержка со стороны родных, друзей помогает в работе психотерапевта и улучшает жизнь девиантной личности.

Девиантное поведение представляет собой особую форму отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды. Девиантное поведение подразумевает под собой обязательную деградацию личности, потому как просто невозможно прогрессировать, причиняя боль другим. Человек меняется буквально на глазах: он теряет чувство реальности, элементарный стыд и всякую ответственность.

Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом. Она не хочет вникать в нужды окружающих, ее не заботят чувства близких людей. Девиантное поведение отнимает у человека возможность здраво мыслить и рассуждать.

Понятие девиантного поведения

Понятие девиантного поведения в психологической науке появилось благодаря усердной работе Эмиля Дюркгейма. Он стал основоположником теории о девиации в целом. Само понятие девиантного поведения вначале означало некоторое расхождение с общественным пониманием того, как следует себя вести в той или иной ситуации. Но постепенно понятие девиантного поведения сделалось приближенным к пониманию правонарушений и сознательному причинению вреда окружающим. Эту мысль дополнил и развил в своих работах последователь Эмиля Дюркгейма – Роберт Кинг Мертон. Ученый настаивал на том, что девиантное поведение во всех случаях продиктовано нежеланием развиваться, работать над собой и приносить пользу тем, кто находится рядом. Понятие девиантного поведения относится к числу тех, которые затрагивают сферу человеческих взаимоотношений.

Причины девиантного поведения

Причины, по которым человек выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Девиантное поведение всегда характеризуется чрезмерной обидчивостью, ранимостью, повышенной агрессивностью и непримиримостью. Такой человек требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись и неважно, какой ценой. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера. Итак, каковы же причины формирования девиантного поведения?

Неблагополучная среда

На личность оказывает большое воздействие та среда, в которой она находится. Если человека поместить в такое окружение, где постоянно его будут унижать и упрекать, то постепенно он начнет деградировать. Очень многие просто замыкаются в себе и перестают доверять окружающим. Неблагополучная среда заставляет личность испытывать негативные чувства, а потом выстраивать против них защитные реакции. Девиантное поведение является следствием жестокого и несправедливого обращения. Никогда благополучный и счастливый человек не станет причинять боль окружающим, пытаться что-то доказывать любой ценой. Сущность девиантного поведения состоит в том, что оно постепенно разрушает человека, обнаруживая старые обиды и невысказанные претензии к миру.

Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять. Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным. Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.

Употребление алкоголя и наркотиков

Другой причиной девиантного поведения является присутствие в жизни человека чрезмерно негативных разрушающих факторов. Девиантное поведение, конечно, не возникает само по себе, без видимых на то причин. Нельзя не согласиться с тем, что отравляющие вещества негативно воздействуют на наше сознание. Личность, принимающая наркотики, обязательно рано или поздно начинает деградировать. Наркоман не может контролировать себя, теряет способность видеть хорошее в людях, утрачивает самоуважение, у него проявляется приступы агрессии, направляемой на других. Диагностировать такое девиантное поведение сможет даже человек без специального образования. Деградирующая личность производит яркое отталкивающее впечатление. Окружающие, как правило, стараются избегать встреч с такими субъектами, опасаясь неблагоприятных последствий и попросту беспокоясь за свою жизнь. Иногда бывает достаточно взглянуть на личность, чтобы установить причину ее неадекватного поведения. Отклоняющееся девиантное поведение невозможно скрыть от посторонних глаз. Родственники и близкие того, у кого наблюдается девиантное поведение, как правило, начинают сами стесняться и стыдиться происходящего, хотя сами сильно страдают от действий девианта.

У страдающего алкогольной зависимостью тоже присутствуют проявления агрессии и неконтролируемого гнева. Чаще всего, этот человек разочаровывается сначала в себе, а потом в окружающих людях. Чтобы диагностировать девиантное поведение, иногда бывает достаточно взглянуть на самого человека, определить его суть. Причина, по которой люди ломают себя и начинают принимать различные токсические вещества, проста: они не могут реализовать в мире свой потенциал. Девиантное поведение личности всегда подразумевает присутствие резких негативных проявлений, которые вредят жизни и благополучию окружающих людей.

Постоянная критика

Есть и другая причина формирования девиантного поведения. Если в детстве ребенка постоянно ругать за что-либо, то проявления саморазочарования не заставят себя долго ждать. Отсюда происходят неуверенность в себе, повышенная чувствительность к критике, эмоциональная и психическая неустойчивость. Постоянная критика может в итоге привести к любым формам и типам девиантного поведения. Все типы девиантного поведения независимо от формы выражения сводят на нет любые усилия стать лучше и утвердиться в какой бы то ни было сфере жизни: личной жизни, профессии, творчестве. Просто человек в определенный момент перестает верить в себя и свои возможности. Он не разбирается в причинах своего состояния, а ищет подтверждения негативных проявлений вовне. Диагностика девиантного поведения – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который должен проводиться специалистами. Нужно быть предельно внимательными с детьми и подростками, чтобы не сломать их мечты, не разрушить веру в себя и собственные перспективы. Причины девиантного поведения могут быть совершенно различными. Лучше предупредить развитие такого отклонения, чем потом пытаться исправлять последствия.

Классификация девиантного поведения

Классификация девиантного поведения включает в себя несколько важных понятий. Они все связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Те, кто находятся рядом с таким человеком, первыми начинают бить тревогу. Диагностировать деградирующую личность сможет даже ребенок. Говоря иными словами, девиантные формы поведения распознать нетрудно. Проявление девиантного поведения, как правило, заметно для окружающих. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы и типы девиантного поведения.

Аддиктивное поведение

Зависимость – это самый первый тип девиантного поведения. Аддикции у человека развиваются постепенно. Путем формирования какой-либо зависимости он пытается компенсировать отсутствие в своей жизни чего-то очень значимого и ценного. Какие могут быть зависимости и почему они столь разрушительны для личности? Это, в первую очередь, химическая зависимость. Употребление наркотиков, алкоголя ведет к формированию устойчивой аддикции. Человек спустя какое-то время уже не представляет себе комфортного существования без пагубной привычки. Так, заядлые курильщики говорят о том, что вовремя выкуренная сигарета помогает им расслабиться. Люди, пристрастившиеся к алкоголю, часто оправдывают себя тем, что бокал спиртного позволяет открывать в себе новые возможности. Разумеется, такие перспективы – мнимые. На самом же деле личность постепенно утрачивает контроль над собой и своим эмоциональным состоянием.

Существует и психологическая аддикция. Она проявляется в зависимости от мнения окружающих, а также болезненной сосредоточенности на другом человеке. Здесь имеют место безответные влюбленности, которые уносят много жизненных сил. Такая личность тоже разрушает себя: бесконечные переживания не прибавляют здоровья и сил. Часто пропадает желание жить, ставить себе цели и стремиться к их достижению. Диагностика девиантного поведения подразумевает своевременное выявление патологических признаков и предупреждение их развития. Проявление девиантного поведения всегда, во всех случаях без исключения нуждается в коррекции. Любая аддикция — тип девиантного поведения, которое рано или поздно приведет человека к полному разрушению.

Делинквентное поведение

Преступное или противоправное поведение – другой тип девиантного поведения, который можно считать опасным не только для самой личности, но и для общества в целом. Делинквент – тот, кто совершает преступные действия – это человек, полностью утративший какие-либо нормы морали. Для него существуют только собственные потребности низшего порядка, которые он стремится любым способом удовлетворить. Диагностировать такую личность можно с первого взгляда. Большинство людей охватывает естественный страх, как только появляется подозрение, что рядом с ними находится преступник. Некоторые типы граждан стремятся тут же обратиться в органы правопорядка.

Делинквент не остановится ни перед какими преградами. Его интересует только получение собственной сиюминутной выгоды и ради достижения такой цели он готов порой идти на неоправданный риск. Основными признаками того, что перед вами правонарушитель являются следующие. Преступник редко смотрит прямо в глаза, говорит неправду для того, чтобы самому выйти из сложной ситуации. Такому человеку не составит никакого труда подставить даже близкого родственника. Диагностикой правонарушителей, как правило, занимаются соответствующие органы.

Антиморальное поведение

Антиморальное поведение представляет собой особый тип девиантного поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении на людях. Кроме того, в каждом отдельно взятом социуме антиморальным будут считаться разные поступки и действия. Общими нарушениями нравственности считаются: занятия проституцией, публичное оскорбление других людей, нецензурная лексика. К антиморальному поведению склонны личности, у которых отсутствуют всякие представления о том, как себя следует вести в той или иной ситуации. Часто они вступают в яркое противоречие с законом, имеют проблемы с полицией. Диагностировать подобное поведение достаточно просто: оно бросается в глаза сразу, при первом проявлении.

Самоубийство

Данный тип девиантного поведения относится к числу психических расстройств. Попытки самоубийства предпринимают те личности, которые не видят дальнейших перспектив и возможностей для продолжения своего существования. Все им кажется бессмысленным и лишенным всякой радости. Если человек только задумывается о самоубийстве, значит, в его жизни все еще можно поправить. Просто он подошел к опасной черте. Необходимо, чтобы кто-то оказался с ним рядом в нужный момент и предостерег от этого необдуманного шага. Самоубийство еще никому не помогало решить насущные проблемы. Расставаясь с жизнью, человек наказывает, в первую очередь, себя самого. Даже близкие родственники когда-нибудь утешаются и всеми силами души продолжают жить дальше. Диагностировать склонность к самоубийству достаточно трудно, потому что такие люди учатся быть скрытными и значительно преуспевают в этом занятии. Вместе с тем потенциальные самоубийцы крайне нуждаются в своевременной помощи. К сожалению, не каждый ее получает.

Признаки девиантного поведения

Склонность к девиантному поведению психологами определяется по ряду существенных признаков. Эти признаки прямо или косвенно указывают на то, что человек находится в неадекватном состоянии, а значит, может быть причастен к совершению преступлений или быть вовлеченным в зависимость. Каковы признаки девиантного поведения? По каким параметрам можно понять, что перед вами находится девиант? Существует несколько форм выражения негатива. Диагностировать их можно просто наблюдая за людьми и делая соответствующие выводы.

Агрессивность

Любой человек, который совершает что-то противозаконное, будет проявлять свои самые худшие качества характера. Проблема заключается в том, что даже хорошие черты личности у девианта со временем теряются, словно уходят в пустоту и растворяются в воздухе. Девиантное поведение характеризуется повышенной агрессивностью, непримиримостью и напористостью. Преступник или любой другой нарушитель будет стараться во всем отстаивать свою позицию и делать это достаточно жестко. Такая личность не станет считаться с нуждами других людей, признавать альтернатив, для нее существует только своя индивидуальная правда. Агрессивность отталкивает других людей и позволяет девианту долгое время оставаться незамеченным обществом. С помощью проявляемой агрессивности человек идет к своим целям, избегает эффективного взаимодействия с другими людьми.

Агрессивность – это всегда признак присутствия страха. Только уверенный в себе человек может позволить себе быть спокойным и уравновешенным. Тот, чья повседневная деятельность связана с риском, всегда будет нервничать. Каждую минуту ему приходится быть начеку, чтобы ненароком не выдать себя, а порой и не обнаружить своего присутствия.

Неуправляемость

Девиант стремится все контролировать, но на самом деле сам становится неуправляемым и нервным. От постоянного напряжения у него теряется способность рассуждать логически, здраво, принимать ответственные решения. Иногда он начинает запутываться в собственных рассуждениях и совершать весомые промахи. Такие ошибки постепенно подтачивают силы, способствуют формированию страшной неуверенности в себе. Неуправляемость в конечном итоге может сослужить ему плохую службу, сделать человека агрессивным и замкнутым одновременно. А так как все социальные связи к тому времени оказываются разорванными, просить помощи становится не у кого.

Никто не может внушить девианту, что он не прав. Собственной неуправляемостью он обнаруживает необходимость постоянно находиться в состоянии опасности. Защищаясь, человек на самом деле все больше теряет контроль над ситуацией, поскольку напрасно расходует драгоценную энергию. В итоге происходит эмоциональный разрыв с собственной личностью, и человек перестает понимать, куда ему дальше следует двигаться.

Резкая смена настроения

У девианта в процессе жизнедеятельности происходят порывистые скачки настроения. Если кто-то действует не по установленной схеме, то нарушитель начинает проявлять агрессивный подход. Самое интересное заключается в том, что он никак не может контролировать свои эмоции. В один момент он весел, а через минуту уже кричит от негодования. Резкая смена настроения продиктована напряженностью нервной системы, эмоциональной усталостью, истощением всех важных внутренних ресурсов.

Девиантное поведение всегда направлено на разрушение, даже если в самом начале противоправных действий человеку кажется, что он нашел легкий и беззаботный способ жить. Обман раскрывается очень скоро, принося с собой оглушительной силы разочарование. Нарочитая веселость – всего лишь иллюзия, до поры, до времени тщательно скрываемая даже от самого девианта. Резкая смена настроения всегда негативно влияет на дальнейшее развитие событий: человек становится неуправляемым, лишается покоя, уверенности в себе и завтрашнем дне. Диагностировать резкую смену настроения нетрудно, даже сам человек в состоянии ее у себя заметить.

Скрытность

Любому нарушителю всегда приходится прилагать значительные усилия к тому, чтобы как можно дольше оставаться незамеченным. В результате у девианта формируется скрытность, направленная на намеренное утаивание нужной и необходимой информации. Скрытность порождает подозрительность, нежелание с кем-либо делиться своими мыслями и чувствами. Такой эмоциональный вакуум способствует развитию серьезного эмоционального истощения. Когда человек не может никому доверять в этой жизни, он теряет все: ему становится фактически незачем жить, утрачивается самый необходимый смысл. Человеческая природа так устроена, что нужно постоянно иметь в голове определенные идеалы для комфортного существования. Сформировавшееся мировоззрение ведет нас вперед, к новым свершениям. При отсутствии видимых перспектив личность сразу начинает разрушать себя и деградировать.

Скрытность порождает склонность к обману. Девиант не может говорить правду, потому что живет по иным законам, нежели окружающее его общество. Со временем обман становится нормой и совсем перестает им замечаться.

Таким образом, девиантное поведение – это серьезная проблема, существующая и в современном обществе. Такое явление обязательно нуждается в скорейшей коррекции, однако исправить его представляется значительно трудным, практически невозможным делом.

В 1897 году французский социолог Эмиль Дюркгейм опубликовал работу под названием «Самоубийство», основанную на статистке суицидов в нескольких европейских странах. В этом труде ученый выдвинул предположение, что самоубийство – не что иное, как продукт взаимодействия людей. Одним из факторов суицидального риска Дюркгейм называл «аномию» – состояние человека, ставшего жертвой разрушения общественных норм. Примерно тогда и началось изучение «отклоняющегося» поведения в рамках отдельного раздела социологии – девиантологии.

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение рассматривается не только в социологии, но в медицине, криминологии и психологии. В социологии оно имеет также второе название – социальная девиация. Понятие неразрывно связано с определением социальной нормы, под которой обычно подразумевается степень допустимого в поступках людей, помогающая социальной системе находиться в равновесии.

Девиантным поведением чаще всего называют устойчивые формы отклонения индивида от традиционных социальных норм, что представляет реальную опасность как для самого индивида, так и для общественного благополучия. Соответственно, девиант – носитель девиации, человек, который определенным образом нарушает общепринятые устои. Подобные явления чаще всего сопровождаются социальной дезадаптацией личности.

Основные признаки:

  • поступки человека вызывают однозначно негативную оценку со стороны окружающих;
  • наносится вред самому индивиду и окружающим людям;
  • проявления имеют устойчивый характер.

Формы и примеры девиаций

Существует множество классификаций девиантного поведения. Одна из версий была предложена американским социологом Робертом Мертоном. Он выделял 4 возможных типа девиаций:

  • инновация, когда девиант согласен с целями общества, но отрицает основные пути их достижения (к примеру, воровство или создание «финансовых пирамид»);
  • ритуализм – противоположное явление, которое заключается в преувеличении способа достижения цели и отсутствием внимания к самой цели;
  • ретретизм – отказ от социально одобряемых сценариев и способов их реализации (например, аддиктивные пристрастия или бродяжничество);
  • бунт – отрицание общепринятых целей и способов и попытка подменить их другими (к этой группе можно условно отнести революционеров).

Венгерский социолог Ференц Патаки к традиционным видам девиаций относил преступную деятельность, алкоголизм, наркоманию, самоубийство. Им же был выделен также особый «преддевиантный синдром», который представляет собой комплекс определенных качеств личности, совокупность которых чаще всего приводит к устойчивым формам девиантного поведения. Среди них:

  • аффективный тип личности;
  • повышенный уровень агрессии;
  • неблагополучные отношения в семье;
  • случаи антисоциальных действий в раннем возрасте;
  • негативное отношение к учебе;
  • уровень интеллекта ниже среднего.

К вышеперечисленным формам девиаций стандартно относят и другие: клептоманию, сексуальные и пищевые нарушения, терроризм, проституцию, гомосексуализм и т.д.

Стоит отметить, что некоторые исследователи выделяли не только деструктивные виды девиантного поведения, но и социально-нейтральные и даже конструктивные формы. Например, Ю.А. Клейберг к нейтральным относил попрошайничество, к положительным – социальное творчество. Н.В. Майсак также причисляет некоторые формы творчества к конструктивным девиациям, а некоторые формы поведения – к социально одобряемым (в основном, в рамках определенной группы людей). К числу позитивных девиаций можно отнести гениальность, новаторство, аскетизм, героические поступки и т.д.

Причины и профилактика

Изначально девиаций причины пытались связать с генетической предрасположенностью, особенностями физиологии и психики индивида (например, умственная отсталость). Позднее, хотя физиологические и психологические предпосылки и не были отвергнуты полностью, ученые пришли к заключению, что девиации правильнее всего рассматривать с связи с общественными явлениями. В частности, основатель девиантологии Дюркгейм считал, что главной причиной отклонений являются социальные кризисы и возникающая в связи с ними аномия, которая побуждает человека либо использовать незаконные средства для осуществления целей, либо выбирать «бегство от реальности», либо поднимать бунт против устоев общества.

Девиантное поведение часто наблюдается у подростков, поскольку эта группа является наиболее нестабильной. Для переходного возраста характерна акцентуация – незначительное отклонение от норм, связанное с определенной чертой личности, что при неблагоприятном стечении обстоятельств может стать основой для девиантного поведения. Именно поэтому основные профилактические меры по предотвращению девиаций связаны с воспитанием детей и подростков, заботой о их материальном благополучии и досуге.

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности - навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в "нормальную" жизнь. Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение).

Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

Виды и формы девиации.

Девиация делится на негативную и позитивную.


Позитивная девиация - это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, но не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхтрудолюбие.

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения и/или осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство и т. д. Причины негативной девиации социологи ищут в самых разных направлениях в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, зависть, гедонизм(получение наслаждения есть цель всей жизни); в их биологических и психологических особенностях (умственные дефекты, психопатия); в социальных условиях жизни (воспитание, человеческое окружение, бедность).

Различают первичную и вторичную девиацию.

Первичная девиация – это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» индивида; стремление к самореализации, которая почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения и т.д.). Вторичная девиация – это подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.

Кроме того, различают девиантное поведение в широком и в узком смысле. В широком смысле девиантное поведение – это поведение любого человека, сбившегося с пути или отклонившегося от социальной нормы.

В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными.

Социальные отклонения агрессивной направленности проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои и такие тяжкие преступления, как изнасилование и убийство).



Отклонения социально-пассивной направленности выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, в нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода отклонениям можно отнести уклонение от работы или учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков и токсических веществ. Крайнее проявление социально-пассивной позиции – самоубийство (суицид).

Таким образом, девиантное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушения норм морали и незначительных правонарушений до тяжких преступлений.

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные формы девиантного поведения:

1.Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам-накопительство, конформизм(отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и объективный взгляд), мазохизм.

2.Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям(семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве.

3. Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме:

А)поступка (ударить человека, дать пощечину)

Б)деятельности человека(постоянное занятие проституцией, вымогательством)

В)образ жизни человека(преступный образ жизни, бродяжничество)

Ученые классифицируют социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом:

1) 3/4социальные отклонения корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду(хищения, кражи, мошенничество)

2) 3/4 агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования)

3) 3/4социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Так же подразделяют девиантов: -на несоциализированных - агрессивных одиночек; - социализированных - объединенных в группы несовершеннолетних правонарушителей; - ситуативных правонарушителей - совершающих преступления в зависимости от ситуации.

Охарактеризуем кратко содержание каждой из названных форм девиантного поведения. Отметим также, что, обладая собственным содержанием, так или иначе каждая форма (вид) отклоняющегося поведения имеет связь с другими формами, пересекается с ними.

Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей.

Формы проявления насилия разнообразны.

1)Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений жертве.

2)Психическое насилие можно определить как длительное или постоянное психическое воздействие насильника (агрессора, другого субъекта) на жертву, приводящее к психологическим срывам, формированию у жертвы патологических черт характера или тормозящее развитие личности.

3)Сексуальное насилие интерпретируют как вовлечение жертвы в сексуальные действия (без ее согласия) с целью получения удовлетворения или выгоды со стороны насильника.

4)Эмоциональное насилие тесно связано с психическим и означает принуждение, вызывающее душевные переживания.

Различают несколько видов насилия.

1. Садизм (описан французским писателем де Садом) – это насилие, направленное на кого-то. Он выражается, во-первых, в половом извращении, при котором для достижения удовлетворения человек причиняет партнеру боль и страдания. Во-вторых, садизм означает стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями.

2. Другим видом насилия является мазохизм как насилие, направленное на себя. Проявляется в двух формах:

1) полового извращения (описан австрийском романистом Л. Захер-Мазохом), при котором удовлетворение достигается лишь при условии, если партнер причиняет физическую боль;

2) самобичевания, причинения себе страданий. В качестве крайней формы проявления человеком насилия по отношению к самому себе рассматривают самоубийство.

Насилие является одной из форм проявления агрессии. Она представляет собой такое поведение, цель которого заключается в нанесении ущерба, вреда другому человеку, группе, в стремлении унизить, уничтожить, принудить кого-либо к каким-либо действиям.

Различают два основных вида агрессии:

1) реактивную, проявляющуюся в форме гнева, ненависти, враждебности (экспрессивная, импульсивная и аффективная агрессия);

2) инструментальную, то есть целенаправленную и заранее спланированную.

Готовность субъекта к агрессивному поведению называют агрессивностью.

Агрессия является одной из деструктивных форм развития как социальных, так и внутриличностных конфликтов.

Наркомания

Под наркоманией понимают болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям психических и физических функций. Развернутое определение наркомании дает комиссия экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Согласно этому определению наркомания – это «психическое, а иногда также физическое состояние, возникающее в результате взаимодействия между живым организмом и наркотическим средством, характеризующееся особенностями поведения и другими реакциями, которые всегда включают потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме этого наркотического средства с целью испытать его психическое воздействие или избежать дискомфорта, связанного с его отсутствием».

Токсикомания

Токсикоманией называют заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, то eсть употребление таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чифиря, вдыханием ароматических веществ бытовой техники. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.

В результате употребления наркотиков, токсических веществ у человека возникает психическая и физическая зависимость, то есть желание во что бы то ни стало удовлетворить потребность в наркотике, поскольку без него развиваются тревога, страх, аффективное напряжение, внутреннее беспокойство, чувство усталости, слабости, головокружение, ломящие боли в костях и суставах, сердцебиение, озноб или, наоборот, жар в теле, потливость. Все эти понятия можно объединить в одном понятии «синдром абстиненции».

Абстиненция – это состояние, возникающее в результате внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызывающих токсикоманическую зависимость, или после введения их антагонистов. Она характеризуется психическими, вегетативно-соматическими и неврологическими расстройствами. Протекание абстиненции зависит от типа вещества, дозы и продолжительности его употребления.

Пьянство и алкоголизм

Пьянство и алкоголизм как виды девиантного поведения тесно связаны между собой, однако имеют и отличия.

Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности. Алкогольная зависимость развивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые проходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов.

Различают три вида алкоголизма:

1) бытовой алкоголизм характеризуется привыканием к алкоголю, однако пьющий человек еще способен контролировать количество спиртного, даже временно прекратить его употребление в неподходящих для выпивки ситуациях;

2) при хроническом алкоголизме утрачиваются характерные для бытового алкоголизма возможности. Толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному принимает патологический характер;

3) осложненный алкоголизм отличается от предыдущих форм тем, что пьющие наряду с алкоголем употребляют барбитураты или наркотики.

Потребление алкоголя в России более чем в 2 раза превышает критический показатель, установленный ВОЗ, за которым алкоголизм представляет уже реальную угрозу для здоровья всей нации. В России на каждого человека, включая младенцев, приходится около 17.литров алкоголя в год (критическое значение в мировой практике – 8 л). Алкоголизм стремительно молодеет, в последнее время средний возраст приобщения к алкоголю снизился с 13-14 лет. По состоянию на 2011 год,на учете в полиции состоят почти 254 тыс. хронических алкоголиков и более 212 тыс. семейных дебоширов на почве пьянства»

Проституция

Проституция означает практику половых сношений вне брака, осуществляемых за вознаграждение (в той или иной форме), которое служит основным либо существенным дополнительным источником средств для избранного (ведомого) образа жизни. Выделяют следующие наиболее важные признаки проституции:

3/4 род занятий – удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

3/4характер занятий – систематические половые связи с разными лицами без чувственного влечения и направленные на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме;

3/4мотив занятий – заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основными или дополнительными источниками существования проститутки.

Основные виды проституции: мужская и женская, взрослая и детская.

Насчитывается более десятка видов проституток. Среди них: вокзальные, основную их массу составляют малолетние проститутки, беженки из семей алкоголиков и наркоманов; вагонные проститутки; автомобильные, работающие непосредственно в автомобиле клиента; плечевые - женщины, периодически скрашивающие суровый походный быт водителей-дальнобойщиков; воздушные, сезонные, выезжающие в теплое время года на курорты «подработать»; оседлые; мигрантки; организованные «леди», работающие по вызову, с охраной; элитные - изысканные танцовщицы стриптиз-баров, манекенщицы, фотомодели, горничные дорогих отелей; экспортные проститутки, работающие в ночных клубах, стриптиз– барах, цель которых развлекать одиноких гостей.

Патологические и непатологические девиации на почве сексуальных заболеваний

Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний: патологические и непатологические девиации:

1) патологические выступают в форме всякого рода сексуальных извращений, которые являются предметом исследования медицины и психиатрии.

2) непатологические девиации означают отклонения в пределах нормы и служат предметом социально-психологических исследований, поскольку включают отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека. Выделяют несколько групп сексуальных девиаций:

3/4отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения - зоофилия (по-другому – скотоложество, садомия). Это такая разновидность полового извращения, при которой половое влечение направлено на животных;

3/4отклонения в способах реализации половой страсти - садизм;

3/4нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам - гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение;

3/4 отклонения, связанные с нарушением полового самосознания, - транссексуализм;

3/4 отклонения, связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения, - маскулинизация, феминизация (развитие у особей мужского или женского пола вторичных половых признаков противоположного пола, у женщин – усов, бороды, грубого голоса; у мужчин – тонкого голоса, молочных желез и т. д.).

Известны многочисленные формы сексуальных отклонений. Гипермаскулинное поведение проявляется в утрированной мужественности, нарочитой грубости и циничности. У подростков оно часто сопровождается агрессивностью и особой жестокостью. Главными чертами такого поведения являются пренебрежительное, хамское отношение к женщине и садистские наклонности в контактах с половыми партнерами.

Садизм, как уже отмечалось ранее, – это форма сексуального отклонения, которая проявляется в получении полового удовлетворения или возбуждения страсти с помощью причинения объекту половой связи болей, истязания его, избиения. В форме мазохизма сексуальное отклонение означает получение полового удовлетворения, накала страсти в результате самоистязания или привлечения для этого полового партнера.

Получение полового удовлетворения от созерцания или соприкосновения с вещами женского туалета называется фетишизмом. Его разновидностью считается переодевание в одежды противоположного пола, что ведет к усилению либидо (полового влечения, желания, стремления). В целом это явление называется трансвестизмом. Нередко переодевание используется также для подчеркивания своей принадлежности к другому полу.

Любование собой, половое влечение к собственному телу получило название нарциссизма.

Эксгибиционизм как форма сексуальных извращений означает стремление к обнажению собственного тела, особенно полового органа перед лицами противоположного пола.

Педофилия проявляется в половой жизни с детьми, в принуждении их к этому различными способами.

Скопофилия означает тайное подсматривание за половым актом.

Геронтофилия - это половое влечение к лицам старческого возраста.

Обозначенные формы сексуальных отклонений могут проявляться у отдельных людей не в чистом виде, а сочетаться с другими формами извращений.

Правонарушения

Одной из форм антисоциального поведения, направленного против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

С точки зрения юриспруденции поведение граждан может быть правомерным и неправомерным. Неправомерные действия, или правонарушения, означают такие юридические факторы, которые противоречат нормам права. Они нарушают установленный в стране порядок.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление – это наиболее опасная форма девиантного поведения человека, выражающая конфликт в форме антагонизма между индивидуальными, групповыми и общественными интересами. Это – общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, виновно (с умыслом или по неосторожности) совершенное вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности.

Различают разные формы преступности:

3/4 по признакам общественной опасности и уголовно-правового запрета - общегосударственную и общеуголовную преступность (насильственную, корыстно-насильственную, включающую грабежи и разбои);

3/4по формам вины - умышленные и неосторожные преступления;

3/4по субъектам - преступность несовершеннолетних и взрослых, мужчин и женщин, первичную и рецидивную.

Проступок – это тоже противоправное и виновное деяние, однако не представляющее собой большой общественной опасности. Правонарушения в форме проступка проявляются в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

Проступки регулируются нормами различных отраслей права: административным, гражданским, трудовым.

Преступность является одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества.

Самоубийство (суицид)

Самоубийство (суицид) – намеренное лишение себя жизни, одна из форм отклоняющегося поведения. Различают завершенный суицид, суицидальные попытки (покушения) и намерения (идеи).

Под самоубийством понимают два разнопорядковых явления:

1) индивидуальный поведенческий акт;

2) относительно массовое, статически устойчивое социальное явление, заключающееся в том, что некоторое количество людей (например, члены секты) добровольно уходят из жизни.

Не признается самоубийством лишение себя жизни лицом, не осознающим смысла своих действий или их последствия. К таким лицам относят невменяемых и детей в возрасте до 5 лет. При совершении таких действий фиксируется смерть от несчастного случая.

Различают несколько видов самоубийств. Среди них:

3/4эгоистическое самоубийство как результат недостаточной интеграции общества, ослабления связей между индивидом и обществом;

3/4альтруистическое, совершаемое ради действительного или мнимого блага других людей;

3/4аномическое, имеющее место в кризисном обществе, которое находится в состоянии аномии, когда старые нормы не действуют, а новые отсутствуют или не усвоены людьми, когда существует конфликт норм. Все это выражается в отчуждении человека от общества, в апатии, разочаровании в жизни;

3/4искупительное самоубийство как самообвинение, самонаказание; проклинающее, выражающееся в проклинании кого-либо, в протесте против чего-либо или кого-либо;

3/4дезгеллюционное как результат разочарования, неудовлетворенности своим социальным статусом: демонстративное самоубийство как стремление показать реальность суицидальных намерений, обратить на себя внимание, вызвать сочувствие;

3/4аффективное, совершаемое в результате сильного переживания и страдания;

3/4истинное самоубийство – это обдуманное, укрепившееся желание покончить с собой.

Самоубийство – это сложное явление, имеющее философский, нравственный, социальный, культурологический, медицинский и психологический аспекты.

По некоторым данным, в России ежегодно совершается около 100 тыс. самоубийств, включая также самоубийства детей. За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место. К 2011 году число самоубийств составило 21 человек на 100 000 жителей.

Теории девиантного поведения.

Девиантное поведение (англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Синонимами термина «девиантное поведение» являются - «отклоняющееся поведение», «девиация», «аддиктивное поведение» (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2002).

В академической литературе под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих расстройств - от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений. Широкое толкование этого термина выражается в противоположных тенденциях - под «девиантным поведением» понимают:

  • - систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон);
  • - социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Я.И. Ги- линский);
  • - специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг).

Сложность проблемы определения понятия «Девиантное поведение подростка» состоит в том, что наряду с этим термином в науке и практике употребляются другие - иногда как синонимы, иногда - для демонстрации нюансов: поведение деликвентное, аддиктивное, дезадаптив- ное, асоциальное, антисоциальное, неадекватное, трудное, деструктивное, акцентуированное поведение и др.

С другой стороны, парадоксальность феномена деви- антного поведения заключается и в противоположных способах его реализации - позитивных («одаренных»), которые служат развитию общества, и в негативных проявлениях, разрушающих общественные нормы, ценности и идеалы, о границах, проявления которых судить очень трудно.

В разных науках, изучающих проблемы отклоняющегося поведения, описываются разнообразные варианты его трансляции, которые характеризуются как патологические. Для одних - это суицид, промискуитет, проституция, разные формы аддикций, сексуальные инверсии; для других - преступление, социальная дезадаптация, антисоциальное, деликвентное и асоциальное поведение; для третьих - психические расстройства. Также рассматриваются особенные варианты трудного поведения в подростковом возрасте - это ситуационно-личностные реакции, свойственные преимущественно подросткам и характерологические трудности этого периода.

Понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» связано с понятием норма. В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Ученые П.Б. Ганнушкин, Л.С. Выготский, В.Т. Кондрашенко справедливо отмечают, что не существует точных границ между нормальным и ненормальным поведением.

Определений нормы существует много. Норму определяют как идеал, требование, предписание, образец поведения, мера заключения о чем-либо и мера оценки, предел, среднестатистический показатель, инструмент регулирования и контроля, функциональный оптимум и т.д.

Поведение человека детерминировано интраперсональными (установки, мотивация, потребности, деятельность) и интерперсональными особенностями. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические и социальные, но необходимы и возрастные критерии нормы. Представители гуманистической психологии, изучая проблему девиантного поведения индивида, призывают учитывать и индивидуальные нормы. Индивидуальная норма есть «то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития» и «принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий» .

Норма поведения - понятие междисциплинарное, а это привносит дополнительные трудности, поскольку в каждой области знаний выработаны собственные понятия о норме. Например, в медицине норма - это совершенно здоровый человек; в педагогике - послушный и успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений, в психологии - отсутствие аномалий .

Необходимо учитывать, как отмечает Ю.А. Клейберг , целый ряд факторов: ситуативность, фактор времени, рассогласование нормативных структур различных социальных систем, распространенность.

Согласимся с А.Ю. Егоровым, С.А. Игумновым в том, что девиантное поведение имеет имплицитный и эксплицитный характер реализации, может быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Поэтому в области «девиантной психологии» нельзя добиться полной объективности, так как само понятие «девиантный» и «норма» является продуктом субъективного оценочного суждения.

Таким образом, указанные определения имеют односторонний характер понимания рассматриваемого явления, который учитывает только особенности общественных нормативов. Хотя, опираясь на понятие поведения, как «взаимодействие живого существа с окружающей средой, опосредованное его внешней и внутренней активностью», можно констатировать, что индивид является субъектом по отношению к общественным нормам . Оценить поведение как отдельный процесс недостаточно, следует изучать носителя этого процесса - личность. Личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних психических условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Изучив научную литературу по проблеме девиантного поведения подростков, мы нашли два определения, которые характеризуют отклоняющееся поведение подростков. Первое (А.А. Северный, Н.М. Иовчук), при объяснении отклоняющегося поведения рассматривает это как «взаимодействие ребенка с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам» . Второе (В.Е. Каган) - придерживается традиционного понимания де- виантного поведения, как отклоняющегося от каких-либо норм; однако требует осторожности при заключении о девиантном поведении подростка, ибо: 1) суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития, и сами являются активными трансляторами девиантных форм; 2) критериями для суждения о девиантном поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются .

Основным критерием соответствия нормам и ожиданиям становится покорность взрослым. Л.Б. Шнейдер соглашается с В.Е. Каганом и утверждает, что на практике педагоги нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослым поведением. «Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобный...», - писал Януш Корчак. Ребенок для взрослого должен быть (курсив И.Н.) удобен, он (взрослый) последовательно шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований» . Известно также, что в человеческих сообществах взрывы де- виантного поведения сопровождают кризисные периоды и являются их четкими индикаторами, причем первыми и сильнее реагируют наиболее социально зависимые группы и индивиды, неспособные самостоятельно обеспечить свое существование.

Дж.К. Коулмен предупреждает и считает необходимым отказаться от стереотипного отношения обыденного сознания к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека. В глазах взрослых поведение меньшинства становится общей характеристикой всех подростков, т. е. вольно или невольно, формируется некий «соционормативный канон» поведения, имеющий антисоциальную направленность.

О. Кернберг предлагает подвергать дифференциальному анализу девиантное поведение подростков. Он предостерегает от двух крайних нежелательных позиций при работе с подростками: слишком беспристрастной оценки пубертатна, когда отклонения в поведении подростка считаются нормой и, соответственно, любые проявления подростковости оцениваются как приемлемые; и чрезмерно пристрастного отношения к подростку, когда в каждый его поступок привносится элемент патологии.

Психологи, педагоги, психиатры, социологи (М. Рат- тер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Бердяев, А.Б. Добрович, А.Е. Личко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович) подчеркивали, что эмоциональные расстройства, нарушения поведения в подростковом возрасте являются вариантом нормального поведения. Это - неотъемлемая часть процесса развития.

Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного . Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. Х. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.

Современные исследователи в области педагогики и профилактики девиантного поведения выделяют следующие объекты зависимостей: психоактивные (ПАВ) вещества (легальные и нелегальные наркотики); алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); пища; игры; секс; религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами мы выделим следующие формы зависимого поведения у современной молодежи, требующие незамедлительной педагогической профилактики в современных школах. Это так называемые химические зависимости: курение; токсикомания; наркозависимость; лекарственная зависимость; алкогольная зависимость.

Особенностью девиантного поведения, проявляющегося у старшеклассников, является то, что оно не только наносит реальный ущерб самой личности молодого человека или окружающим его людям, но и временные рамки этого ущерба составляют намного меньший срок, чем у людей более старшего возраста, с уже сформировавшейся психологией и взглядами на жизнь. Для молодого человека это приводит к дестабилизации существующего порядка, причинению морального ущерба, физическому насилию и боли, ухудшению здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни молодого человека, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим юношей или девушкой и окружающими их близкими людьми. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение молодого человека является разрушительным: в зависимости от формы - деструктивным или аутодеструктивным.

Из определения «девиантного поведения» следует, что такое поведение выражается в нарушении моральных и правовых норм, следовательно, помимо термина «девиантное поведение» еще одним ключевым понятием в нашей работе является «норма».

По мнению Ю.А. Клейберг, в целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» - правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним из видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Норма является ключевым понятием для изучения любых девиаций. Поскольку отклоняющееся поведение -- это поведение, отклоняющееся от социальных норм, следовательно, последние также рассматриваются в нашем исследовании.

Согласно Г.И. Колесниковой, социальная норма - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее часных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальной роли, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют личность старшеклассника.

Выделяют следующие виды социальных норм: правовые; нравственные; этические.

Правовые нормы предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющих виды нарушений на гражданско- и уголовно наказуемые деяния.

Нравственные и этические нормы Г.И. Колесникова раскрывает как нормы, отражающиеся на языковом уровне и обусловленные социальными и культурными особенностями.

Существует мнение, что девиантное поведение несовершеннолетних - это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии. П.Б. Ганнушкин подразумевает в поведенческой патологии следующие признаки: склонность к дезадаптации; тотальность; стабильность.

Склонность к дезадаптации. Наличие в поведении молодого человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, направленную «от себя» и влияющую на межличностные отношения, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностных отношениях молодого человека выражаются в неудовлетворенности, обидчивости, конфликтности, соцально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» выражается у подростка низкой самооценкой, неприятием каких-либо своих качеств и как следствие неудовлетворенностью собой.

Тотальность. Предполагает проявление девиантного поведения молодого человека в большинстве сфер его деятельности.

Стабильность. Девиантное поведение не сиюминутно, а пролонгировано во времени.

По мнению исследователей, с точки зрения социально-нормативного критерия, ведущим показателем нормальности поведения молодого человека является уровень его социальной адаптации. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями и особенностями индивида, а также правилами и требованиями окружающей его социальной среды.

Подростковый возраст представляет фактор риска для развития девиантного поведения. В этом возрасте отклоняющееся поведение объясняется следующими индивидуально - психологическими особенностями: незавершенностью процесса формирования личности, отсутствием собственных механизмов преодоления трудностей, недостаточностью осознанного и повышенного полового влечения, импульсивностью, низким самоконтролем, неумением ослабить нервно-психическое напряжение, внушаемостью, бескомпромиссностью, отсутствием жизненного опыта и практических умений, импульсивным характером реагирования на фрустрирующую ситуацию. Подросток не успевает осознать происходящие с ним изменения и адаптироваться к ним, в результате появляется неуверенность, недоверие к людям, повышенная конфликтность, склонность к депрессиям, искаженное представление о себе, неудачи сопровождаются жестоким, агрессивным поведением по отношению к окружающему миру. Депривация потребностей в подростковом возрасте ярко выражена и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно

Таким образом, подростковые индивидуально-психологические свойства могут быть катализаторами развития отклоняющегося поведения, но они не фатальны. Зарубежные и отечественные исследователи сходятся во мнении, что генезисом девиантного поведения подростков является интеграция объективных и субъективных факторов, которые приводят к формированию устойчивых психологических свойств, детерминирующих совершение безнравственных поступков.

Актуален анализ философских, социологических и психологических ответов на вопросы. Является ли отклонение в поведении признаком психического заболевания, или это психологическая особенность переходного возраста или просто дефект воспитания? Что характеризует «изнутри» подростков с отклоняющимся поведением? Когда и почему особенности личности превышают «порог допустимого», вызывая поведенческие расстройства?

Под девиантным поведением подростка, мы понимаем, импульсивную или преднамеренно повторяющуюся реакцию (от позднелат. re - против и action - действие) подростка на интеракцию с различными условиями среды, с одной стороны, обусловленную определенным социально-историческим, культурно-территориальным уровнем развития, с другой стороны, его интраперсональными особенностями.

Таким образом, все, что относится к девиантному поведению неоднозначно, чтобы девиантное поведение можно было принять в качестве педагогического или психологического понятия. Практически это означает, что термин девиантное поведение может и должен использоваться психологией/педагогикой лишь в трансдисциплинарном диалоге; самой же педагогике/психологии релевантно (целесообразно) объединять в своих определениях факт нарушения с указанием на причины и социальные проявления этого нарушения, разделяя при этом, собственно социально или психологически детерминированное поведение.