08.02.2024

Алябьев александр александрович. Ноты - А. Алябьев - Романсы и песни Романсы русских композиторов алябьев


А. Алябьев является одной из самых интересных личностей в русской музыкальной истории первой половины XIX века. Настоящей жемчужиной в его творчестве стал «Соловей» на стихи Дельвига, полюбившийся публике настолько, что даже получил «продолжение» в романсе «Прощание с соловьем».





В XIX веке романсы Алябьева были очень популярны, недаром о его творчестве в годы ссылки Штейнпресс пишет: «…если активная творческая работа Алябьева для театра в тобольский период приостановилась, а многочисленные его композиции для симфонического и духового оркестров, хора, ансамблей и т.д. почти не выходили дальше пределов западносибирской «столицы», то своим романсовым творчеством композитор прокладывал себе широкую дорогу по всей стране… Имя «северного певца» - под таким титулом обычно печатались в те годы романсы Алябьева в Москве, а также в Петербурге - приобретало все большую популярность» (5, 39 ). Но помимо того, что исполнение масштабных произведений было затруднительно, обращение к жанру романса в эти годы и в творчестве Алябьева в целом, имеет еще некоторые причины.

Во-первых, романс больше, чем другие жанры, подходит для выражения идей, оценки событий: наличие текста и лаконичность делают его более доступным для слушателя. Во-вторых, для многих композиторов романс становится творческой лабораторией, в которой происходит поиск новых приемов и средств музыкального языка. Поэтому при знакомстве с романсами Алябьева, менее известными, чем «Соловей», обнаруживаются особенности, на которых не так акцентируется внимание при слушаниисамых знаменитых его произведений.

Первое вокальное произведение Алябьева было издано в 1810 годуСамое раннее из них, дошедшее до нас - гусарская песня «Один еще денек» (1815 год). Авторская запись представляет собой набросок, аккомпанемент не везде доведен до конца. «Это было на самой заре нового периода русского музыкального искусства... В 1815 году о себе еще не заявил ни один композитор, с именем которого связан расцвет русского романса, а также камерно-инструментальной музыки первой половины XIX века…Шестнадцатилетний Верстовский… еще не приступил к занятиям композицией,…«дедушка русского романса» - Николай Алексеевич Титов - дебютировал как композитор только в 1820 году. А. Е. Варламов начал сочинять на десять лет позже, А. Л. Гурилев - еще позднее. Все они были моложе Верстовского, а М. И. Глинка моложе их всех. А. С. Даргомыжскому было тогда два года».

В первой четверти XIX века развитие русского романса шло особенно интенсивно. Сначала появляется новое направление - сентиментализм. С появлением новых образов в поэзии появляется «исполненная приятности поэтическая лексика, легко ложащийся на музыку хореический стих», что способствует популярности стихотворений сентименталистов у композиторов. Но довольно скоро в сентиментализме начинают угадываться черты будущего романтического стиля, и в музыке его признаки тоже начинают проявляться «раньше, чем принято думать, и… он [предромантизм] в большей мере связан с романтизмом в русской поэзии больше, чем с музыкальным романтизмом Запада».

Эта тенденция заметна в романсах Алябьева, причем свойства романтизма и сентиментализма проявляются по-разному и в музыке, и в тексте. С одной стороны, само по себе обращение к поэзии Жуковского - это шаг к романтизму. Но даже среди выбранных композитором четырех стихотворений, «Воспоминание» больше подходит под описание сентименталистского произведения. Жуковский вводит междометия «Ах!» и «Увы», характерные для сентименталистской лирики обороты («о счастье слезы лить», «мне умереть с тоски воспоминанья»).

Влияние романтизма заметно в тексте и музыке романсов «Верность до гроба» и «Путешественник» (1818], причем в романсе «Верность до гроба» Алябьев предвосхищает баллады

К сентименталистской поэзии Алябьев еще будет обращаться, например, в романсе 1823 года на стихи П. Шаликова «Вижу, бабочка летает»Б «Одиноко месяц плыл» (сл. А. Дельвига, 1839 ). Само стихотворение по сюжету близко балладе, стиль речи придает ей сходство с народной лирической песней.К этому времени им уже написаны такие романсы, как «Северный узник» (сл. В. Алябьева) и «Сумрачно небо, ветер шумит» (сл. П. Бурцова).

Если в ранний период творчества Алябьев встречаются романсы, по своему стилю принадлежащие сентиментализму, то ближе к концу 1820 годов в его творчестве главное место постепенно занимает романтизм. Это заметно в таких романсах, как «Черкесская песня» (1829, сл. А. Пушкина), «Гроб» (1830, сл. П. Ободовского), «Иртыш» (1830, сл. И. Веттера).

В «Черкесской песне» типичные признаки романтизма можно найти прежде всего в тексте: образы бурного потока, обращение к экзотическому - к Кавказу, к потустороннему; кроме того, главный герой - изгнанник. В музыке нет черт, свойственных кавказскому фольклору, но переданы общий смысл и настроение: например, слова «чеченец ходит за рекой» произносятся (поются) в сочетании с органным пунктом и остинатным ритмом в басу. Мажор должен подчеркивать напряжение, возникающее при повторении этих слов.

Романс «Гроб» перекликается по характеру с «Мыслителем» Ф. Листа; как и в «Мыслителе», это настроение достигается ритмом похоронного шествия, преобладают низкие регистры. В романсе «Иртыш» можно найти интересные примеры взаимодействия слова и музыки: в частности, в припеве композитор дважды повторяет слова «А я, лишенный здесь свободы, дышу для родины драгой» - слово «свобода» оба раза подчеркивается интонацией восходящей кварты и пунктирным ритмом. При этом в первый раз этой интонации предшествует восходящее движение от c до c , а во второй раз движение, напротив, нисходящее, причем начинается оно с нисходящей хроматической попевки (примеры 5а и 5б). Очевидно, здесь Алябьев искал интонацию, близкую к речевой.

Интересное взаимодействие музыки и слова можно увидеть и в романсе «Я вас любил» (1834, сл. А. Пушкина). На этот текст написаны знаменитые романсы Б. Шереметева и А. Даргомыжского, поэтому часто сравнивают два варианта смыслового акцента в первой фразе «Я вас любил»: у Шереметева на первую долю такта попадает глагол в прошедшем времени «Я вас люби л», у Даргомыжского сильная доля совпадает с местоимением «Я». В романсе Алябьева предлагается третий вариант - «Я вас любил». Поиск нового взаимодействия слова и музыки, ставший характерным отличием творчества Даргомыжского заметен уже в творчестве Алябьева.

С 1827 года, особенно в 1833-35-х годах, было написано наибольшее количество романсов (5, 13 ) . С этого времени в романсах Алябьева появляются новые стилистические особенности, новые сюжеты, причем на некоторые темы, которые встречались раньше, теперь дается взгляд с другого ракурса. Возможно, что этому способствовали два обстоятельства. В 1828 году Алябьев был отправлен в ссылку и в середине марта прибыл в главный административный город Западной Сибири Тобольск, где служил губернатором его отец; до этого он провёл более двух лет в Петропавловской крепости. Кроме того, в 1840-х годах в литературе возникает движение, в котором главная роль отводится социальной тематике, обличению нравов и сатире, ведущее напрямую к стилистике Даргомыжского. Алябьев выбирает социальную тематику для своих романсов, причем слова Васиной-Гроссман о Даргомыжском «не морализует - <…> только изображает» (1, 127 ) подходят и для определения романсов Алябьева.


Интересно обратить внимание на то, какие средства использует он для «изображения». Например, романс «Кабак» (1843, сл. Огарева). Сильным средством выразительности здесь становится обобщение через танец. Алябьев не впервые обращается к этому приему: до этого он присутствовал, например, в романсе «Увы, зачем она блистает(1833, сл. А. Пушкина). Традиция использования танца появилась еще с 20-х годов XIX века, и, так как это были вальс и мазурка, с их помощью характеризовались образы, связанные с балом, карнавалом, чаще всего это были женские портреты.

В романсе «Кабак», как ив романсе 1834 года «Как за реченькой слободушка стоит» (сл. А. Дельвига) определенном автором, как «русская песня», жанровое обобщение носит несколько иной характер. В качестве танца выбирается плясовая. Эта образная сфера близка стилистике Мусоргского, который в «Песнях и плясках смерти» «…использует исторически сложившиеся жанры колыбельной, серенады, пляски, марша, уже сами по себе являющиеся обобщением» (1, 205 ). В 1843 году вышел романс Алябьева «Узник» (сл. А. Пушкина). Уже встречавшийся сюжет, связанный с неволей, изгнанием, темой узника, получает несколько иной оттенок. Именно через жанр композитор дает понять, что перед нами уже не элегия, как это было в предыдущих романсах, а скорее революционная песня, марш. Таким образом, в своей работе с жанром. Мусоргский идет тем путем, который до него начал Алябьев.

Алябьев одним из первых откликнулся на идеи нового направления в искусстве, но вряд ли это стало переворотом в его творчестве. Многое было подготовлено в предыдущих романсах, новые темы могли быть выражены с помощью найденных ранее средств музыкальной речи. Алябьев, конечно, во многом повлиял на формирование стиля и музыкального языка, например, Даргомыжского, а через него - и Мусоргского.Но сами идеи, зазвучавшие в 1840 годах, тоже не были такими уж новыми для Алябьева. Появление социальной тематики в творчестве «северного соловья» не случайно: мать композитора была близкой родственницей знаменитого просветителя Н. И. Новикова, отец, являясь правителем Тобольского наместничества (губернатором), поддерживал типографию В. Корнильева, издававшую журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Поэтому в произведениях Алябьева проступают многие черты нового стиля, за исключением, пожалуй, сатирических. Сатира, которую мы видим в таких романсах, как «Червяк» Даргомыжского, была чужда поколению этого композитора. Несмотря на очевидную близость к новому направлению, Алябьев остается представителем романтизма в русской музыке.

Текст Ольги Фищук (в сокращении)

Квартеты А.Алябьева

Имя Александра Александровича Алябьева (1787-1851), известного русского композитора начала XIX века, в основном знакомо широкому кругу любителей музыки благодаря романсу "Соловей" - замечательному образцу русского городского романса эпохи романтизма. Романсы, песни, фортепианные танцевальные пьесы Алябьева издавались и были популярны еще при его жизни. Алябьев создал шесть опер, балет, музыку к театральным пьесам, увертюры, симфонии, камерные ансамбли (квартеты, трио и др.), произведения для хора, пьесы для фортепиано и более 160 романсов. Судьба этого богатого наследия сложилась драматично - большая часть его произведений так и осталась в рукописях, многие из которых не окончены или утеряны. Менее всего известны его инструментальные сочинения, до настоящего времени они исполняются и издаются крайне редко. Остается лишь надеяться, что эта незаслуженно забытая часть творческого наследия композитора откроется музыкантам и слушателям и станет столь же любимой, как и широко известные романсы.

Первый и Третий квартеты написаны соответственно в 1815 и в 1825 году. Они относятся к раннему периоду творчества А. Алябьева и целиком соответствуют принципам классицизма. В них используется типичная четырехчастная структура цикла: подвижное сонатное allegro, медленная часть, менуэт и быстрый финал (в третьем квартете иной вариант: менуэт предшествует медленной части). Правда, алябьевский классицизм - поздний, времен Бетховена и Россини. Это особенно хорошо слышно в менуэтах, которые обретают стремительность и подчеркнутую энергичность.

Отметим некоторые особенности: в первом квартете финал открывается медленным вступлением трагического характера, которое создает резкий контраст бодрому, мажорному настрою финала и всего квартета; в третьем квартете аналогичную роль скорбного лирического высказывания берет на себя медленная третья часть - вариации на собственную, алябьевскую тему Соловья. Автор так и обозначил часть: Adagio на тему русской песни Соловей - дело в том, что русскими песнями в эпоху Алябьева назывались не только собственно народные песни, но и романсы, сочиненные композиторами в фольклорном духе.

Квартеты Алябьева - одни из первых примеров квартетного жанра в русской музыке. По глубине и мастерству они приближаются к квартетному письму Бетховена или Шуберта. В них мы видим талантливое и самобытное преломление русским композитором традиций европейской классики.

Квартет имени Бетховена в составе: Дмитрий Цыганов (первая скрипка), Василий Ширинский (вторая скрипка), Вадим Борисовский (альт) и Сергей Ширинский (виолончель) - сложился в 1923 году и сначала назывался Квартет Московской консерватории. Свое теперешнее имя квартет получил в 1931 году после блестящего исполнения серии квартетов Бетховена. Первоначальный состав сохранялся свыше сорока лет - по-видимому, это рекорд длительности существования ансамбля, сыгравшего за это время более 600 произведений и свыше 200 из них записавшего в студиях грамзаписи. Все участники квартета вели педагогическую работу, будучи профессорами Московской консерватории. С годами произошло естественное обновление состава. Место Василия Ширинского занял Николай За-бавников, место Вадима Борисовского - Федор Дружинин. Позднее в состав «бетховенцев» вошли Евгений Альтман и Олег Крыса. В репертуар квартета входят произведения Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Чайковского, Танеева, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Хиндеми-та. Многие композиторы, в том числе Шостакович, Мясковский, Шебалин, Вайнберг, посвящали Бетховенскому квартету свои произведения. «Бетховенцы» были первыми исполнителями всех квартетов Шостаковича.

С квартетом имени Бетховена выступали крупнейшие музыканты-исполнители, среди них: Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Иван Козловский. Предлагаемые записи квартетов Александра Алябьева относятся к числу многочисленных творческих открытий «бетховенцев». Эти квартеты, звучавшие в музыкальных салонах при жизни композитора, были впоследствии утеряны. Их ноты были обнаружены только в 1948 году в подвалах Московской консерватории. Тогда же состоялась их вторая премьера.


Квартет имени Бетховена

Дмитрий Цыганов - первая скрипка
Василий Ширинский - вторая скрипка
Вадим Борисовский - альт
Сергей Ширинский - виолончель

Фонограммы предоставлены Государственным фондом телевизионных и радиопрограмм
Редактор Любовь Овчинская. Авторы аннотации Константин Зенкин, Михаил Цыганов
Звукорежиссер реставрации Владимир Кузнецов. Художник-дизайнер Владимир Пасичник

Романсы и песни А.Алябьева в исполнении Александра Ведерникова

В своем творчество А.Алябьев обратился практически ко всем жанрам современного ему русского музыкального искусства (романсы и песни, оперы и водевили, музыка камерно-инструментальная, симфоническая, балетная, хоровая, для военно-духовых оркестров, танцевальная, для солирующих инструментов...). Общее число трагедий, комедий и драм с апябьевской музыкой трудно точно установить, поскольку имя ссыльного композитора, как правило, не упоминалось в афишах. Алябьев один из первых русских композиторов писал музыку к шекспировским постановкам. Алябьев первый из выдающихся русских композиторов создал музыку к театральным постановкам по произведениям Пушкина. Исследователи творчества Алябьева называют его непосредственным предшественником русских классиков в их работе с музыкальным фольклором, и не только русского народа. Наиболее широко известны его обработки украинских песен.

Хоровое наследие Алябьева включает в себя более ста произведений. Среди них первый в истории русской музыки концертный хоровой цикл a’capella на светские темы, грандиозная Литургия до минор для светского исполнения смешанным хором. Многочисленны сочинения Алябьева для инструментальных и камерно-вокальных ансамблей… Романс и песня - неизменная сфера творчества композитора, начиная с 1810 годов. Необычайно широк круг поэтов, на стихи которых Алябьев создавал свои романсы. Наибольшее количество романсов написано им на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, В.А. Жуковского. К излюбленным авторам стихов можно отнести романтиков А.Ф. Вельтмана и И.И. Козлова, поэта гусарской вольницы Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова... В течение 1974-1976 годов выдающийся исследователь творчества Алябьева Борис Васильевич Доброхотов осуществил выпуск Полного собрания романсов и песен А.А. Алябьева в 4-х томах, включающее около трехсот произведений.

Алябьевское наследие - ценнейшее достояние русской музыкальной культуры. Его творчество - предвестник многих достижений русской композиторской школы второй половины XIX века. Выдающийся музыковед академик Асафьев называл Алябьева "дальнозорким талантом". Асафьев писал; "Среди многих музыкальных дарований русского искусства первой половины XIX века всплывает имя Алябьева, имя, с каждым годом все более и более яснеющее для нас благодаря умножающимся раскопкам ею музыки. Любопытно это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам многих людских сердец, бившимся в тон алябьевским мелодиям". Эти слова и сегодня наилучшим образом выделяют самое главное в незаурядном таланте художника.





1. Узник
13. Я вижу образ твой
2. Я Вас любил
14. Уединение
3. Два ворона
15. Терпение
4. Не говори, любовь пройдёт
16. Бедный певец
5. Слеза
17. Луч надежды
6. Если жизнь тебя обманет
18. Дедушка
7. Черкесская песня
19. Совет (гусарская песня)
8. Я люблю тебя, дева милая
20. Нищая
9. Сижу на берегу потока
21. Иртыш
10. Песнь бедняка
22. Уныние
11. Дубрава шумит
23. Собрались мы к боярину (величальная)
12. Влюблён я, дева-красота


Русский романс. А.А. Алябьев. К 150-летию со дня смерти композитора

«Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты»

В 1827 в Московском Большом театре был поставлен комический балет Алябьева "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты" (балетмейстер Ф. Бернаделли; судя по названию, - продолжение балета "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле" Маковеца, 1818, балетмейстер тот же). Остроумная и эффектная музыка балета Алябьева (одного из наиболее популярных его музыкально-театральных сочинений) характеризуется развитой темброво-инструментальной драматургией, подчеркивающей противоборство волшебных сил флейты и барабана. Для обрисовки сходных сценических ситуаций используются музыкально-тематические повторы (предвосхищающие лейтмотивную систему в рус. балете 2-й пол. 19 в.), а для конкретизации мимической речи - цитаты из музыки других композиторов (в том числе из балета Маковеца).

Ярослав Красников (первая скрипка), София Красникова (вторая скрипка), Ольга Жмаева (альт), Виктор Козодов (виолончель), Павел Саблин (контрабас), Виктор Пономарёв (флейта, альтовая флейта, флейта-пикколо), Григорий Кац (гобой, гобой д’амур, английский рожок), Дмитрий Шведов (фортепиано, клавесин)


Alexander Aliabiev. The Magic Drum. Orchestarl & Incidental Music


  1. Увертюра к водевилю: Три десятки, или Новое двухдневное приключение
  2. Symphony for four horns and orchestra No. 3 in E Minor (in one movement)
  3. Увертюра к водевилю: Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль
  4. Увертюра к драме Отступник, или Осада Коринфа
  5. Вариации на Украинскую тему Ехал казак за Дунай для скрипки и оркестра
  6. Буря, симфоническая картина
  7. Увертюра к водевилю: Утро и вечер, или Ветер переменился
  8. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 4
  9. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 5
  10. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 5 - финал
  11. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 6
  12. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Увертюра

Исполняет: Оркестр «Musica viva»
Дирижёр Александр Рудин

Юлия Зиганшина - Царкосельская статуя (Романсы)


  • Что в имени тебе моём? (А. Пушкин)
  • Я вас любил... (А. Пушкин)
  • Воспоминания (В. Жуковский)
  • Ворон (А. Пушкин)
  • Вечерний звон (И. Козлов)
  • Незабудочка (П. Вяземский)
  • Если жизнь тебя обманет... (А. Пушкин)

Исполняют: Юлия Зиганшина (вокал, гитара, виолончель, бас), Александр Лаврентев (гитара, аранжировки), Асия Бакирова (скрипка), Тим Иббатулин (бубенцы, карильон) и ансамбль классической гитары "Guitarra incognita", записи 1998 и 2004 гг., студия "Сибирский тракт", В. Мустафин.


Эмиль Гилельс (фортепиано) в ансамблях Алябьева

Violin Sonata in E minor

Различные произведения

Соловей (А. Дельвиг)
Валерия Барсова (сопрано) и С. Мацюшевич (фортепиано), 1937 г.
Соловей (А. Дельвиг)
Валерия Барсова (сопрано) и оркестр Государственного академического Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, 1931 г.
Увертюра фа минор для симфонического оркестра
Академический Симфонический оркестр Московской Государственной Филармонии, дирижёр Александр Корнеев, 1990 г.

Расцвет романса как жанра начался во второй половине XVIII в. Особенно популярным жанр становится во Франции, России и Германии.

К XIX веку складываются уже национальные школы романса: австрийская и немецкая, французская и русская. В это время становится популярным объединять романсы в вокальные циклы: Ф. Шуберт «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» на стихи В. Мюллера, являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». Известен также сборник Ф. Шуберта «Лебединая песня», многие романсы из которого приобрели всемирную известность.

В русской художественной культуре романс представляет собой явление уникальное, т.к. он стал национальным музыкальным жанром по сути сразу после проникновения в Россию из стран Западной Европы в середине XVIII в. Причём он ассимилировался на нашей национальной почве из западноевропейской арии и русской лирической песни, вобрав в себя всё лучшее этих жанров.

Важный вклад в развитие русского романса внесли композиторы А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.

Александр Александрович Алябьев (1787-1851)


А. Алябьев является автором около 200 романсов, самый известный из них - «Соловей» на стихи А. Дельвига.

А. Алябьев родился в г. Тобольске в дворянской семье. Принимал участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии в 1813-14 гг. Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Имеет награды. В чине подполковника вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Петербурге. Музыка была его увлечением. Он интересовался музыкой народов России, записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни. Кроме всемирно известного «Соловья», лучшими произведениями Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец», а также «Вечерний звон» (стихи И. Козлова), «Дубрава шумит» (стихи В. Жуковского), «Жаль мне и грустно» (стихи И. Аксакова), «Кудри» (стихи А. Дельвига), «Нищая» (стихи Беранже), «Пахитос» (стихи И. Мятлева).

Александр Львович Гурилёв 1803-1858)


Родился в семье крепостного музыканта графа В. Г. Орлова. Первые уроки музыки получил от отца. Играл в крепостном оркестре и в квартете князя Голицына. Получив вместе с отцом вольную, стал известен как композитор, пианист и педагог. Пишет романсы на стихи А. Кольцова, И. Макарова, которые быстро приобретают популярность.

Наиболее известные романсы Гурилёва: «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Его романс на слова Щербины «После битвы» приобрёл особую популярность во время Крымской войны. Он был переработан и стал народной песней «Раскинулось море широко».

Вокальная лирика была основным жанром его творчества. Романсы А. Гурилёва проникнуты тонким лиризмом и русской народной песенной традицией.

Александр Егорович Варламов (1801-1848)


Происходил из молдавских дворян. Родился в семье мелкого чиновника, отставного поручика. Способности к музыке проявились у него в раннемдетстве: он играл по слуху на скрипке и гитаре. В возрасте десяти лет его отдали в придворную певческую капеллу в Петербурге. Способный мальчик заинтересовал Д. С. Бортнянского – композитора и директора капеллы. Он стал заниматься с ним, о чём Варламов всегда вспоминал с благодарностью.

Варламов работал учителем пения в русско-посольской церкви в Голландии, но вскоре вернулся на родину и с 1829 г. жил в Петербурге, где познакомился с М. И. Глинкой, бывал у него на музыкальных вечерах. Служил помощником капельмейстера московских императорских театров. Выступал и как певец-исполнитель, и постепенно его романсы и песни стали популярными. Самые известные романсы Варламова: «Ах, ты, время-времечко», «Горные вершины», «Тяжело, не стало силы», «Вдоль по улице метелица метёт», «Песня разбойника», «Вверх по Волге», «Белеет парус одинокий».

Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862)


А. Верстовский. Гравюра Карла Гампельна

Родился в Тамбовской губернии. Музыкой занимался самостоятельно. Служил инспектором музыки, инспектором репертуара императорских московских театров, управляющим конторой Дирекции императорских московских театров. Писал оперы (большой популярностью пользовалась его опера «Аскольдова могила» по роману М. Загоскина), водевили, а также баллады и романсы. Самые известные его романсы: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина). Создал новый жанр – балладу. Его лучшими балладами считаются «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)


Будущий композитор родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, в семье отставного капитана. Музыкой занимался с детства. Учился в Благородном пансионе при Петербургском университете, где его гувернёром был будущий декабрист В. Кюхельбекер. Здесь же он познакомился с А. Пушкиным, с которым дружил до кончины поэта.

После окончания пансиона активно занимается музыкой. Посещает Италию, Германию. В Милане он останавливается на некоторое время и там знакомится с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, совершенствует своё мастерство. В его планах создание русской национальной оперы, тему которой посоветовал ему В. Жуковский – Иван Сусанин. Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 9 декабря 1836 г. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. М.И. Глинка был признан русским национальным композитором. В дальнейшем были другие сочинения, ставшие известными, но мы остановимся на романсах.

Глинка написал более 20 романсов и песен, почти все они известны, но самыми популярными до сих пор остаются «Я здесь, Инезилья», «Сомнение», «Попутная песня», «Признание», "Жаворонок", «Я помню чудное мгновенье» и др. История создания романса «Я помню чудное мгновенье» известна каждому школьнику, мы не будем здесь её повторять, а вот о том, что «Патриотическая песня» М. Глинки в период с 1991 по 2000 г. была официальным гимном Российской Федерации, напомнить можно.

Авторами музыки романсов в XIX в. были многие музыканты: А. Даргомыжский, А. Дюбюк, А. Рубинштейн, Ц. Кюи (он был также автором исследования о русском романсе), П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, П. Булахов, С. Рахманинов, Н. Харито (автор известного романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду»).

Традиции русского романса в XX в. продолжили Б. Прозоровский, Н. Метнер . Но самыми известными современными авторами романсов были Г.В. Свиридов и Г.Ф. Пономаренко.

Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998)


Г. Свиридов родился в г. Фатеже Курской области в семье служащих. Рано остался без отца. В детстве очень увлекался сначала литературой, а затем и музыкой. Его первым музыкальным инструментом была балалайка. Учился в музыкальной школе, а затем в музыкальном техникуме. В Ленинградской консерватории был учеником Д. Шостаковича.

Он создал 6 романсов на стихи А. Пушкина, 7 романсов на стихи М. Лермонтова, 13 романсов на стихи А. Блока, романсы на стихи У. Шекспира, Р. Бернса, Ф. Тютчева, С. Есенина.

Григорий Фёдорович Пономаренко (1921-1996)


Родился в Черниговской области (Украина) в крестьянской семье. С 5 лет научился играть на баяне у своего дяди – М.Т. Пономаренко, который не только сам играл, но и изготавливал баяны.

Самостоятельно изучил нотную грамоту, и в 6 лет уже играл на всех поселковых праздниках.

Во время службы участвовал в Ансамбле песни и пляски погранвойск НКВД УССР. После демобилизации был принят баянистом в Оркестр русских народных инструментов имени Н. Осипова. С 1972 г. жил в Краснодарском крае. Им написаны 5 оперетт, духовная хоровая музыка «Всенощное бдение», концерты для баяна с оркестром, квартеты, пьесы для оркестра народных инструментов, оратории для смешанного хора с оркестром, произведения для домры, баяна, музыка к спектаклям драматического театра, к фильмам, множество песен. Особенно известны его романсы на стихи С. Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая» и др.

После революции 1917 г. романс насильственно был изъят из художественной жизни страны и назван «буржуазным» явлением. Если классические романсы Алябьева, Глинки и др. композиторов ещё звучали на концертах, то бытовой романс полностью был «загнан в подполье». И лишь с начала 60-х годов он постепенно стал возрождаться.

Русскому классическому романсу уже более 300 лет, а концертные залы во время исполнения романсов всегда полны. Проходят международные фестивали романса. Жанр романса продолжает жить и развиваться, радуя своих поклонников.

Знал ли Александр Алябьев, что всего один романс принесет ему всемирную славу и бессмертие? Речь, конечно же, идет о знаменитом «Соловье», который настолько полюбился широкой аудитории, что даже получил продолжение в сочинении «Прощание с соловьем». Количество переложений и авторских прочтений этого знаменитого романса просто не счесть, ему посвящают стихи, его слушают и восхваляют до сих пор по всему миру.

Историю создания Романсов Алябьева , содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Вокальное творчество композитора

Несмотря на обширное творческое наследие, именно вокальная лирика была настоящей подлинной стихией композитора. Именно здесь он в большей степени проявил свой талант, ведь уже в зрелых сочинениях Алябьев предстает перед публикой, как музыкант с очень яркой индивидуальностью. Можно с уверенностью утверждать, что Александр Александрович один из самых талантливых и известных композиторов первой половины XIX века. В это время его камерно-вокальное творчество было на вершине популярности.


Почему же именно романс ? Дело в том, что именно этот жанр музыки был наиболее удобен для отражения идей и оценки событий. Текст и миниатюрность сделали его доступным для любого слушателя. Кроме того, именно вокальное творчество стало для Александра Александровича своеобразной лабораторией, в которой он занимался поиском новейших выразительных приемов и средств, поиском себя.

Свой первый романс композитор написал еще в 1810 году, однако до нас дошло лишь сочинение, датируемое 1815 годом – это гусарская песня «Один еще денек ». Любопытно, что в рукописи, которая была больше похожа на набросок, аккомпанемент записан не везде. В то время еще ни один из композиторов периода не заявил о себе. Знаменитый Верстовский даже не начал занятия композицией, а Н. Титов представил свои первые работы лишь в 1820 году, не говоря уже о М. Глинке , А. Варламове и А. Гурилеве.


Впоследствии в его камерно-вокальной лирике в большей степени проявлялись автобиографические черты. Произведения были пронизаны мотивами страдания, одиночества и тоски по родине.


История и содержание

Первая половина XIX века была отмечена стремительным ростом интереса к камерно-вокальной музыке, в особенности развитием русского романса. Способствовало этому влияние сентиментализма и романтизма на творчество музыкантов. В своих произведениях композитор широко использует тексты сентименталистов. Особенно заметно это на примере музыкального и литературного языка романсов Алябьева «Верность до гроба » и «Путешественник », написанных в 1818 году. В более поздние года композитор продолжает обращаться к поэзии сентименталистов, например, в романсе «Вижу, бабочка летает », написанном на стихи П. Шаликова (1823 г.) или сочинении на слова Дельвига «Одиноко месяц плыл » (1839 г.).


Тем не менее, близость к сентиментализму свойственна лишь ранним произведениям композитора, ведь к 1820 годам романтизм занимает прочное место в его творчестве, вытесняя все остальное. Особенно это заметно в его романсах, написанных в 1829 и 1830 году: «Черкесская песня » на стихи Пушкина, «Гроб » (стихи П. Ободовского), «Иртыш » (И. Веттера).

«Черкесская песня» наделена основными признаками романтизма, которые можно встретить как в самом тексте, так и в музыкальном языке. В стихотворении А. Пушкина главный герой – это типичный романтический персонаж, изгнанник. Также в тексте встречаются образы бурного потока, обращение к экзотическому – к природе Кавказа и потустороннему. В музыкальном языке нет прямого использования кавказских народных песен, но композитор очень точно передал само настроение, используя выразительные средства музыки. Так, слова «чеченец ходит за рекой» усилены звучащим это время органным пунктом в басу.

Романс «Гроб» схож с «Мыслителем» Ференца Листа . Алябьев также использует ритм шествия. Усиливает напряжение и преобладание низких регистров в музыкальной ткани.

Александр Александрович всегда стремился достичь тесной взаимосвязи музыки и литературного текста. Эта тенденция наблюдается во многих его произведениях. Например, в романсе «Иртыш» или «Я вас любил ». Последний из них исследователи часто сравнивают с сочинениями Б. Шереметьева и А. Даргомыжского. Каждый из этих композиторов по-разному акцентирует строчку «Я вас любил». Если Даргомыжский сильную долю ставит на начало такта, выделяя начальное «Я», то у Алябьева акцент выпадает на слово «Вас», наделяя эту фразу несколько иным значением.

Начиная с 1827 года, Алябьев уделял особое внимание романсовой лирике. Именно в этот период у него появляется наибольшее число произведений в жанре камерно-вокальной лирики. В произведениях этого периода проявляются новые сюжеты, стилистические особенности. Композитор расширяет круг тем для своих сочинений. Скорее всего, этому способствовала ссылка, в которую его отправили в 1828 году. Вторым фактором явилось возникновение в 1840-х годах нового движения в литературе, в котором на первый план выходили острые социальные темы и сатира. Алябьев устремляет свое внимание именно на социальную тематику для романсов.

Предвосхищая камерно-вокальное творчество его последователя Даргомыжского, Алябьев включает в свои романсы тему социального неравенства. Многие из этих сочинений были написаны на стихи Н. Огарева «Кабак », «Изба », «Деревенский сторож ». Интересно, какие средства использует Алябьев в этих произведениях для «изображения» происходящего. В романсе «Кабак» содержание выражается через танец и это вовсе не вальс, как было принято. Алябьев выбирает весьма необычный танец – плясовую, что сближает его с образами Мусоргского . Подобный пример уже встречается в его творчестве ранее. В 1833 году Алябьев также использует танец в романсе «Увы, зачем она блистает» на стихи А.С. Пушкина.


«Соловей» - создание шедевра

При выборе поэтических строк для своих романсов и песен, Алябьев всегда проявлял особую требовательность, пристально обращая внимание на смысловую нагрузку текста. Творчество некоторых поэтов он всегда выделял по-особенному. Например, поэзия Дельвига привлекала его своей чистотой, стройностью, напевностью и, самое главное, музыкальностью. На стихи этого поэта Алябьев написал много прекрасных романсов, но среди них особенно выделятся один, который стал настоящим шедевром мировой музыки. Речь идет о романсе «Соловей ». Совсем скоро он приобрел всенародное признание и любовь, более того, стойко выдержал испытание временем и не потерял силы воздействия до сих пор, благодаря своей задушевности и свежей лирике.

«Соловей» - слушать

Истоки «Соловья» Дельвига уходят вглубь веков, ведь в народной поэтической традиции образ соловья был широко раскрыт как верный друг, советчик. В фольклоре он представлял собой символ отзывчивости и сопереживания к чужому горю. Более того, этот образ (странника, певца любви) в свое время воспели многие известные поэты и композиторы.

Премьера романса прошла 7 января 1827 года в Большом театре. Исполнил ее популярный в то время вокалист П.А. Булахов. Можно считать, что именно с этого дня началась необычайная популярностью произведения. Буквально в ближайшее время «Соловья» исполняли на различных концертах не только в провинции, но и в столицах.

Исследователи творчества Алябьева называют различные даты написания самого романса, известно лишь, что создан он был во время трехлетнего заключения композитора.

В романсе очень богатое и ярчайшее выражение нашел мелодический дар Алябьева. Удивительно пластичная мелодия (с мягкими интонациями) переплетается с активным распевом. Все это придает сочинению еще большую выразительность и поэтичность. В нем сосредоточены главные черты русского романса. Мелодия сочинения заметно выделяется душевной широтой, распевностью, мягкостью и нежностью. При этом она обладает удивительной целостностью, единством и собранностью. Музыкальный облик мелодии неповторимо своеобразен, благодаря чему ее просто невозможно перепутать с каким-либо другим произведением. Очень точно в музыке романса передана ладовая переменность: «Соловей мой, соловей» начинается в ре миноре и и тут же в следующей фразе переход Фа мажор «Голосистый соловей».

За все время романс Алябьева «Соловей» подвергался несчетному количеству аранжировок и обработок. Даже сам композитор сделал несколько обработок сочинения: для голоса с хором и оркестром, и хоровую. В знаменитом Третьем квартете Александр Александрович использовал вариации на тему «Соловья» в медленной части.

М. Глинка несколько раз в своем творчестве обращался к этому романсу. Находясь в Берлине в 1833 году, он написал вариации для фортепиано на тему «Соловья», а через 23 года появилось переложение для голоса и оркестра.

Ференц Лист также уделил внимание «Соловью», когда был в Петербурге в 1842 году. Венгерский мастер парафраз сочинил фортепианную транскрипцию, которая сразу же приобрела необычайную популярность не только в России, но и за границей.

Знаменитый П.И. Чайковский неоднократно рассказывал, что его детские воспоминания тесно связаны с романсом Алябьева и любовь к этому произведению он сохранил на протяжении всей своей жизни. Более того, он признавался, что не может без слез слушать это произведение.

Интересные факты

  • Известный советский музыковед Б. Штейнпресс писал, что Алябьев своим романсовым творчеством проложил себе широкую дорогу по всей стране.
  • Во времена ссылки произведения Алябьева печатали под именем «Северный певец».
  • С 14 лет Александр Александрович занимался музыкой у известного педагога И. Миллера, который обучал многих знаменитых музыкантов.
  • Очень драматична и печальна судьба композитора, который был несправедливо обвинен. Это буквально разделило его жизнь на два контрастных периода. Это наложило отпечаток и на его творчество.
  • В 1810-х годах Алябьев написал свои первые сочинения (пьесы, вокальные произведения и струнный квартет) и они стали первыми образцами русской камерно-инструментальной музыки.
  • Наибольший отклик у молодого композитора вызывала поэзия В. Жуковского, затем его привлекло творчество А. Пушкина, А. Дельвига и Н. Огарева.
  • Знаменитый романс «Соловей» был издан в 1843 году, спустя 16 лет после премьеры в Большом театре.
  • Текст романса «Соловей» написан от лица девушки, однако его широко исполняют и мужчины. Известно, что впервые он был исполнен представителем противоположного пола – П. Булаховым.
  • В 1812 году Алябьев принял участие в военных действиях, сражаясь вместе с известнейшим Денисом Давыдовым. Ему прочили блестящую военную карьеру, но он предпочел вернуться к искусству.
  • Асафьев отзывался об Александре Александровиче, как об очень чутком и одаренном лирике, чьи романсы являются значимым опытом романтической лирики.
  • Очень важна была для творчества Алябьева встреча и последующая дружба с известным композитором А. Верстовским, который только начал сочинять музыку в 20-х годах. На протяжении всей жизни Александра Александровича длилась эта дружба. Именно благодаря своему товарищу, он обратил внимание на театральные жанры и стал работать над операми и водевилями. Некоторые из них Алябьев сочинял совестно с Верстовским.
  • Еще одной значительно работой Алябьева называют сборник «Голоса украинских песен», который он составил и записал вместе с известным украинским исследователем М. Максимовичем. Это издание стало сыграло исключительную роль в развитии музыки Украины в целом.
  • Долгое время назад исследователи спорили, кому принадлежит текст романса «Прощание с соловьем». Так, его ошибочно приписывали Дельвигу. Однако стало известно, что на самом деле стихотворение было написано Н. Кашинцовым, который специально сочинил свое произведение в подражание товарищу-поэту Дельвигу.

Творческий путь Алябьева

Творчество Алябьева весьма обширно и содержит в себе несколько сотен произведений – это инструментальные сочинения, оперы, танцевальная музыка, вокальная и музыка к спектаклям. Достаточно широко представлена камерно-инструментальная музыка и сочинения для хора. Алябьевым было написано около 200 песен и романсов. Известно, что во времена ссылки композитор особенно уделял внимание вокальным и оркестрово-симфоническим произведениям. Исследователи творчества Алябьева отмечают, что именно в этот промежуток времени он сформировался как крупный симфонист. Эти года также обозначены новыми творческими исканиями композитора, особенно проявился его интерес к творчеству народов России.

Обширное творческое наследие Алябьева объединилось благодаря некоторым общим чертам. Так, в его сочинениях нашел отражение жизненный путь. Любопытно, что в партитурах исследователи выявили использование различных исполнительских составов: театральные жанры, относящиеся к жизни в столице, хоры со времен церковного покаяния, концертная оркестровая музыка со времен пребывания в Сибири, камерные произведения (исполнение сочинений в кругу друзей в Оренбурге). Особенно показательна «география» его странствий в вокальных опусах. В частности, Алябьев активно использовал башкирский, киргизский, кавказский фольклор в народно-песенных темах (периоды его жизни в Сибири, а затем на Кавказе).

В творчестве Александра Александровича раскрыт и его внутренний мир. В произведениях встречается темы уныния (ссылка), чувства к возлюбленной, надежда, а также стремление к свободе. Все эти темы, так или иначе, звучат в произведениях композитора.

Среди всех современников Александр Алябьев отчетливо выделяется своей разносторонней одаренностью, индивидуализмом и глубиной творчества. Композитор явился основоположником русского лирического романса и в целом камерно-инструментальной музыки, его творчество колоссальным образом повлияло на всю романсовую лирику, внеся в нее новейшие признаки.

В своих произведениях Алябьев часто затрагивает философские и социальные темы, которые до сих пор никто не использовал, тем не менее, мелодический склад его сочинений теснейшим образом связан с фольклором. Конечно же, среди всех его произведений значительным образом выделяется настоящая жемчужина русской музыки – романс «Соловей», по праву принадлежащий к тем художественным творениям, которые называют бессмертными.

Видео: слушать Романс Алябьева